РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Турунтаево 15 марта 2019 года
резолютивная часть объявлена
12 марта 2019 года
Судья Прибайкальского районного суда Республики Бурятия Туравинина Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Якимова В.И. на постановление заместителя начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству №54-17/2 от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Якимова В.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству №54-17/2 от 22 ноября 2018 года ИП Якимов В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Якимов В.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку он неоднократно привлечен к административной ответственности за одно и тоже нарушение, в ходе одной и той же проверки, по одному договору, на основании одного задания, в границах одного лесного участка. Полагает, что объектом проверки явилось соблюдение арендатором условий одного договора без выделения конкретных делян, выделов, кварталов.
В дополнении к жалобе заявитель указал, что о проведении планового осмотра он уведомлен не был, в связи с чем, полагает, что проверка проведена незаконно, а ее результаты не могут служить основанием для составления протокола об административном правонарушении. Проверка проведена в нарушение ч.2 ст. 27.8 КоАП РФ, в отсутствие проверяемого лица, свидетелей, отсутствуют видео- и фотоматериалы. В соответствии с проектом освоения лесов арендатор обязан при сжигании порубочных остатков обеспечивать сохранность имеющихся на местах рубок подроста, дереьев-семенников и других не срубленных деревьев. Кроме того, согласно требований правил пожарной безопасности лицо осуществляющее использование лесов должно обеспечить сохранность подроста и молодняка, применять преимущественно безогневые способы очистки. Обязательному сжиганию подлежат порубочные остатки в очагах вредных организмов, если такие порубочные остатки не вывозятся в места их дальнейшей переработки. На арендованном лесном участке очаги вредных организмов отсутствуют, в связи с чем, полагает, что не должен был подвергать обязательному сжиганию порубочные остатки. Технологической картой для разработки лесосек установлен способ очистки лесосеки путем сбора порубочных остатков в кучи на волока с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период.
В судебное заседание заявитель ИП Якимов В.И. не явился, извещен надлежаще.
Представитель заявителя Чумакова Н.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании доводы жалобы, дополнения к ней поддержала, просила постановление отменить, производство по делу прекратить. Суду пояснила, что заявитель не был уведомлен о дате и месте составления протокола. В оспариваемом постановлении указано, что вина подтверждается протоколом и справкой о результатах патрулирования, однако в справке не указан выдел. Протокол подписан ненадлежащим лицом, А не имел права представлять заявителя при осмотрах и участвовать при составлении протокола, так как доверенностью данное право не предусмотрено.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Суворова Р.А., по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, суду пояснил, что ИП Якимов В.И. был надлежаще уведомлен о составлении протокола, путем направления извещения по почте. Поскольку в данном случае проводился рейдовый осмотр необходимости уведомлять заранее арендатора нет необходимости. Рейдовый осмотр проводился в целях выявления нарушений лесного законодательства. Рейд проводился согласно маршруту патрулирования, указанный лесной участок входит в маршрут. Осматривалась только деляна, где было обнаружено нарушение, а не выдел в целом.
Из письменного отзыва РАЛХ следует, что в данном случае проводились мероприятия по патрулированию лесов, а не проверка конкретно индивидуального предпринимателя, в связи с чем, доводы о ненадлежащем уведомлении о проверке необоснованны. Процедура привлечения к административной ответственности не была нарушена.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Подпунктом «в» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, форма акта осмотра лесосеки и порядок осмотра лесосеки.
Согласно п. 9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 к заключительным лесосечным работам относится очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков, которая осуществляется следующими способами:
укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;
сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;
сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;
разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;
укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки;
вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Из анализа указанных положений следует, что может быть применен любой из названных способов, в том числе и комбинированно, в зависимости от условий разрешительных документов.
Согласно ч.1 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (ч.2 ).
Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку (ч.3).
Процедура оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков и порядок оформления результатов таких осмотров, обследований должностными лицами, осуществляющими государственный надзор установлена Порядком оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2015 N 373 (далее Порядок).
Согласно п. 2 Порядка проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием.
В соответствии с п.5 Порядка плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора (далее - уполномоченные органы), и утверждаются указанными должностными лицами.
Согласно п. 6 Порядка плановое (рейдовое) задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков должно содержать: должность, подпись, фамилию и инициалы должностного лица, утверждающего плановое (рейдовое) задание; наименование уполномоченного органа; наименование документа "Плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков"; дату и номер; должность, фамилию и инициалы должностного лица, получающего плановое (рейдовое) задание; сведения (информацию), являющиеся основанием для проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков; место проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков (выдел, квартал, лесничество, территория, район); дату начала и окончания исполнения планового (рейдового) задания; сроки оформления акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) после завершения планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка); должности, фамилии и инициалы должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; должность, подпись, фамилию и инициалы должностного лица, выдавшего плановое (рейдовое) задание.
Пунктам 7,8 Порядка установлено, что по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания, который содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.
В ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка) (п.11).
В соответствии с п. 12 Порядка акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) должен содержать: наименование уполномоченного органа; дату и место составления акта планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка); дату, время, продолжительность и место проведения осмотра, обследования территории (лесного участка); краткую характеристику осматриваемой территории (лесного участка) с указанием ее местоположения; фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, проводивших осмотр, обследование территории (лесного участка); сведения о результатах осмотра, обследования территории (лесного участка), в том числе о выявленных нарушениях требований лесного законодательства; сведения о лицах, совершивших нарушения лесного законодательства (фамилии, имена, отчества (при наличии), место работы, адрес места жительства); информацию о мероприятиях, проводимых в ходе осмотра, обследования территории (лесного участка) (проведение визуального осмотра, применение фото (видео) фиксации, таблиц, схем); подписи должностных лиц, проводивших осмотр, обследование территории (лесного участка); приложения к акту осмотра, обследования территории (лесного участка) (фото- и видеоматериалы, таблицы, схемы).
Видеоматериалы прикладываются к акту осмотра, обследования территории (лесного участка), в виде записи на электронном или ином носителе (п.13).
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах (далее Порядок проведения мероприятий по патрулированию в лесах).
Согласно раздела II Порядка проведения мероприятий по патрулированию в лесах мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах проводятся по маршрутам, утверждаемым ежеквартально приказом Республиканского агентства лесного хозяйства, в местах предполагаемых или фактических нарушений лесного законодательства при наличии плановых (рейдовых) заданий.
В ходе рейдовых мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при выявлении нарушений лесного законодательства уполномоченными должностными лицами составляются акты рейдового осмотра, обследования территории (лесного участка) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах осуществляются государственными лесными инспекторами, лесничими, участковыми лесничими отделов организации и обеспечения деятельности соответствующих лесничеств, имеющими в соответствии с перечнем должностных лиц, утвержденным распоряжением Правительства Республики Бурятия от 04.05.2007 N 302-р, право осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Разделом III Порядка проведения мероприятий по патрулированию в лесах установлено, что при выявлении нарушений лесного законодательства в целях обеспечения мер по устранению последствий выявленных нарушений нарушителю выдается требование с указанием срока устранения выявленных нарушений, а также осуществляется контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных нарушений.
При наличии оснований для привлечения нарушителя к административной ответственности составляется протокол об административном правонарушении.
Все выявленные нарушения лесного законодательства при наличии технических возможностей фиксируются фото- или видеокамерой с последующим приобщением материалов к отчету о выполнении задания, а также к административным и уголовным делам.
В соответствии с разделом V Порядка проведения мероприятий по патрулированию в лесах по результатам проведенных мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания, который содержит информацию о результатах проведенного каждого планового (рейдового) мероприятия, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.
Форма планового (рейдового) задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию в лесах, акта рейдового осмотра, обследования территории лесного участка предусмотрена Приложениями 1,2 к Порядку проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Из оспариваемого постановления о назначении административного наказания следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе рейдового проведения планового (рейдового) задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах № главным специалистом – экспертом, заместителем старшего государственного лесного инспектора Суовровой Р.А. проведен осмотр лесного участка в квартале №, выделе №, площадью <данные изъяты> га <данные изъяты>, по договору № аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, переданного ИП Якимову В.И. для заготовки древесины.
Осмотром установлено, что порубочные остатки собраны в кучи, но не сожжены, порубочные остатки сухие, хвоя желтая, что является нарушением п.п. «в» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
При вынесении обжалуемого постановления в доказательство вины ИП Якимова В.И. в совершении правонарушения должностное лицо ссылается на протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, справку о патрулировании лесов от ДД.ММ.ГГГГ, объяснения А
Постановление вынесено в отсутствие правонарушителя.
Согласно договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ИП Якимову В.И. предоставлен в аренду лесной участок, в том числе в квартале № <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего государственного лесного инспектора Суовровой Р.А., при участии А, составлен протокол №, согласно которого в ходе рейдового осмотра на основании рейдового задания № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, установлено, что на деляне № в квартале №, выделе №, площадью <данные изъяты> га порубочные остатки сухие, хвоя желтая, собраны в кучи, но не сожжены после окончания пожароопасного сезона. При этом в протоколе не указано, что А участвует в качестве представителя, сведений о наличии доверенности также нет. А расписывает в графах, предназначенных для лица в отношении, которого возбужденного дело об административном правонарушении, без указания на то, что он является представителем.
Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было вручено А, доказательств направления уведомления ИП Якимову В.И. в материалы дела не представлено.
Из доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ИП Якимов В.И. уполномачивает А совершать от имени доверителя в АУ Прибайкальский лесхоз, Прибайкальское Лесничество следующие действия: подавать декларации, знакомиться с материалами проверки, подписывать документы, подавать заявления и возражения. Осуществлять действия, не противоречащие Российскому законодательству.
Из указанной доверенности не следует, что А имеет право представлять интересы ИП Якимова В.И. при проведении осмотров лесных участков, принимать участие в указанных осмотрах, получать документы, в том числе уведомления, акты о результатах проверки для последующей передачи доверителю.
ДД.ММ.ГГГГ главному специалисту – эксперту, заместителю старшего государственного лесного инспектора Суовровой Р.А. выдано плановой (рейдовое) задание на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах № на проведение мероприятий патрулирования в лесах <данные изъяты>, <данные изъяты> (маршрут №).
Согласно маршруту патрулирования лесов на ДД.ММ.ГГГГ года в маршрут патрулирования № входит, в том числе <данные изъяты> лесничество квартал №
Таким образом, заместитель старшего государственного лесного инспектора Суворова Р.А. действовала в силу возложенных на данное должностное лицо полномочий, в соответствии с положениями Порядка оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2015 N 373, Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, утвержденного Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 17.05.2016 №451, по утвержденному маршруту, не допуская отклонений от маршрута.
Поскольку в данном случае проводились мероприятия по рейдовому осмотру лесных участков, указанных в маршрутах патрулирования, предварительное уведомление о проводимых осмотрах не предусмотрено.
Рейдовый осмотр проведен в сроки, предусмотренные плановым (рейдовым) заданием.
При этом должностным лицом, осуществляющим рейдовый осмотр были допущены нарушения в части оформления результатов осмотра, так отчет по рейдовому заданию не соответствует форме, предусмотренной Приложением 1 к Порядку проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах. Также в нарушение положений указанного Порядка и Приложения 2 к нему должностным лицом по результатам осмотра была составлена справка, а не акт рейдового осмотра, что, однако не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Между тем согласно ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении №54-17/2 от 23.05.2018 г. не содержит сведений о времени совершения правонарушения, что является существенным недостатком, который не может быть восполнен при рассмотрении дела по существу.
В обжалуемом постановлении указание на время совершения правонарушения также отсутствует. Более того, в постановлении должностного лица место совершения правонарушения не имеет указаний на номер деляны, в то время как должностное лицо Суворова Р.А. в судебном заседании пояснила, что осматривалась именно деляна, а не выдел в целом.
Кроме того, в обжалуемом постановлении должностное лицо указало, что вина правонарушителя подтверждается объяснениями А, в то время как в материалы дела объяснения А не представлены, и другими материалами дела, не указав какими именно.
При таких обстоятельствах, при наличии существенных недостатков при составлении протокола об административном правонарушении, в связи с нарушением ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ, подписании протокола неуполномоченным лицом, в отсутствие непосредственного извещения индивидуального предпринимателя о составлении протокола, полагают необходимым обжалуемое постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Якимова В.И. по ч. 1 ст. 8.32 КоАП, прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству №54-17/2 от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Якимова В.И., отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с нарушением требований ч.1ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.Ю. Туравинина