Решение по делу № 2-4577/2021 от 05.04.2021

УИД: 11RS0001-01-2021-005515-87

Дело № 2-4577/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,

при секретаре Комаровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 27 мая 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «СпецМонтажСервис» об обязании организовать для многоквартирных домов места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, определить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отходами, разработать и утвердить паспорта отходов,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «СпецМонтажСервис» об обязании в срок до 01.11.2021 осуществить следующие действия:

организовать для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ...

организовать от потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп;

определить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отходами I-IV классов опасности и организовать их профессиональное обучение, необходимое для работы с отходами I – IV классов опасности;

разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности ООО «СпецМонтажСервис».

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки на основании поступившей информации о нарушениях законодательства об отходах производства и потребления выявились нарушения ООО «СпецМонтажСервис» законодательства при осуществлении ими сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп: места для сбора таких отходов в обслуживаемых многоквартирных домах не организованы, паспорта на отходы не утверждены, лиц, ответственных за обращение с отходами I - IV классов опасности, прошедших обучение, не назначено, договоров с операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами не заключено.

В судебном заседании прокурор иск поддержал.

ООО «СпецМонтажСервис» представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, возражений по существу иска не представило.

Из материалов дела следует, что в управлении ООО «СпецМонтажСервис» находятся многоквартирные жилые дома в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ...

Согласно государственному докладу «О состоянии окружающей среды Республики Коми в 2019 году» по состоянию на конец 2019 года на территории Республики Коми имелось 0,096 тыс. тонн отходов I и II классов опасности.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одними из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, а также использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами.

Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства имеют код ФККО 471 101 01 52 1.

Учитывая, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792), соответственно указанный вид отходов относится к I классу опасности, т.е. к чрезвычайно опасным отходам.

На основании ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности установлены Порядком паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержденных приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее - Порядок паспортизации).

В соответствии с п. 3 Порядка паспортизации паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в ФККО.

Согласно п. 6 Порядка паспортизации, для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению к приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1026.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Частью 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно пп. «д(1)» п. 11 Правил содержания общего имущества, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в пп. «д( 1)» п. 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

При этом согласно п. 2 Правил содержания общего имущества, в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов (п. 26(2) Перечня).

Порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) ее соединения (ртутьсодержащие лампы), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде определен соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314.

В соответствии с п. 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору.

Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества, и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами (п. 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп).

Согласно п. 6 вышеназванных Правил, накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.

В соответствии с п. 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.

Пунктом 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп закреплено, что транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором в соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов осуществляется только при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах    накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации (п. 11 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп).

Исходя из системного толкования приведенных норм, требований п. 4 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, п. 11 Правил содержания общего имущества, содержание общего имущества следует, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп должны относиться к общему имуществу собственников многоквартирных домов, а, следовательно, должны создаваться в каждом многоквартирном доме на территории, отнесенной общему имуществу собственников многоквартирного дома.

Поскольку по делу установлено и ответчиком не оспаривается, что у ООО «СпецМонтажСервис» места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в обслуживаемых многоквартирных домах не организованы, паспорта на отходы не утверждены. Лиц ответственных за обращение с отходами I-IV класса опасности, прошедших профессиональное обучение, не назначено, договоров с операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами не заключено, вследствие чего создается угроза бесконтрольного накапливания ртутьсодержащих отходов в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу к обоснованности заявленных требований прокурора.

Согласно ст. 206 ГПК Российской Федерации суд устанавливает время, в течение которого решение должно быть исполнено. С учётом характера спора и обстоятельств дела такой срок определяется судом до 01.11.2021.

Руководствуясь ст. 194-196 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на ООО «СпецМонтажСервис» обязанность в срок до 01.11.2021 осуществить следующие действия:

организовать для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, расположенных в г. Сыктывкаре по следующим адресам: ...

организовать от потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп;

определить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с отходами I-IV классов опасности и организовать их профессиональное обучение, необходимое для работы с отходами I – IV классов опасности;

разработать и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности, образующихся в процессе осуществления деятельности ООО «СпецМонтажСервис».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья Е.В. Никитенкова

...

2-4577/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора
Ответчики
ООО "Спецмонтажсервис"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Никитенкова Екатерина Владимировна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2021Передача материалов судье
09.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2021Судебное заседание
27.05.2021Судебное заседание
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее