УИД: 11RS0001-01-2021-005515-87
Дело № 2-4577/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Комаровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 мая 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СпецМонтажСервис» об обязании организовать для многоквартирных домов места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, определить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отходами, разработать и утвердить паспорта отходов,
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «СпецМонтажСервис» об обязании в срок до 01.11.2021 осуществить следующие действия:
организовать для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ...
организовать от потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп;
определить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отходами I-IV классов опасности и организовать их профессиональное обучение, необходимое для работы с отходами I – IV классов опасности;
разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности ООО «СпецМонтажСервис».
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки на основании поступившей информации о нарушениях законодательства об отходах производства и потребления выявились нарушения ООО «СпецМонтажСервис» законодательства при осуществлении ими сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп: места для сбора таких отходов в обслуживаемых многоквартирных домах не организованы, паспорта на отходы не утверждены, лиц, ответственных за обращение с отходами I - IV классов опасности, прошедших обучение, не назначено, договоров с операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами не заключено.
В судебном заседании прокурор иск поддержал.
ООО «СпецМонтажСервис» представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, возражений по существу иска не представило.
Из материалов дела следует, что в управлении ООО «СпецМонтажСервис» находятся многоквартирные жилые дома в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ...
Согласно государственному докладу «О состоянии окружающей среды Республики Коми в 2019 году» по состоянию на конец 2019 года на территории Республики Коми имелось 0,096 тыс. тонн отходов I и II классов опасности.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одними из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, а также использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами.
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства имеют код ФККО 471 101 01 52 1.
Учитывая, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792), соответственно указанный вид отходов относится к I классу опасности, т.е. к чрезвычайно опасным отходам.
На основании ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности установлены Порядком паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержденных приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее - Порядок паспортизации).
В соответствии с п. 3 Порядка паспортизации паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в ФККО.
Согласно п. 6 Порядка паспортизации, для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению к приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1026.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пп. «д(1)» п. 11 Правил содержания общего имущества, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в пп. «д( 1)» п. 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
При этом согласно п. 2 Правил содержания общего имущества, в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов (п. 26(2) Перечня).
Порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде определен соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314.
В соответствии с п. 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору.
Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества, и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами (п. 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп).
Согласно п. 6 вышеназванных Правил, накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
В соответствии с п. 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Пунктом 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп закреплено, что транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов осуществляется только при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации (п. 11 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп).
Исходя из системного толкования приведенных норм, требований п. 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, п. 11 Правил содержания общего имущества, содержание общего имущества следует, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп должны относиться к общему имуществу собственников многоквартирных домов, а, следовательно, должны создаваться в каждом многоквартирном доме на территории, отнесенной общему имуществу собственников многоквартирного дома.
Поскольку по делу установлено и ответчиком не оспаривается, что у ООО «СпецМонтажСервис» места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых многоквартирных домах не организованы, паспорта на отходы не утверждены. Лиц ответственных за обращение с отходами I-IV класса опасности, прошедших профессиональное обучение, не назначено, договоров с операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами не заключено, вследствие чего создается угроза бесконтрольного накапливания ртутьсодержащих отходов в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу к обоснованности заявленных требований прокурора.
Согласно ст. 206 ГПК Российской Федерации суд устанавливает время, в течение которого решение должно быть исполнено. С учётом характера спора и обстоятельств дела такой срок определяется судом до 01.11.2021.
Руководствуясь ст. 194-196 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на ООО «СпецМонтажСервис» обязанность в срок до 01.11.2021 осуществить следующие действия:
организовать для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ...
организовать от потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп;
определить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отходами I-IV классов опасности и организовать их профессиональное обучение, необходимое для работы с отходами I – IV классов опасности;
разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности ООО «СпецМонтажСервис».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Е.В. Никитенкова
...