Решение по делу № 2-1688/2019 от 04.02.2019

Дело № 2-1688/2019 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15апреля 2019 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сат А.Е., при секретаре МонгушХ.А.,с участием истца Сарыглар Д.В., представителя ответчика Увангур Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сарыглар Д.В. к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о взыскании пенсии по случаю потери кормильца, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Сарыглар Д.В.обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к ответчикуо взыскании пенсии по случаю потери кормильца, компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование указала, что ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца МВД по Республике Тыва в связи со смертью кормильца ее отца. Пенсия была назначена с начала ее обучения ее отца. Каждый семестр Сарыглар Д.В. представляла справку из института в МВД по Республике Тыва, подтверждающую ее обучение. Истицей были предоставлены каникулы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г. отчислить из образовательной организации должны были с ДД.ММ.ГГГГ Пенсия по случаю потери кормильца за период каникул не была выплачена. МВД по РТ был дан отказ в выплате пенсии в период каникул. ДД.ММ.ГГГГ было подано административное исковое заявление об оспаривании действия органа власти, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено определение об отказе в принятии административного искового заявления. Датой окончания обучения является дата отчисления из образовательной организации, а не дата получения документа о прохождении обучения. МВД по РТ не выплатило истице пенсию по потере кормильца на период каникул с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушило ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении ли, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Согласно ст. 39 Закона РФ № 4468-I, пенсия по потере кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи считается нетрудоспособным. Согласно справки МВД по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, на указанный период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ейначислена сумма 24070 рублей 25 копеек. Считает, что ответчиком ей причинен моральный вред. Считает, что ответчик, лишив ее пенсии по потере кормильца на указанный период, причинил ей моральный вред.Так как на этот период при отсутствии материальных благ, находясь в чужом городе, она была в подавленном состоянии, нравственно страдала при отсутствии предметов обычного обихода, элементарно была лишена средств пропитания.

Будучи беспомощным студентом, она была вынуждена жить у знакомых людей, фактически работая у них домработницей, чтобы обеспечить себе обычное существование. Это было для нее унизительным, попрекающим ее собственное достоинство.

Просит взыскать с ответчика в пользу истца пенсию по потере кормильца за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24070 рублей 25 копеек. Моральный вред в размере 25000 рублей, судебные расходы в размере 2422 рублей.

Ввозражении представитель ответчика МВД по Республике Тыва просит отказать в удовлетворении иска, так как для целей пенсионного обеспечения по Закону №4468-1 в данном случае главным является определение точной даты окончания обучения, то есть завершения осваивания образовательной программы. За весь период обучения в группу пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения истица представляла справки из образовательного учреждения с предполагаемой датой окончания обучения – ДД.ММ.ГГГГ Истица подает заявление о выплате пенсии за июль и август 2018 года. Из-за противоречивых сведений, указанных в справках, данных <данные изъяты>, в целях соблюдения правомерности выплаты пенсии по случаю потери кормильца истица за июль и август 2018 года, группой пенсионного обслуживания ЦФО МВД по РТ ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос в вышеуказанное учебное заведение об уточнении даты окончания обучения. В ответе на запрос учебное заведение отказало в представлении информации, ссылаясь на отсутствие согласия субъекта персональных данных на их передачу третьим лицам. При таких обстоятельствах, группа пенсионного обслуживания по РТ была вынуждена отказать в выплате пенсии, в связи с отсутствием правовых оснований для выплаты, при этом истице было разъяснено неоднократно, в том числе и письмом от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления копии распорядительного акта с указанием точной даты окончания обучения. Право истицы на получение социальной гарантии в виде пенсии по случаю потери кормильца не нарушалась, МВД по РТ, затребовав копию распорядительного акта, лишь разъяснило порядок действий Сарыглар Д.В. для получения пенсии, поскольку, как указывалось ранее, имеются противоречивые сведения в предоставленных истицей документах. Без оспаривания действий в порядке, предусмотренном КАС РФ, удовлетворение требования о компенсации морального будет являться не основанным на нормах законодательства. Просит в удовлетворении исковых требовании истицы отказать и рекомендовать ей обратиться в установленном законом порядке в МВД по РТ с заверенной надлежащим образом копией выписки из приказа об отчислении.

Истица Сарыглар Д.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, указав, что при личной встрече с бухгалтером, ей не разъяснялось, что ей нужно представить приказ об отчислении, а напротив, ей разъяснялось, что в выплате пенсии ей отказано, так как датой окончания учебы является дата выдачи диплома об образовании.

Представитель ответчика Увангур Д.А., действующая на основании доверенности, просила отказать в иске, поддержала доводы письменного возражения. Указала, что группой пенсионного обеспечения запрашивались сведения об отчислении Сарыглар Д.В., на что им было отказано в связи с так как информация содержит персональные данные. Сама истица приказ б отчислении не представила. Учитывая, что пенсия по потери кормильца это бюджетные деньги, то у нас не было правовых основания для начисления данной выплаты в июле и августе. Истице было письменно разъясненоо необходимости предоставления копии распорядительного акта с указанием точной даты окончания обучения. Однако она в обход установленного порядка обратилась в суд.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном пенсионном обеспечении) право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с данным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных указанным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению, при этом исходя из положений пункта 6 приведенной нормы, а также подпункта 8 пункта 1 статьи 4 указанного закона социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.

В силу подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на социальную пенсию в соответствии с данным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Указанным гражданам устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Статьей 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Согласно ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 22.02.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.

Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей.

В соответствии с п. 17 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

Из искового заявления и материалов дела следует, что истица Сарыглар Д.В. была назначена пенсия по случаю потери кормильца, и ею каждый семестр в МВД по Республике Тыва предоставлялись справки с места учебы «Сибирского федерального университета», которые подтверждали факт обучения по очной форме.

Однако за ДД.ММ.ГГГГ Сарыглар Д.В. пенсия по случаю потери кормильца не была начислена и выплачена, в связи с чем обратилась в Группу пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Тыва, куда представила справку от ДД.ММ.ГГГГ (с предполагаемой датой обучения ДД.ММ.ГГГГ) и копию диплома, выданного ДД.ММ.ГГГГ). В ДД.ММ.ГГГГ Сарыглар Д.В. в ЦФО МВД по Республике Тыва представила иную справку, с датой окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ. В то же время она зачислена с ДД.ММ.ГГГГ, в другое учебное заведение.

Имея противоречивые сведения о периоде обучения Сарыглар Д.В., ответчик обратился с запросом в <данные изъяты>»с целью подтвердить факт окончания срока обучения данного ВУЗа с подтверждающими документами на гражданку Сарыглар Д.В. в целях правомерной выплаты пенсии из средств Федерального бюджета.

В ответ на обращение проректор по образовательной деятельности ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что запрашиваемые сведения не могут быть представлены без согласия от субъекты персональных данных на их передачу третьим лицам (заверенного печатью кадровой службы вашей организации), так как полученный запрос не относится к мотивированному запросу по обстоятельствам предусмотренным п. 4 с. 1 ст. 13 от 07.02.29011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Не получив ответа на запрос о периоде обучения, а именно о дате окончания обучения, главный специалист группы пенсионного обслуживания МВД по РТ ФИО5 дала Сарыглар Д.В. письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что Сарыглар Д.В. назначена пенсия по потере кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (окончание обучения). Факт прохождения обучения подтверждается соответствующим документом из образовательной организации. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность. Для целей пенсионного обеспечения по Закону в данном случае является определение точной даты окончания обучения, то есть совершение осваивания образовательной программы. В июле 2018 года в Группу пенсионного обслуживания ЦФО МВД по РТ Сарыглар Д.В. предоставлена копия диплома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ . Правовых оснований для выплаты пенсии ей по случаю потери кормильца за июль, августа месяцы не имеется.

Данный отказ ЦФО МВД по РТ и послужил поводом для обращения Сарыглар Д.В. в суд.

В ходе судебного разбирательства ответчик признал основное требование истицы, выдал справку начальника ЦФО МВД по РТ ФИО6, специалиста ГПО ЦФО по РТ от ДД.ММ.ГГГГ с исх. , согласно которой истица имеет право на получение компенсации «единовременное возмещение сумм пенсий» за ДД.ММ.ГГГГ. (ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ) в размере 24070 руб. 25 коп. единовременно.

Поскольку истцом суду предоставлена копия приказа об отчислении незаверенная надлежащим образом, суд запросил указанные сведения в <данные изъяты>

В ответ на запрос суда проректор по образовательной деятельности ФИО4

<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что Сарыглар Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается по очной форме по основной образовательной программе в группе <данные изъяты> на основании приказа «О зачислении» для обучения с ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ /с, приказа «О присвоении квалификации, выдаче документа об образовании и о квалификации и отчислении» от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, судом установлено, что Сарыглар Д.В. имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца за июль, август 2018 г., однако за указанный период пенсия не была начислена и выплачена истцу, размер пенсии за два месяца составляет 24070,25 рублей.

Доводы возражения ответчика о том, что истице разъяснялось о необходимости предоставления приказа об отчислении, не могут быть приняты во внимание. Из письма главного специалиста группы пенсионного обслуживания МВД по РТ ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ видно, что Сарыглар Д.В. указывалось, что основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, но ей не разъяснялось, что ей следует представить распорядительный акт организации об ее отчислении или справку об окончании обучения со ссылкой на приказ об отчислении, так как образовательное учреждение отказало им в выдаче выписки из приказа об отчислении, поэтому данный документ следует представить самой Сарыглар Д.В. Не указано, что данный ответ не является отказом и при предоставлении необходимых документов вопрос будет разрешен по существу. Ответчик напротив, ссылаясь на копию диплома <данные изъяты>, где указана дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ , указал об отсутствии правовых оснований в выплате пенсии.

При таких обстоятельствах иск Сарыглар Д.В о взыскании пенсии по случаю потери кормильца за июль и август 2018 года подлежит удовлетворению.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

То есть по общему правилу обязанность денежной компенсации морального вреда может быть возложена на нарушителя только в случае, если вред причинен неимущественным правам либо нематериальным благам гражданина.

Требования же Сарыглар Д.В. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда вытекают из имущественных требований, не связаны с нарушением личных неимущественных прав истца или его нематериальных благ. Переживания по поводу отсутствия денежных средств к существованию к числу таковых отнесены быть не могут.

При таких обстоятельствах требования Сарыглар Д.В. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истица просит взыскать с ответчика судебные расходы за юридическую консультацию 500 рублей, оформление уточненного искового заявления в размере 1000 рублей, за уплату госпошлины в размере 622 рубля.

Учитывая, обоснованность требований истца о взыскании пенсии по случаю потери кормильца и отказ в удовлетворении дополнительных требований, заявленных в уточненном иске, суд приходит к выводу, что возмещению подлежат лишь расходы, связанные с уплатой госпошлины и расходы уплате за первоначальную консультацию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сарыглар Д.В. к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о взыскании пенсии по случаю потери кормильца, компенсации морального вреда, судебных расходовудовлетворить частично.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Тыва в пользу Сарыглар Д.В.,25 рублей, 622 рубля в счет расходов по уплате государственной пошлины, 500 рублей в счет оплаты за юридическую консультацию.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 19апреля 2019 года путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья А.Е. Сат

2-1688/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее