дело № 12-112/2025
УИД 03RS0017-01-2025-001702-78
РЕШЕНИЕ
25 марта 2025 г. г. Стерлитамак
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Киселева Р.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Саниева Ф. З. на постановление Административной комиссии при Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Административной комиссии при Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ Саниев Ф.З. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РБ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 руб.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 38 мин. в ходе проведения административного обследования территории муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в целях соблюдения правил благоустройства по адресу: Республики Башкортостан, <адрес>, с.Н.Барятино, <адрес> на прилегающей территории выявлено складирование строительного мусора.
Не согласившись с указанным постановлением, Саниев Ф.З. обратился с жалобой об отмене постановления административной комиссии и прекращении производства по делу, считая его незаконным.
В судебном заседании Саниев Ф.З. жалобу поддержал и просил постановление отменить.
Представитель административной комиссии в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом.
Выслушав заявителя, рассмотрев заявленное заявителем ходатайство о необходимости вскрытия конверта в материалах административной комиссии, в котором считаю необходимым в удовлетворении отказать ввиду отсутствия необходимости совершения указанного действия, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 и 2 ст.30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что копия постановления административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес Саниева Ф.З. ДД.ММ.ГГГГ и вручена ДД.ММ.ГГГГ
С жалобой на постановление административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Саниев Ф.З. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в десятидневный срок с момента получения оспариваемого постановлением. При таких обстоятельствах процессуальный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении заявителем не пропущен.
Согласно ст. 1.1. Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1.2. Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях задачами законодательства Республики Башкортостан об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Решением Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет 16 апреля 2018 г. № 189 утверждены нормы и правила по благоустройству территории сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, которые являются обязательными для исполнения, в случае неисполнения предусматривают административную ответственность.
В соответствии с пп. 9 п. 8.15.2.2, пп.8 п.8.15.13.4 вышеуказанных правил, на территории индивидуальной жилой застройки не допускается захламлять прилегающую территорию любыми отходами. Выливать помои, выбрасывать отходы и мусор.
Согласно ч.2 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях нарушение правил благоустройства территорий иных населенных пунктов, помимо предусмотренных в части 1 настоящей статьи, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в частности протоколом об административном правонарушении.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нём делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 38 мин. в ходе проведения административного обследования территории муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в целях соблюдения правил благоустройства по адресу: Республики Башкортостан, <адрес>, с.Н.Барятино, <адрес> на прилегающей территории выявлено складирование строительного мусора.
Из протокола заседания административной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении следует, что Саниев Ф.З. на заседание административной комиссии не явился, уведомлен надлежащим образом.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, представленного административной комиссией, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по указанному выше факту, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в 09:00 час. направлено Саниеву Ф.З. по адресу: <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года № 343.
Вместе с тем, согласно регистрационному досье, Саниев Ф.З. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что также подтверждается копией паспорта.
При этом применительно к обстоятельствам настоящего дела следует учитывать, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в соответствии с частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, прихожу к выводу, что нарушено право Саниева Ф.З. присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, представлять объяснения и замечания по его содержанию, таким образом, административной комиссией не соблюдено требование ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, согласно которому протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие лиц, если они извещены в установленном порядке.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что порядок составления протокола об административном правонарушении должностным лицом не соблюден, не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных статьями 25.1. и 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении в отношении Саниева Ф.З. составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ и не может быть положен в основу его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РБ.
С учётом изложенного прихожу к выводу о недоказанности административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РБ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно правовой позиции изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истёк.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица (наличии события, состава правонарушения), в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об АП, судья
РЕШИЛ:
постановление Административной комиссии при Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан № 2024.12.1149 от 2 декабря 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан «Об административных правонарушениях», в отношении Саниева Ф. З. отменить, производство по данному делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.21.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Р.Ф. Киселева