Решение по делу № 33-8081/2021 от 11.06.2021

Судья Моисеев С.Ю.                                                    Дело № 33-8081/2021

Дело № 2-160/2021                                 УИД 52RS0028-01-2021-000102-96

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород                                                               13 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

        председательствующего судьи                                                      Фролова А.Л.

        судей                                                               Цыгулева В.Т., Луганцевой Ю.С.

        при секретаре судебного заседания                                           Кузьминой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе Глухова И.А.

на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 06 апреля 2021 года

по иску Глухова И.А. к Администрации г. Володарск Володарского района Нижегородской области о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Фролова А.Л.,

У С Т А Н О В И Л А:

Глухова И.А. обратилась в суд с иском о признании незаконным постановления о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении, указав, что 25 марта 2003 года она обратилась с заявлением о принятии ее в составе семьи из двух человек: Гусева И.А. и сын Гусев Р.А., [дата] года рождения, на учет для получения жилой площади. Данное заявление было рассмотрено и принято решение для постановки ее на учет в общую и льготную очередь. С 25 марта 2003 года по 11 октября 2020 года она каждый год подтверждала заявлениями и необходимыми документами свое право и право ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением №103 от 12 марта 2020 года администрации города Володарска Нижегородской области она снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Считает указанное постановление незаконным и необоснованным, нарушающим ее права на улучшение жилищных условий.

Просила суд признать постановление №103 от 12 марта 2020 года, принятое администрацией города Володарска Володарского района Нижегородской области незаконным, обязать администрацию города Володарска Володарского района Нижегородской области восстановить Глухову (ранее Гусеву) И.А. на учете граждан в качестве нуждающихся и жилом помещении с учетом даты первоначальной постановки на учет.

Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 06 апреля 2021 года в удовлетворении иска Глуховой И.А. отказано.

В апелляционной жалобе Глуховой И.А. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается, что судом неправильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, неверно применены нормы материального права, а также произведена неверная оценка доказательств по делу.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение суда вышеприведенным требованиям соответствует.

Статьей 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (п.1).

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе: из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Как следует из материалов дела, распоряжением Володарской городской администрации [номер]-ро от 07.04.2003 Глухова (ранее Гусева) И.А. была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в составе семьи из двух человек: Глухова (Гусева) И.А. и Гусев Р.А.

Жилищной комиссией при администрации г.Володарска принято решение №10 от 12.03.2020, которым Гусева И.А. (состав семьи сын Гусев Р.А., мать Гусева В.И.) снята с учета нуждающихся в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

Постановлением администрации г.Володарска №103 от 12.03.2020 Гусева И.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Обращаясь в суд с иском Глухова (Гусева) И.А. указала, что постановление администрации г.Володарска является незаконным и необоснованным, нарушающим ее жилищные права на получение жилого помещения.

Принимая оспариваемое решение, руководствуясь ст.ст.55, 56 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.29, 32 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент принятия истца на учет в качестве нуждающейся), положениями Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", положениями Закона Нижегородской области от 16.11.2005 №179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселения Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», суд первой инстанции пришел к выводу об отказе Глуховой И.А. в удовлетворении заявленных по делу требований, исходя из установленного факта утраты Глуховой И.А. оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ей право на получение жилых помещений по договорам социального найма, поскольку обеспеченность Глуховой И.А. и членов ее семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 16,06 кв.м., что более установленной учетной нормы на одного человека 14 кв.м.

    Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения распределения бремени доказывания судом допущено не было.

    Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.

Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в жилом помещении предусмотрены статьей 56 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005, установлены ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона, согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно пункту 1 части 1 которой нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Под учетной нормой площади жилого помещения понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, наступает при возникновении у данных граждан обеспечения общей жилой площадью жилого помещения в размере, превышающем размер учетной нормы площади жилого помещения, установленный в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Городской Думы города Володарска Володарского муниципального района Нижегородской области № 138 от 29.05.2008 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма в городе Володарске» утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (учетная норма – 13 кв.м.).

Ранее учетная норма площади жилого помещения на одного человека составляла 12 кв.м.

Из материалов дела следует и судом установлено, что на дату постановки Глуховой И.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в квартире по адресу: [адрес], на регистрационном учете состояло 4 человека: Гусева В.И. – мать Глуховой (Гусевой) И.А., Глухова (Гусева) И.А., Гусева А.А. – сестра Глуховой (Гусевой) И.А., а также Гусев Р.А. – сын Глуховой (Гусевой) И.А.

Общая площадь квартиры составляет 48,20 кв.м., в том числе жилая площадь – 27,30 кв.м., то есть на каждого зарегистрированного по данному адресу гражданина приходилось по 12,05 кв.м. общей площади, и 6,83 кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы.

Квартира [номер] в доме [адрес] принадлежит на праве собственности Гусевой В.И. – матери истца, на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от 12.07.1993 и свидетельства о праве на наследство по закону от 20.03.2014.

24.12.2019 Гусева А.А. – сестра Глуховой (Гусевой) И.А., снялась с регистрационного учета по адресу: [адрес] зарегистрировалась по адресу: [адрес], данное жилое помещение находится в собственности матери истца - Гусевой В.И.

Согласно выписке из лицевого счета от 13.02.2020, в жилом помещении, расположенном по адресу: [адрес], зарегистрировано три человека: Гусева В.И. – мать Глуховой (Гусевой) И.А., Глухова (Гусева И.А.), Гусев Р.А. – сын Глуховой (Гусевой) И.А., в связи с чем, на каждого проживающего (зарегистрированного) приходится 16,06 кв.м., что более учетной нормы, существующей как в настоящее время, так ранее установленной.

Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание обеспеченность Глуховой И.А. и членов ее семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 16,06 кв.м., при установленной учетной норме на одного человека 14 кв.м. (ранее 12 кв.м.), суд пришел к обоснованному выводу об отказе истцу в иске.

Тот факт, что Глухова И.А. была принята на учет до 01.03.2005, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи после снятия Гусевой А.А. с регистрационного учета стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия ее с жилищного учета.

Доводы жалобы Глуховой И.А. о том, что она не является членом семьи Гусевой В.И. (матери истца), являются несостоятельными и подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Частью 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Родство является длящимся юридическим фактом и означает семейно-правовое состояние (свойство) лица, основанное на происхождении одного лица от другого или нескольких лиц от общего предка.

В связи с изложенным Глухова И.А., являясь родной дочерью Гусевой В.И., относится к членам ее семьи.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет до 01 марта 2005 года по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку основаны на ошибочном толковании положений действующего жилищного законодательства.

Жилищным кодексом РСФСР, на основании которого истица и члены семьи были включены в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке, предусматривались как постановка на учет, так и снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в случае, когда отпали основания для предоставления жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР).

Довод заявителя жалобы о том, что расчет нормы при принятии решения об исключении из списка очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий должен производиться по нормам, действующим на момент постановки ее на учет, на правильность выводов суда также не влияет.

На момент постановки Глуховой И.А. на учет статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.

В соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса РСФСР правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений утверждались в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года N 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

В силу подпункта "а" пункта 2 названного Постановления Совета Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов на основании Примерных правил и с учетом местных условий было предписано разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде. Пунктом 42 Примерных правил предусматривалось, что жилое помещение предоставляется гражданам в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Аналогичные положения содержались в статье 11 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которым социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Таким образом, установление норм предоставления жилой площади лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, федеральным законодательством было отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 6.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Нижегородской области, утвержденных решением исполкома областного Совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных союзов от 9 января 1991 г. N 20 (с изменениями и дополнениями от 16 июня, 14 июля 1992 г., 28 марта 2002 г.), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,0 кв. метра и ниже.

Решением городской Думы г. Володарска от 29.05.2008 года N 138 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Володарске" учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установлена 13 кв. м общей площади жилого помещения (норма предоставления – 14 кв.м.) на одного человека.

Из материалов дела следует, что в настоящее время Глухова И.А. имеет обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи более 16 кв.м., (в том числе 9,1 кв.м. жилой площади), то есть обеспечена жилым помещением по установленной норме, в том числе с учетом действовавшего на период постановки на учет законодательства, и не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Ссылка заявителя на то, что она является инвалидом, подлежит отклонению, поскольку инвалидность третьей группы установлена истцу 07.04.2021, т.е. после принятия судом решения по делу.

Между тем, законность и обоснованность судебного акта суда первой инстанции проверяется судебной коллегией на дату его принятия.

Аргументы заявителя жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неверно произведенной судом оценке доказательств, выражают общее несогласие с выводами суда, и на законность и обоснованность судебного решения не влияют.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Судом первой инстанции соблюдены принципы состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ), в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 ГПК РФ созданы необходимые условия для реализации прав сторон, всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела.

Все доказательства по делу получили надлежащую оценку, результаты которой приведены в оспариваемом судебном акте с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Володарского районного суда Нижегородской области от 06 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Глухова И.А. – без удовлетворения.

Определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение составлено в окончательной форме    14 июля 2021 года.

Председательствующий

Судьи

33-8081/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Глухова Ирина Александровна
Прокуратура Володарского района Нижегородской области
Ответчики
Администрация г. Володарск Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Фролов Андрей Леонидович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
21.06.2021Передача дела судье
13.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2021Передано в экспедицию
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее