Судья Фомина И.А. адм. дело № 33а-12241/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 2 октября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Ромасловской И.М.,
при секретаре Сукмановой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Самсоненко В.И. в лице представителя Денисова В.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Самсоненко В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка площадью 226 кв.м. с кадастровым №, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по <адрес>
09.01.2018 он обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земельных участков - земельного участка площадью 226 кв.м., находящегося в его собственности, и испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенных по указанному адресу.
22.02.2018 Департаментом градостроительства городского округа Самара издано распоряжение № РД-260 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», то есть земельного участка с кадастровым №, находящегося в собственности Самсоненко В.И., и испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по <адрес>, поскольку на указанной территории не утвержден проект планировки (межевания).
По мнению административного истца, распоряжение Департамента от 22.02.2018 № РД-260 является незаконным, поскольку правовые основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отсутствуют.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Самсоненко В.И. просил суд признать незаконным отказ Департамента градостроительства городского округа Самара в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым №, находящегося в частной собственности (запись государственной регистрации права от 26.06.2017 № 63:01:00000:11075-63/001/2017/2), выраженного в форме распоряжения от 22.02.2018 № РД-260, обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенное препятствие к осуществлению прав и свобод административного истца путем утверждения схемы расположения земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 17 июля 2018 года административный иск Самсоненко В.И. о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара, возложении обязанности осуществить действия оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Самсоненко В.И. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное ввиду неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Самсоненко В.И. – Денисов В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Попова М.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Как видно из материалов дела, Самсоненко В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 226 кв.м. с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес> (л.д. 9-14).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
09.01.2018 Самсоненко В.И. обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым №, находящегося в его собственности (л.д. 58-59).
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 22.02.2018 № РД-260, Самсоненко В.И. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по тем основаниям, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемому земельному участку, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ (л.д. 6-7).
Принимая данное решение, Департамент градостроительства городского округа Самара указал, что схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в заключении соглашении о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствия с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования: правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков (п. 4).
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании Карты правового зонирования и действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, испрашиваемый Самсоненко В.И. земельный участок расположен в зоне планируемого жилья (Ж-5). Территориальная зона Ж-5 предназначена для развития жилья любого типа. Определение типа зоны будет произведено после утверждения проекта планировки (межевания) в этой зоне. На рассматриваемую территорию проект планировки (межевания) не утвержден, поэтому использование земельного участка с испрашиваемым разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, не соответствует основным видам использования земельных участков в данной территориальной зоне.
С учетом изложенного, отказ уполномоченного органа в утверждении данной схемы действующему законодательству не противоречит.
Принимая во внимание, что в отношении территории, где расположен спорный земельный участок, документация по планировке отсутствует, при этом бездействие уполномоченного органа административным истцом не оспаривалось, и, учитывая, что право выбора земельного участка принадлежит не административному истцу, а органу местного самоуправления, а также исходя из того, что предоставление заявителю испрашиваемого земельного участка при отсутствии проекта планировки территории может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 22.02.2018 № РД-260 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», поскольку схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемому земельному участку.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара нарушает права и свободы Самсоненко В.И. либо возлагает на него какую-либо обязанность, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Самсоненко В.И. о том, что испрашиваемый земельный участок фактически является дворовой территорией (проходом) и ранее находился в долевой собственности его правопредшественника, несостоятельны, поскольку допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены.
Доводы апелляционной жалобы Самсоненко В.И. о том, что в границах испрашиваемого земельного участка расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, возведенный до введения в действие Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61, опровергаются материалами дела. Кроме того, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о возникновении у Департамента градостроительства городского округа Самара безусловной обязанности по заключению соглашения о перераспределении земельных участков.
Ссылка в апелляционной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 24.05.2018 по делу № 33-5550/2018, не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку данное решение не имеет преюдициального значения.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Самсоненко В.И., не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самсоненко В.И. в лице представителя Денисова В.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи