Дело № 33-6077/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А.Разуваевой
судей С.И.Железовского, Т.А.Поливода
при секретаре А.Д.Быстрецкой
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 октября 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе Котовой Е.В. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 января 2022 года по исковому заявлению Котовой Е.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж для досрочного назначения пенсии, назначении пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения Котовой Е.В., представителя ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО Исаковой Г.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Котова Е.В. обратилась с иском к ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в Хабаровском крае № 2 о возложении обязанности включить периоды работы в стаж для досрочного назначения пенсии, назначении пенсии по старости с момента обращения – с 26 октября 2020 года, в обоснование заявленных требований указав, что после обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии 21 апреля 2021 года истцом получен отказ в назначении пенсии в связи с недостижением возраста. Основанием для отказа в назначении пенсии явились непредоставление индивидуальных сведений работодателем и отсутствие нормы о признании периода работы в органах прокуратуры периодом работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Истец не согласна с данным отказом, поскольку непредоставление индивидуальных сведения ОАО «Николаевский-на-Амуре морпорт», неуплата работодателем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд в пользу работающих у него по трудовому договору лиц не должны препятствовать реализации работниками права на своевременное получение трудовой пенсии в полном объеме. Отсутствие сведений о работе истца в ОАО «Николаевский-на-Амуре морпорт» в пенсионном органе по причине ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей не может являться основанием для отказа в назначении пенсии, так как данные обстоятельства возникли не по вине работника, а периоды работы в указанном предприятии подтверждены записями в трудовой книжке истца. Истребовать сведения у данного предприятия невозможно по причине его ликвидации в 2017 года. Служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой. Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура, в которой проходила службу истец, расположена в г.Николаевске-на-Амуре, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В период службы истцу начислялась заработная плата с учетом положений Постановления Правительства РФ от 7 октября 1993 года № 1012, то есть начислялись районный коэффициент и процентная надбавка как лицу, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Следовательно, стаж указанной службы подлежит зачету в страховой стаж по правилам пункта 6 статьи 17 ФЗ «О страховых пенсиях». В связи с изложенным истец просила обязать ответчика зачесть в стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, период работы в ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» и период службы в Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуре, возложить на ответчика обязанность назначить досрочную пенсию с момента обращения, то есть с 26 октября 2020 года.
В связи с реорганизацией ответчика протокольным определением суда от 25 октября 2021 года произведена его замена правопреемником ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 января 2022 года требования Котовой Е.В. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО о возложении обязанности включить периоды работы в стаж для досрочного назначения пенсии, назначении пенсии по старости оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Котова Е.В., повторяя доводы, изложенные в исковом заявлении, просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неверно истолкованы нормы материального права, неправильно применен закон, подлежащий применению. Кроме этого, решение постановлено с нарушениями процессуального законодательства, а именно: дело рассматривалось с 7 сентября 2021 года; мотивированный текст решения изготовлен за рамками установленного срока; решение направлено с нарушением срока.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 24 октября 2020 года Котова Е.В. обратилась в ГУ – Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Решением Центра ПФР № 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае от 3 ноября 2020 года Котовой Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона № 350-ФЗ в связи с недостижением возраста.
Из указанного решения следует, что в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» право на установление пенсии у Котовой Е.В. наступит с 14 октября 2021 года (52 года + 18 месяцев).
Согласно записям в трудовой книжке Котова Е.В. 5 марта 2001 года принята на службу в органы Прокуратуры Хабаровского края, 31 июля 2007 года освобождена от занимаемой должности и уволена из органов Прокуратуры Хабаровского края в порядке перевода в Дальневосточную транспортную прокуратуру на основании пункта 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ. 1 августа 2007 года Котова Е.В. принята на службу в Дальневосточную транспортную прокуратуру с назначением на должность помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора, 24 июня 2011 года от занимаемой должности освобождена и уволена из Дальневосточной транспортной прокуратуры по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ. 18 июля 2012 года Котова Е.В. принята заместителем генерального директора по правовым вопросам в управление ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт», 4 сентября 2017 года уволена в связи с ликвидацией предприятия на основании пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Из сведений лицевого счета застрахованного лица следует, что Котова Е.В. в спорный период работы в ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» осуществляла трудовую деятельность в администрации городского поселения «Рабочий поселок Многовершинный» Николаевского муниципального района Хабаровского края, а именно в периоды: с 2 июля 2014 года по 21 июля 2014 года, с 6 октября 2014 года по 10 октября 2014 года, с 1 января 2015 года по 5 января 2015 года, с 12 января 2015 года по 19 февраля 2015 года, с 10 апреля 2015 года по 11 апреля 2015 года, с 12 мая 2015 года по 15 мая 2015 года, с 28 мая 2015 года по 11 июня 2015 года. Данный работодатель подтвердил работу истца в указанные периоды в особых условиях с кодом МКС (местность, приравненная к районам Крайнего Севера), вышеуказанные периоды включены в специальный стаж.
ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» подтвердил работу истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в период с 18 июля 2012 года по 12 декабря 2013 года, что подтверждается сведениями лицевого счета застрахованного лица.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 19, 37, 39 Конституции РФ, статей 4, 8, 11, 12, 14, 22, 30, 32, 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», положениями Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установив, что в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждения факт наличия между истцом и ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» трудовых отношений в заявленный период времени, а также отсутствие правовых оснований для зачета периодов службы истца в органах прокуратуры в специальный стаж, учитывая, что истец обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости до достижения установленного действующим в период обращения законодательством возраста, пришел к выводу о том, что решение пенсионного органа об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости является обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы относительно несогласия с невключением в стаж периодов работы истца в ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный законы № 400-ФЗ) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет (пункт 4 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Из пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Вместе с тем Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» утратило силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 02 октября 2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее – Правила № 1015).
В силу пункта 4 Правил № 1015 при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Котова Е.В. зарегистрирована в системе пенсионного обеспечения с 30 июня 2000 года.
Следовательно, поскольку спорные периоды работы имели место после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, страховой стаж подлежит подтверждению лишь на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период.
Таким образом, отказывая во включении в специальный стаж периода работы Котовой Е.В. в ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» в должности заместителя генерального директора в спорный период, суд первой инстанции верно исходил из того, что ОАО «Николаевский-на-Амуре» морской порт» подтвердил работу истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Индивидуальные сведения за иные спорные периоды ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» и администрация городского поселения «Рабочий поселок Многовершинный» Николаевского муниципального района Хабаровского края в отношении истца не предоставили, то есть не подтвердили не только факт работы истца в особых условиях (местности, приравненной к районам Крайнего Севера), но и в обычных условиях.
Не могут быть признаны обоснованными и доводы апелляционной жалобы в части несогласия с выводами суда первой инстанции относительно включения в специальный стаж периода службы истца в органах прокуратуры с 5 марта 2001 года по 24 июня 2011 года, ввиду следующего.
Из части 1 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Служба в органах прокуратуры является особым видом государственно службы. Правовое положение прокурорских работников определяется Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», определяющего, исходя из специфики такой службы и особого правового статуса работников органов прокуратуры, условия назначения им пенсий, порядка исчисления и размеров, отличающихся от аналогичных параметров трудовых пенсий, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста работника, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления, в том числе работниками органов прокуратуры, службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», часть 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
При этом на законодательном уровне не предусмотрено зачета периодов службы в специальный стаж, в том числе и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Такое решение обусловлено тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения службы не уплачивались, и, следовательно, граждане, проходившие службу, не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период прохождения службы в органах прокуратуры включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, то есть при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Установив, что спорные периоды работы и службы в органах прокуратуры обоснованно не включены пенсионным органом в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии в связи с работой в особых условиях, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания решения пенсионного органа незаконным и досрочного назначения пенсии истцу на дату ее обращения в пенсионный орган.
Доводы апелляционной жалобы относительно срока рассмотрения настоящего дела, срока изготовления мотивированного решения и его направления сторонам основанием к отмене судебного решения не являются.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции, и оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, по существу они направлены на иную оценку доказательств, что не может являться основанием к отмене состоявшегося решения.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 января 2022 года по исковому заявлению Котовой Е.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж для досрочного назначения пенсии, назначении пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи