Решение по делу № 2а-2541/2020 от 07.07.2020

Дело 2а-2541/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 ноября 2020 года городской округ <адрес>

Борский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., при секретаре судебного заседания Внучковой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романова В.Г. к Министерству финансов РФ в лице УФК по <адрес>, ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении,

                     У с т а н о в и л:

Административный истец Романов В.Г. обратился в Борский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице УФК по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> о признании незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> в части содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с нарушением минимальных норм жилой площади, минимального количества унитазов и раковин для умывания, питания, материально-бытового обеспечения, взыскании в его пользу компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> в размере 1 000 000 рублей, указав в обоснование, что приговором Верховного суда Республики Колмыкия Романов В.Г. был осужден за совершение уголовного преступления, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> в ненадлежащих условиях содержания, а именно в отряде общей площадью около <данные изъяты>. Организация питания в столовой крайне неудовлетворительная. Вещевое довольствие неудовлетворительное. Не выдают теплое нательное белье, обувь по сезону, в зимнее время второе одеяло.

Ссылаясь на практику Европейского Суда по правам человека, Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», административный истец просил взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России в его пользу компенсацию в размере <данные изъяты> рублей.        В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Министерство финансов Российской Федерации в суд не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее административным ответчиком суду представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором Министерство финансов Российской Федерации возражает относительно заявленных требований, просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> Заботнов К.А., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностями, иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, что в период отбывания Романовым В.Г. наказания учреждением соблюдался необходимый минимум жилой площади. Романов В.Г. отбывал наказание в отрядах , , . Во всех отрядах имеется минимальный необходимый набор бытовых помещений (комната для хранения продуктов питания и приема пищи, умывальная комната, помещение для сушки вещей, камера хранения вещей повседневного пользования, комната быта, комната отдыха). В отрядах имеются комнаты для приема пищи. Поставка и водоотведение холодной воды в ИК-11 осуществляется МУП «Борский водоканал», поставка горячей воды осуществляется котельной учреждения. Отключение холодной и горячей воды производится только при планово-ремонтных работах. Имеется резерв воды в столовой учреждения. В случае отключения воды в каждом отряде имеются бойлеры. Предусмотрены емкости под холодную воду для обеспечения осужденных водой. Во всех отрядах имеются умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Норма санитарного оборудования соответствует установленным требованиям. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья, в котором используется тепловентилятор. В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные. Насекомые и грызуны в помещениях отсутствуют.

Питание организовано согласно Постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», а также Приказу Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». В рацион питания включены все необходимые продукты: мясо, рыба, крупы, молоко, жиры, овощи свежие, масло сливочное, творог. В случае отсутствия необходимых к выдаче продуктов производится их замена. Проводится жесткий контроль за полнотой доведения норм питания до довольствующих. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии.                                        Все осужденные обеспечиваются всеми видами довольствия, постельными принадлежностями (подушка, одеяло, простынь, матрац, наволочка, полотенце), одеждой и обувью по сезону в соответствии с приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (вместе с «Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», «Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях»).

Заинтересованные лица – начальник ФКУ ИКУ-11 ГУФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России по <адрес>, привлеченные судом к участию в деле, не явились, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие начальника ИК-11 о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.    В соответствии с положениями ст.ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.         Суд, заслушав представителя административных ответчиков Заботнова К.В., исследовав письменные материалы дела, обозрев амбулаторную медицинскую карту осужденного Романова В.Г., суд приходит к следующему:                                    

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Общие положения и принципы исполнения наказаний, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.                                                    Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.ст.74, 82, 99 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В силу положений ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях С (XXIV) от ДД.ММ.ГГГГ и (LXII) от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляции.

Согласно п.п.11, 12, 14, 15 указанных Правил, в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. Все части заведения, которыми заключенные пользуются регулярно, должны всегда содержаться в должном порядке и самой строгой чистоте. От заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

В соответствии со ст.101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.

В соответствии с приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 УИК РФ).

При оспаривании порядка реализации мер принуждения, ограничивающих свободу и личную неприкосновенность, могут приниматься во внимание, в частности, документы Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и Совета Европы, действующие в сфере организации содержания лишенных свободы лиц (в частности, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ , Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ , Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Стамбульский протокол), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ , Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ , Рекомендация Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правилах содержания заключенных в Европе от ДД.ММ.ГГГГ, Рекомендация Rec(2006)13 Комитета министров Совета Европы государствам-членам об использовании оставления под стражей, об условиях, в которых оно имеет место, и о предоставлении гарантий защиты от жестокого обращения от ДД.ММ.ГГГГ, Общие доклады Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания).

Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ дсп установлена норма количества унитазов в исправительном учреждении с учетом 1 единицы на 10 человек.

Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п.1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п.2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).

Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ , не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (п.21).

В соответствии с п.5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ , помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней.

Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ , осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительных учреждений. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи (п.29). Согласно представленным документам порядок пользования помещениями для приема пищи в распорядке дня в ИК-11 установлен.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на <данные изъяты> Данным постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административный истец Романов В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ был осужден Верховным судом Республики Калмыкия по ст.126 ч. 2 п. «<данные изъяты> УК РФ к 13 годам лишения свободы со штрафом <данные изъяты> рублей в исправительной колонии строгого режима.

Для отбывания наказания Романов В.Г. был направлен в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес>, куда прибыл ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республики Калмыкия. ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Борского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 79 УК РФ освобожден условно-досрочно на <данные изъяты> дней.

По прибытии в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> административный истец был распределён для проживания в отряд , в котором содержался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем неоднократно переводился в другие отряды: так, в отряд , в котором содержался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – содержался в отряде .

В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.                                    Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).

Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные КАС РФ меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

Представителем административных ответчиков представлены документы, указывающие на то, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались (Журналы учета контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ ИК-ДД.ММ.ГГГГ, 2015, 2017г.г., Журналы операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов с приложением (раскладки продуктов) за 2014-2016 г.г.).            Из исследованных в судебном заседании Журналов, выборочные копии которых представлены в материалы дела, следует, что со стороны администрации учреждения проводится контроль за полнотой доведения норм питания до осужденных. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При оценке качества пищи, медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды. Закладку продуктов в котел контролирует дежурный помощник начальника колонии, о чем делается запись в специальном журнале. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до осужденных.

В представленных по запросу суда Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений следует, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.

Из представленных представителем ответчиков Заботновым К.А. доказательств следует, что в период отбывания Романовым В.Г. наказания во всех отрядах имелся минимальный необходимый набор бытовых помещений (комната для хранения продуктов питания и приема пищи, умывальная комната, помещение для сушки вещей, камера хранения вещей повседневного пользования, комната быта, комната отдыха). В отрядах имелись комнаты для приема пищи. Данные помещения оборудованы кухонным гарнитуром, столами, стульями, также имеются холодильники, микроволновые печи. Все осужденные, были обеспечены неограниченным количеством питьевой воды. Поставка и водоотведение холодной воды в ИК-11 осуществлялась МУП «Борский водоканал», поставка горячей воды осуществлялась котельной учреждения. Во всех отрядах имелись умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Санитарно - бытовые помещения расположены отдельно от спальных и разделены проходным коридором с двумя дверными проемами. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. При этом в административном иске не приводятся конкретные нарушения порядка осуществления санитарной обработки, истец указывает лишь на его неудовлетворенность существующим порядком. Душевой зал оборудован 16 душевыми лейками, одновременно душевую посещает до 30 человек. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья.

В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные.

В исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки). Прогулочный двор отряда совмещен с прогулочным двором другого отряда (один на 2 отряда) и имеет площадь <данные изъяты> кв.м, прогулочный двор отряда совмещен с прогулочным двором другого отряда (один на 2 отряда) и имеет площадь <данные изъяты> кв.м, прогулочный двор отряда имеет площадь <данные изъяты> кв.м. Дворы оборудованы скамейками, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями.

В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> оборудован также тренажерный зал, как в помещении, так и на улице, что позволяет заниматься спортом в зимнее время в зале, а в летнее на улице (по желанию).

При проверке доводов административного истца в части, имевших место нарушений условий содержания, суд исходит из того, что в период отбывания наказания он содержался в различных отрядах, в которых количество осужденных также менялось.

Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осужденный Романов В.Г. содержался в отряде (<данные изъяты>).

Сведений о нарушении норм материально-бытового обеспечения осужденных за указанный период в данном отряде в материалы дела не представлено.

В отряде административный истец содержался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

Так, в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ указано на нарушение установленных ч. 1 ст.99 УИК РФ, норм жилой площади, а именно в отряде на 154 осужденных приходится <данные изъяты> кв.м. на человека. Так же в нарушении ч. 3 т. 99 УИК РФ по установленной норме осужденный не обеспечены рукомойниками и унитазами, на 154 осужденных имеется лишь 8 рукомойников и 8 унитазов.

Представлением прокурора от октября 2012 г. указано на нарушение установленных ч. 1 ст.110 УИК РФ, п. 3 приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ , нормативов предельной наполняемости отрядов, где установлено превышение 100 человек в отряде .

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Романов В.Г. содержался в отряде (<данные изъяты>).

Так, в представлении прокурора от декабря 2014 г. указано на нарушение установленных ч. 3 ст.99 УИК РФ, Осужденные не обеспечены по установленный норме рукомойниками. В отряде на 160 осужденных имеется <данные изъяты> умывальников. Указано на нарушение установленных ч. 1 ст.110 УИК РФ, п. 3 приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ , нормативов предельной наполняемости отрядов, где установлено превышение 100 человек в отряде .

В представлении прокурора от июня 2015 г. и от февраля 2017 г. указано на нарушение установленных ч. 3 ст.99 УИК РФ, Осужденные не обеспечены по установленный норме рукомойниками. В отряде на 170 осужденных имеется <данные изъяты> рукомойников. Указано на нарушение установленных ч. 1 ст.110 УИК РФ, п. 3 приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ , нормативов предельной наполняемости отрядов, где установлено превышение <данные изъяты> человек в отряде .

По результатам рассмотрения представлений прокурора в установленные сроки направлены ответы.

В частности, согласно ответа ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> в соответствии с приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ функционирует для размещения осужденных мужчин строгого режима бывших работников судов и правоохранительных органов. В ФСИН России в 2017 г. были направлены письма по вопросу временного открепления ряда регионов от ГУФСИН России по <адрес>, также было направлено предложение о перепрофилировании ФКУ ИК-15 и размещения в учреждении мужчин строгого режима бывших работников судов и правоохранительных органов. В результате проделанной работы было прекращено направление осужденных в распоряжение ИК-11 из других субъектов.

Таким образом, судом установлены незначительные факты нарушения условий содержания Романова В.Г. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес>: необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания в отряде в <данные изъяты> г. в <данные изъяты> г, необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники,) в отрядах , , превышение численности осужденных 100 человек в указанные периоды.

Суд приходит к выводу о доказанности факта нарушений прав истца со стороны административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>.

В п.п.2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст.ст.16, 17, 19, 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).                                             В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).    Таким образом, с учетом характера допущенных нарушений, данных о личности административного истца, длительность отбывания наказания административного истца в ненадлежащих условиях содержания, требований разумности и справедливости, с учетом создания административным ответчиком ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> условий для полезной деятельности вне помещений (обширный библиотечный фонд, наличие двух тренажерных залов и т.д.), суд полагает необходимым взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний как с главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, в пользу истца компенсацию в размере <данные изъяты> руб.                                        Также суд обращает внимание, что в силу ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.                            Вместе с тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.                                            В соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.                                            Согласно ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.                        Учитывая дату опубликования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №494-ФЗ на официальном интернет-портале правовой информации ДД.ММ.ГГГГ, он вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, 180 дней с момента вступления в силу истекает ДД.ММ.ГГГГ (суббота), соответственно, лица, подавшие жалобу в ЕСПЧ, вправе обратиться в суд в порядке КАС РФ до ДД.ММ.ГГГГ включительно.                                            

    В материалах дела имеются сведения об обращении Романова В.Г. с соответствующей жалобой на условия содержания в исправительном учреждении в Европейский Суд по правам человека ( от ДД.ММ.ГГГГ). С настоящим административным иском Романов В.Г. обратился ДД.ММ.ГГГГ (согласно оттиску почтового штемпеля), т.е. в установленный Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 494-ФЗ срок.            Руководствуясь статьями 227.1, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Романова В.Г. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес> по обеспечению надлежащих условий Романова В.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по <адрес>.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Романова В.Г. компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении административного иска в остальной части – отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской федерации.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                    И.Ю. Копкина

2а-2541/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Романов Владимир Геннадьевич
Ответчики
Министерство Финансов РФ в лице УФК по Нижегородской области
Федеральная служба исполнения наказания РФ
ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области
Другие
Начальник ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Доценко Д.В.
Суд
Борский городской суд Нижегородской области
Судья
Копкина Ирина Юрьевна
Дело на сайте суда
borsky.nnov.sudrf.ru
07.07.2020Регистрация административного искового заявления
07.07.2020Передача материалов судье
10.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Подготовка дела (собеседование)
21.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020Судебное заседание
09.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
16.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее