К делу № 2а- 167/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Каневская 26 мая 2020 года
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Сеиной Т.П.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю по доверенности Тумкиной В.А.,
административного ответчика Пархоменко А.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю к Пархоменко А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к Пархоменко А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам.
В обоснование требований с учетом их уточнения указал, что должник Пархоменко А.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) в качестве налогоплательщика.
Определением мирового судьи судебного участка №150 Каневского района Краснодарского края от 08.04.2019 судебный приказ № о взыскании с Пархоменко А.В. задолженности по страховым взносам за 2018 год был отменен в связи с подачей должником возражения относительно судебного приказа.
Статьей 57 Конституции РФ и ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пп.2 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, указанными в пп. 2 п.1 ст. 419 НК РФ, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, предусмотрен ст. 430 НК РФ.
Статьей 432 НК РФ предусмотрен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам: 1. Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей. 2. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Пунктом 5 статьи 430 НК РФ установлено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую, либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве ИП.
Статус индивидуального предпринимателя Пархоменко А.В. утратила ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) внесена соответствующая запись. Расчет страховых взносов по Пархоменко А.В., ИНН №, совокупная ставка – 31,1 % (26%-ПФР, 5%-ФФОМС).
Размер фиксированного платежа ИП в 2018 году по взносам на обязательное медицинское страхование составил 5840 руб. (пп.2 п.1 ст.430 НК РФ (редакция, действующая с 01.01.2018)).
Расчет страховых взносов в ФФОМС за 2018 год: 5840 - стоимость страхового года, 12 - количество месяцев, 5840/12=486,67 (стоимость месяца), 486,67х6 (количество месяцев)=2920,02 (стоимость на 1 июля). 486,69х31=15,70 (стоимость одного дня) 15,70х27=423,90 рублей (стоимость июля). 2920,02+423,90=3343,92 руб.
Размер фиксированного платежа ИП в 2018 году на ОПС, независимо от размера полученного в 2018 году дохода, составил 26545 рублей (пп.1 п.1 ст.430 НК РФ (реакция действующая с 01.01.2018)).
Расчет страховых взносов в ПФР за 2018 год: 26545 - стоимость страхового года, 12 - количество месяцев, 26545/12=2218,00 (стоимость месяца), 2218,00х6 (количество месяцев)=13308,00 (стоимость на 1 июля), 2218,00х31 =70,00 (стоимость 1 дня в июле) 70,00х27 =1890,00. 13308,00+1890,00=15199,00 рублей.
В случае неуплаты страховых взносов в установленный срок в соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
До настоящего времени должником обязанность по уплате налогов, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 НК РФ, в установленные законодательством сроки не исполнена на общую сумму 19162,06 рублей, в виду чего налоговый орган уточняет заявленные требования, а именно: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, - налог в размере 3343,87 рублей, пеня в размере 101,51 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), - налог в размере 15199,15 рублей, пеня в размере 517,53 рублей.
Просил административный иск инспекции к Пархоменко А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в бюджет Российской Федерации удовлетворить в общей сумме 19162,06 рублей, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, - налог в размере 3343,87 рублей, пеня в размере 101,51 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), - налог в размере 15199,15 рублей, пеня в размере 517,53 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца уточненные требования поддержала и просила удовлетворить.
Административный ответчик в судебном заседании административный иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу абз.1 п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, а также положений главы 32 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Положения ч.2 ст.286 КАС РФ предусматривают, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что Пархоменко А.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика, являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Статус индивидуального предпринимателя Пархоменко А.В. утратила ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) внесена соответствующая запись.
Подп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
В установленный срок административный ответчик страховые взносы не уплатила, в связи с чем ей было направлено требование № 282730 от 27.08.2018 об уплате страховых взносов в срок до 14.09.2018.
Согласно п.1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Так как требование налогового органа Пархоменко А.В. в установленный срок добровольно исполнено не было, мировой судья судебного участка № 150 Каневского района Краснодарского края 16.11.2018 вынес судебный приказ № о взыскании с Пархоменко А.В. задолженности по страховым взносам.
В связи с поступившими возражениями Пархоменко А.В. определением мирового судьи судебного участка №150 Каневского района Краснодарского края от 08.04.2019 вышеуказанный судебный приказ был отменен.
Как усматривается из материалов дела, первоначально административный истец обращался с административным исковым заявлением к Пархоменко А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в Каневской районный суд Краснодарского края 02.10.2019, которое зарегистрировано в отделе делопроизводства суда 04.10.2019, однако определением судьи Каневского районного суда Краснодарского края от 04.10.2019 указанное административное исковое заявление было оставлено без движения в связи с несоответствием требованиям п.3 ч.1 ст. 126 КАС РФ, и дан срок для устранения недостатков до 11.10.2019.
В связи с не устранением административным истцом недостатков в указанный срок административного искового заявления определением судьи Каневского районного суда Краснодарского края от 11.10.2019 административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Краснодарскому краю к Пархоменко А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени возвращено административному истцу.
Указанные определения суда налоговым органом в установленном законом порядке не обжаловались.
Соблюдение надлежащей формы административного искового заявления является одним из важных условий осуществления права на предъявление административного иска.
Суд считает, что поскольку административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю к Пархоменко А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам от 04.10.2019, оставленное без движения определением судьи Каневского районного суда, в связи с его несоответствием требованиям КАС РФ, было возвращено административному истцу в связи с не устранением недостатков в срок, установленный судом в определении об оставлении административного иска без движения, то оно считается не поданным в соответствии с положениями ст. 129 КАС РФ, и срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный ч.3 ст. 48 НК РФ, не прерывался и истек 08.10.2019.
С рассматриваемым административным иском административный истец обратился в суд 16.12.2019, то есть за пределами шести месяцев, установленных положениями закона.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлялось.
Суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 08.04.2019 года для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок с момента вынесения определения мирового судьи, материалы дела не содержат.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Получение административным истцом копии определения Каневского районного суда Краснодарского края от 11.10.2019 только 16.10.2019 судом не может быть признано уважительной причиной, поскольку после получения административного искового материала 16.10.2019 повторно в суд административный истец обратился только 16.12.2019, т.е. спустя два месяца с момента получения, что в данном случае не может быть признано разумным сроком.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено.
Кроме того, при проявлении достаточной меры заботливости административный истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
По убеждению суда, в рассматриваемом деле своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, и реальной возможности для этого он лишен не был; причин объективного характера, препятствовавших или исключавших реализацию административным истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, налоговым органом не представлено, а в ходе судебного разбирательства не установлено; срок подачи административного искового заявления пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу ст. 72 Налогового кодекса РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 Налогового кодекса РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней в связи с истечением установленного срока их взыскания.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с пропуском срока на обращение в суд.
С учетом вышеизложенного, следует отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю к Пархоменко А.В., ИНН №, о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, - налог в размере 3343 рубля 87 копеек, пеня в размере 101 рубль 51 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), - налог в размере 15199 рублей 15 копеек, пеня в размере 517 рублей 53 копеек, на общую сумму 19162 рубля 06 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Краснодарскому краю к Пархоменко А.В., ИНН №, о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, - налог в размере 3343 рубля 87 копеек, пеня в размере 101 рубль 51 копеек; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), - налог в размере 15199 рублей 15 копеек, пеня в размере 517 рублей 53 копеек, на общую сумму 19162 рубля 06 копеек отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья