Решение от 09.06.2021 по делу № 66а-2896/2021 от 01.06.2021

Дело № 66а-2896/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                                9 июня 2021 года

Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:

судьи судебной коллегии по административным делам Бугакова О.А., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») на определение Брянского областного суда от 16 марта 2021 года, вынесенное по заявлению Сорокун Светланы Витальевны о возмещении судебных расходов по административному делу № 3а-669/2020 по административному исковому заявлению Сорокун Светланы Витальевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

установил:

решением Брянского областного суда от 1 октября 2020 года административный иск Сорокун С.В. об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости удовлетворен, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № установлена по состоянию на 9 февраля 2017 года, равной его рыночной стоимости, в размере 241 000 рублей.

Данное решение суда в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу.

12 января 2021 года административный истец посредством услуг почтовой связи направил в Брянский областной суд заявление о взыскании с административных ответчиков понесенных по делу судебных расходов в сумме 43 300 рублей, состоящих из расходов на оплату услуг по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 25 000 рублей, оплату судебной оценочной экспертизы - 8 000 рублей, по оплате услуг представителя – 10 000 рублей и по уплате государственной пошлины – 300 рублей.

Определением Брянского областного суда от 16 марта 2021 года заявление Сорокун С.В. удовлетворено, в ее пользу с ФГБУ «ФКП Росреестра» взысканы судебные расходы в сумме 43 300 рублей.

В частной жалобе представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» просит названное определение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности и принять по делу новое определение об отказе административному истцу в удовлетворении требований к данному органу. ФГБУ «ФКП Росреестра» считает, что Брянским областным судом было допущено ошибочное толкование законодательства в сфере оценочной деятельности, выразившееся в не разграничении таких понятий как «определение кадастровой стоимости» и «утверждение результатов определение кадастровой стоимости». ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалы не являются органами, утвердившими кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, в виду отсутствия таких полномочий, а подготовленный Филиалом документ по результатам арифметического расчета не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, порядок принятия которого определен в статье 24.17 Закона об оценочной деятельности. Полномочиями по утверждению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделен исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Управление имущественных отношений Брянской области, которым и были утверждены результаты определения кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости и удельные показатели кадастровой стоимости. Филиалом в свою очередь выполнена техническая функция расчета кадастровой стоимости с применением указанных удельных показателей, возможность изменения которых у ФГБУ «ФКП Росреестра» отсутствует. В том числе в жалобе приведены доводы о том, что контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений в сфере государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление Росреестра), которая является органом кадастрового учета. Действия ФГБУ «ФКП Росреестра» и филиала по Брянской области не являются причиной выявленного расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости, такие причины судом не исследовались. Заявитель жалобы полагает, что судом также нарушены нормы процессуального права и не учтены разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся порядка распределения судебных издержек по данной категории дел. Административным истцом было реализовано право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, в то время как филиалом такое право не оспаривалось, ходатайство о назначении по делу экспертизы не заявлялось, экспертиза проведена по инициативе административного истца. Ссылается на судебную практику, изложенную в судебных актах по иным делам, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу распределения судебных расходов по административным делам о пересмотре кадастровой стоимости, оценка которой судом по доводам возражений административного истца дана не была.

Возражения на частную жалобу лицами, участвующими в деле, не подавались.

Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции о взыскании судебных расходов в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление № 28), с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, подлежит разрешению в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 111, части 1 статьи 103, статьи 106, статьи 112 КАС РФ в их совокупности стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.

При рассмотрении заявлений о взыскании судебных расходов по данной категории дел, следует также учитывать правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П и в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, по вопросу распределения бремени несения судебных расходов, в соответствии с которыми существенное (значительное) превышение кадастровой стоимости, ранее определенной в порядке массовой оценки, установленной судом в размере его рыночной стоимости, может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. Нарушение прав лица суд может установить, как при доказанном отступлении от правил кадастровой оценки объекта недвижимости, так и при таком отличии кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости, которое, например, при доказанной кратной между ними разнице лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований.

Из изложенного следует, что в случае, если кадастровая стоимость настолько превышает рыночную, что это может означать ошибку в методике ее определения или при применении методики, судебные расходы взыскиваются в пользу административного истца.

Как усматривается из представленных материалов административного дела, Сорокун С.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 9 февраля 2017 года определена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области № в размере 2 181 403,90 рублей.

Пользуясь предоставленным частью 1 статьи 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец обратился с данным административным исковым заявлением в суд.

Вступившим в законную силу решением Брянского областного суда от 1 октября 2020 года кадастровая стоимость указанного нежилого здания установлена в размере, равном его рыночной стоимости, 241 000 рублей.

Как следует из пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - Постановление № 1), после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении.

С учетом характера рассмотренного судом спора, предметом которого явилось установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в предмет доказывания при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов входит выяснение вопроса о том, допущена ли в результате кадастровой оценки объектов недвижимости ошибка, повлекшая нарушение прав соответствующего лица, либо удовлетворение заявленных административным истцом требований сводилось к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости (пункт 31 Постановления № 28, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П).

Разрешая по существу заявление о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции установил, что ранее определенная кадастровая стоимость (2 181 403,90 рублей) спорного объекта недвижимости значительно (на 89 %) превышает итоговую величину рыночной стоимости, установленную судом в качестве кадастровой (241 000 рублей), и пришел к правильному выводу о том, что данное обстоятельство свидетельствует о наличии повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.

Определяя надлежащее лицо, обязанное возместить административному истцу понесенные судебные расходы, суд исходил из того, что такие расходы подлежат взысканию с ФГБУ «ФКП Росреестра», как органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Указанное согласуется с разъяснениями, содержащимися, как в абзаце третьем пункта 7, так и в пункте 31 Постановления № 28, по смыслу которых, по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), административным ответчиком, с которого в свою очередь подлежат взысканию судебные расходы, является ФГБУ «ФКП Росреестра», наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с их образованием или созданием, изменением учетных характеристик, и непосредственно определившего оспоренную в судебном порядке кадастровую стоимость объекта недвижимости.

Утверждение Управления имущественных отношений Брянской области приказом от 27 ноября 2015 года № 1890 средних значений удельных показателей кадастровой стоимости не опровергает того, что ФГБУ «ФКП Росреестра», применив соответствующие удельные показатели, фактически является органом, утвердившим кадастровую стоимость спорного объекта в силу предоставленных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии приказом от 12 мая 2015 года № П/210 полномочий.

Суждения в частной жалобе об ошибочности выводов суда первой инстанции о надлежащем лице, с которого подлежат взысканию судебных расходы по спорам о кадастровой стоимости, и о том, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не является органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки, поскольку не наделено такими полномочиями, а лишь осуществило расчет кадастровой стоимости с использованием утвержденного Управлением имущественных отношений Брянской области удельного показателя кадастровой стоимости, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Ссылка заявителя жалобы на контрольные функции за исполнением ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалами полномочий по определению кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, у Управления Росреестра, как следует из пункта 2 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210, в том смысле, которое предполагает возложение на орган регистрации бремя несения судебных расходов, признается ошибочной.

Исходя из положений абзаца 3 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 мая 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Подведомственным бюджетным учреждением Росреестра, осуществляющим государственный кадастровый учет и определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, является Учреждение в лице его филиалов (Приказ Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210).

С учетом особенностей правоотношений, связанных с оспариванием кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, суд пришел к правильному выводу о взыскании судебных расходов с Учреждения, определившего оспоренную кадастровую стоимость объекта недвижимости, указанного в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Вопреки доводам частной жалобы, из материалов дела не следует и судом не установлено, что результаты определения оспариваемой кадастровой стоимости были утверждены каким-либо иным органом. Итоговым документом, содержащим результаты расчета оспоренной кадастровой стоимости, является соответствующий акт Учреждения.

Не могут быть приняты во внимание доводы частной жалобы о том, что, в данном случае, административный истец реализовал свое право на приведение кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствие с рыночной стоимостью, поскольку исходя из положений административного процессуального закона во взаимосвязи правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, указанное не умаляет его право на присуждение понесенных по административному делу судебных расходов в случае удовлетворения заявленных требований даже при отсутствии возражений со стороны административного ответчика, если разница между кадастровой стоимостью, установленной решением суда, и ранее определенной в порядке массовой оценки кадастровой стоимостью является значительной.

Исследование причин существенной разницы между рыночной стоимостью нежилого здания и его кадастровой стоимостью при установленном нарушении прав административного истца не является юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении вопроса о распределении судебных расходов.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 10, 11 Постановления № 1, лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В ходе рассмотрения дела заявителем были понесены и документально подтверждены судебные расходы на уплату госпошлины - <...> рублей, на оценку нежилого здания - <...> рублей, на оплату судебной экспертизы – <...> рублей, на оплату услуг представителя - <...> рублей.

Принимая во внимание требования, предъявляемые к содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, установленных статьей 246 КАС РФ, разъяснения, данные в пунктах 2, 4 Постановления № 1, учитывая, что у административного истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без представления отчета об оценке, понесенные им расходы на проведение оценки рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в размере 25 000 рублей правомерно отнесены судом первой инстанции к судебным издержкам и взысканы в его пользу в полном объеме.

Кроме того, административный истец при обращении в суд в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 30 Постановления № 28 уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.

Расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей (за 1 объект) обоснованно взысканы с административного ответчика в пользу административного истца в соответствии с требованиями статей 106, 111 КАС РФ.

Суд первой инстанции, относя к расходам, связанным с рассмотрением дела, расходы на оплату услуг представителя, оценив объем оказанных представителем услуг, затраченное время на подготовку процессуальных документов, количество судебных заседаний с участием представителя и, исходя из принципов разумности и справедливости, пришел к правильному выводу о взыскании с ФГБУ «ФКП Росреестра» судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

В ходе рассмотрения настоящего дела определением суда была назначена судебная экспертиза, расходы по ее проведению возложены судом на административного истца и понесены им в размере 8 000 рублей, что подтверждается счетом № № от 02.09.2020 года, чек-ордером от 14.09.2020 года.

По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления и установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере, определенном в заключении эксперта.

Поскольку необходимость проведения судебной экспертизы по делу установлена определением суда первой инстанции для проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, а заключение судебного эксперта положено в основу вынесенного в пользу административного истца судебного решения, в его пользу правильно взысканы судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 8 000 рублей.

То обстоятельство, что ходатайство о назначении экспертизы заявлено административным истцом, понесённые им расходы на производство экспертизы также правомерно распределены судом по итогам рассмотрения спора в порядке положений статей 111, 114 КАС РФ с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Ссылка заявителя жалобы на сложившую судебную практику по спорному вопросу не имеет правового значения, поскольку позиция судов, изложенная в указанных в жалобе судебных постановлениях, сформирована в отношении иных фактических обстоятельств, не связанных с предметом настоящего спора. Обстоятельства дела в каждом случае устанавливаются индивидуально судом, а судебные постановления, приведенные административным истцом в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    определил:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16 ░░░░░ 2021 ░░░░ (№ 3░-669/2020) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░                                               ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

66а-2896/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сорокун Светлана Витальевна
Ответчики
Управление Имущественных отношений Брянской области
ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области
Управление Росреестра по Брянской области
Другие
Правительство Брянской области
Клинцовская городская администрация
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Бугаков Олег Анатольевич
Дело на сайте суда
1ap.sudrf.ru
01.06.2021Передача дела судье
09.06.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2021Передано в экспедицию
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее