Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2025 года <адрес> Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего Ярыгина Л.И.,
с участием помощника прокурора <адрес> РИ ФИО3, при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Ингушетия ФИО5, в защиту социальных прав несовершеннолетних к администрации Сунженского муниципального района РИ о взыскании денежных средств на содержание ФИО1 в сумме 5 101 рубль за январь 2025 года,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Ингушетия обратился в суд с исковым заявлением в защиту социальных прав несовершеннолетнего ФИО1, находящегося под опекой ФИО2, о взыскании с администрации Сунженского муниципального района РИ денежных средств на содержание ФИО1, в сумме 5 101 рубль за январь 2025 года.
Из искового заявления следует, что прокуратурой района проведены проверочные мероприятия соблюдения законодательства об опеке и попечительстве на предмет своевременности выплаты денежных средств на содержание и воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проведенных проверочных мероприятий установлено, что постановлением главы администрации Сунженского муниципального района РИ от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена опека ФИО2 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрация Сунженского муниципального района РИ не выплатила ежемесячные денежные средства на содержание ФИО1 за январь 2025 г. в размере 5 101 рубль. В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 1 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РИ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется полное государственное обеспечение - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи. Размер ежемесячных пособий на компенсацию мер социальной поддержки, согласно статье 2 указанного закона, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семье опекуна, попечителя, приемных родителей, устанавливается в сумме: 1) для детей от рождения до семи лет – 5 038 рублей; 2) для детей от семи до 14 лет – 5 076 рублей; 3) для детей от 14 до 18 лет – 5 101 рубль; 4) для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случаях обучения в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения до окончания профессионального образования, от 18 лет до 23 лет – 5 101 рубль. В нарушение вышеуказанных норм закона администрацией Сунженского муниципального района РИ не произведены ежемесячные выплаты на содержание вышеуказанного ребенка, что противоречит требованиям статьи 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение для содержания и воспитания детей, в результате чего ребенок лишен получения государственной помощи. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РИ ФИО6 исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме, учитывая, что подтверждение о произведенных выплатах ответчиком не представлено.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2 в судебное заседание не явился.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания представитель администрации Сунженского муниципального района РИ в суд не явился.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон РИ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется полное государственное обеспечение - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи (статья 1).
В силу статьи 2 Закона размер ежемесячных пособий на компенсацию мер социальной поддержки, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семье опекуна, попечителя, приемных родителей, устанавливается в сумме: для детей от рождения до семи лет – 5 038 рублей, для детей от семи до 14 лет – 5 076 рублей, для детей от 14 до 18 лет – 5 101 рубль, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случаях обучения в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения до окончания профессионального образования, от 18 лет до 23 лет - 5 101 рубль.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, в ходе проведенной проверки прокуратурой <адрес> Республики Ингушетия соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей при выплате ежемесячных пособий на их содержание и воспитание выявлено, что в нарушении норм закона, выплата на содержание детей, находящихся под опекой за январь 2025 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не произведена.
При таких условиях, с учетом выясненных в судебном заседании обстоятельств по делу, исковые требования заместителя прокурора <адрес> РИ в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО1, суд находит подлежащими удовлетворению как основанные на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Республики Ингушетия ФИО5, в защиту социальных прав несовершеннолетних к администрации Сунженского муниципального района РИ о взыскании денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с администрации Сунженского муниципального района Республики Ингушетия денежные средства на содержание ФИО1 в сумме 5 101 (пять тысяч сто один) рубль за январь 2025 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна:
Судья
Сунженского районного суда РИ Л.И. Ярыгин
Решение суда вступило в законную силу «___»__________________2025 года
Судья Л.И. Ярыгин
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ |
Срок рассмотрения | 21 день |
Строка статистического отчета | 104 |