Дело ***а-585/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,
при секретаре Сигаревой Е.Е.,
с участием административного истца <данные изъяты> представителя административного ответчика <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление», Министерству финансов Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
административный истец <данные изъяты>. обратилась в Алтайский краевой суд через <данные изъяты> суд <адрес> с административным исковым заявлением к КГКУ «Региональное жилищное управление», Министерству финансов Алтайского края,Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование исковых требований <данные изъяты> указала, что решением суда от ДД.ММ.ГГ на КГКУ «Региональное жилищное управление» возложена обязанность <данные изъяты> жилое помещение. ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение суда не исполнено. Предоставление жилого помещения для истца является жизненно необходимым, так как она, являясь матерью-одиночкой и студенткой ВУЗа, собственного жилья она не имеет, вынуждена проживать на съемном жилье, в связи с чем нести материальные затраты. Длительное неисполнение решения суда – 2 года 7 месяцев, не может быть оправдано отсутствием достаточного финансирования, при этом обстоятельства непреодолимой силы, которые могли бы поспособствовать неисполнению решения суда, отсутствуют. Такое положениенарушает нормы Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», поэтому истец просит взыскать в свою пользу компенсацию в размере <данные изъяты>., а также расходы по оплате государственной пошлины <данные изъяты>.
В судебном заседании административный истец <данные изъяты> настаивала на удовлетворении заявленных административных требований.Пояснила, что в настоящее время она вместе с малолетним ребенком проживает на съемной квартире, в связи с чем вынуждена оплачивать арендную плату, так как своего жилого помещения не имеет. Проживать в общежитие при АГАУ она не имеет возможности, поскольку бытовыеусловия проживания в нем не позволяют надлежащим образом осуществить уход за дочерью. До настоящего времени специалистами КГКУ «Региональное жилищное управление» ейне предлагалось получить жилье в <адрес>, ей разъяснили, что с учетом очередности жилое помещение может быть предоставлено в 2020-2021 годах.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Алтайского края <данные изъяты>. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменных возражений (л.д.51-53), отметил, что административный истец не вправе обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации за права на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку такое право может возникнуть в случае, если отношение, связанное с неисполнением судебного акта, возникнет после ДД.ММ.ГГ. Кроме того,считал, что нарушение установленных законом сроков исполнения решения суда само по себе не означает нарушения права на судопроизводство исполнение судебного акта. В данном случае исполнение решения суда возможно только путем приобретения жилого помещения в собственность Алтайского края с целью последующего предоставления взыскателю. Должником, а именно КГКУ «Региональное жилищное управление» принимаются меры к исполнению судебного постановления, денежные средства на эти цели Алтайском краем выделяются в полном объеме, однако в виду сложности предмета исполнения решения суда, особенностей бюджетного процесса и контрактной системы закупок, процедуры распределения жилья, задержка исполнения такого решения не может считаться несовместимой с требованием «разумного срока», что подтверждается правовой позицией Европейского Суда по правам человека о том, что исполнение решения о предоставлении жилья имеет ряд объективных трудностей. Как указано в отзыве, заявляя в иске доводы о компенсации морального вреда, истец не доказал претерпевания ею физических и нравственных страданий в результате нарушения предусмотренных законом личных неимущественных прав или нематериальных благ истца, в связи с чем правовых оснований для возмещения истцу этого вреда не имеется.
Представитель административного ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» не явился, в материалы дела до судебного заседания представлены письменные возражения, в которых содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с их необоснованностью. Обязанность учреждения по предоставлению жилого помещения возникла на основании решения суда, принятого в ноябре 2016 года, исполнительное производство возбуждено в феврале 2017 года. На момент обращения административного истца прошло 2 года 5 месяцев 18дней, что не может свидетельствовать о нарушении разумных сроков исполнения решения суда и бездействии государственных органов и учреждений при исполнении решения суда, согласно практике Европейского Суда по правам человека разумным сроком исполнения решений судов о предоставлении жилым помещений следует считать два года.КГКУ «Региональное жилищное управление» является казенным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Алтайского края, предоставление жилых помещений детям-сиротам возможно только путем проведения электронного аукционов силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в общей сложности данный процесс занимает значительный временный промежуток.Кроме того, имеются определенные требования к жилым помещениям: возможность приобретения жилых помещений в домах, введенных в эксплуатацию не ранее чем за 10 лет до момента заключения соответствующего государственного контракта; количество квартир, предоставляемых для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в многоквартирных домах не должно превышать 25% от общего числа квартир. Также в отзыве указано, что в списке детей-сирот по состоянию на ДД.ММ.ГГ, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 7 307 человек, количество неисполненных решений в отношении таких детей – 1 157, из которых 616 по МО <адрес>, в котором нераспределенных квартир нет. Для обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан необходимо более 1 миллиарда рублей, денежные средства в указанном размере не доводятся до учреждения. В рамках предоставленных бюджетных средств Учреждением было организовано проведение аукционов на покупку жилых помещений для их предоставления лицам из числа детей-сирот. В 2018 году Учреждением заключено 52 государственных контракта на поставку 421 жилых помещений, в том числе в <адрес> – 59 квартир. В 2018 году освоение денежных средств, выделенных бюджетом Российской Федерации и Алтайского края, составило 99,9%. Под лимиты 2019 года КГКУ «Региональное жилищное управление» заключено 18 государственных контрактов на поставку 230 квартир, в том числе в <адрес> – 1 квартира. Объявленные учреждением аукционы на приобретение квартир в <адрес> не состоялись по причине отсутствия заявок на участие от застройщиков (продавцов). Таким образом, учреждение принимает все возможные меры для исполнения решений судов. Однако в связи с наличием достаточной сложности при исполнении судебного акта, а именно: необходимость соблюдения ряда процедур, связанных с бюджетным планированием, выделением денежных средств в виде доведения лимитов и закупкой жилого помещения в рамках государственной контрактной системы, нарушение предусмотренных законом сроков исполнения решений суда не может свидетельствовать о нарушении права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Представитель административного ответчика Министерствастроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, до судебного заседания представил письменный отзыв на иск с просьбой об отказе в удовлетворении заявленных требований по доводам, аналогичным КГКУ «Региональное жилищное управление». Также указали, что Министерствостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представителизаинтересованных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, до судебного заседания представлены материалы исполнительного производства.
В соответствии с ч.2 ст.139, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы настоящего административного дела, гражданского дела Железнодорожного районного суда <адрес> ***, исполнительного производства ***, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена ДД.ММ.ГГ в <адрес>) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п.1 ст.6).
В силу положений ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требованияотносительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Как указал в своем Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в целях реализации вытекающей из Конституции Российской Федерации (статья 46, части 1 и 3) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязанности Российской Федерации по обеспечению права каждого на справедливое судебное разбирательство его дела в разумный срок и исполнение судебного акта в разумныйсрок, исходя из необходимости создать надлежащие условия для осуществления права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а также прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на охрану их прав законом, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.ст.52 и 53 Конституции Российской Федерации), Федеральный закон «Окомпенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» предусмотрел вспомогательный к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, механизм защиты прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство и своевременное исполнение судебных актов в виде присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в качестве внутригосударственного средства правовой защиты от предположительно имевшего место нарушения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, ст.ст.151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом установлено, что решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, удовлетворены исковые требования <данные изъяты> установлен факт проживания <данные изъяты> в <адрес>, на КГКУ «Региональное жилищное управление» возложена обязанность предоставить <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., в случае оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.,в границах муниципального образования <адрес> Алтайского края в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании заявления <данные изъяты> и предъявленного ею исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного одела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ возбуждено исполнительное производство *** в отношении должника КГКУ «Региональное жилищное управление».
Пунктом 2 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Определением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ КГКУ «Региональное жилищное управление» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ с должника КГКУ «Региональное жилищное управление» взыскан исполнительский сбор за неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок. Также должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ должником представлены в службу судебных приставов объяснения о причинах неисполнения требований исполнительного документа, в том числе о недостаточном финансировании, необходимости проведения аукционов по приобретению жилья в собственность Алтайского края, а также большом количестве аналогичных решений судов о предоставлении жилья данной категории детей.
ДД.ММ.ГГ постановлением заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств КГКУ «Региональное жилищное управление» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГ должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ вновь установлен. новый срок – до ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ КГКУ «Региональное жилищное управление» сообщило в службу судебных приставов о мерах, принятых для исполнения решения суда в отношении <данные изъяты> а именно о проведенных аукционах в 2018 году, предоставлении приобретенных квартир детям-сиротам по решениям судов, принятых ранее.
В процессе совершения исполнительских действий КГКУ «Региональное жилищное управление» заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГ должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГ.
На момент обращения <данные изъяты> с рассматриваемым административным исковым заявлением (подано в суд ДД.ММ.ГГ согласно штампу регистрации входящей корреспонденции) решение суда о предоставлении жилого помещения не исполнено, исполнительное производство осуществлялось 2 года 5 месяцев 14 дней, а с момента вступления решения суда в законную силу – 2года 7 месяцев20 днейдней, при этом уже истек шестимесячный срок, установленный ч.4 ст.250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с этим суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты> соблюден срок обращения с административным иском в суд.
Исходя из положений п.4 ч.2 ст.252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в п.55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумныйсрок», общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанностипо исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч.5 ст.353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.3.1 ст.319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч.ч.1 и3 ст.428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.6 ст.242.2, п.8 ст.242.3, п.7 ст.242.4, п.7 ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае из представленных по делу доказательств следует, что <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ обратилась в УФССП по Алтайскому краю с заявлением о возбуждении исполнительного производства, приложив исполнительный лист, во исполнение судебного решения договор найма жилого помещения до настоящего времени не заключен. Следовательно, на момент вынесения настоящего решения по делу продолжительность исполнения судебного акта составила 2 года 6 месяцев14 дней.
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч.3 ст.1 Закона о компенсации).
При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта (ч.3 ст.253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом разъяснений п.п.46,47,55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаютсядостаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При оценке своевременности мер, принимаемых судом, прокурором, руководителем следственного органа, следователем, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, органом дознания, дознавателем, а также органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.
При рассмотрении дела судом не установлено, что неисполнение судебного акта в установленный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя <данные изъяты>
Также суд приходит к выводу о том, что со стороны суда и службы судебных приставов не допущено каких-либо действий, бездействия, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда, исполнительный лист выдан судом своевременно, в удовлетворении отсрочки исполнения решения суда отказано; приставом-исполнителем также своевременно возбуждено исполнительное производство, с должника взыскан исполнительский сбор, руководитель должника неоднократно предупреждался судебным приставом – исполнителем об уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Особенность предмета исполнительного производства (предоставление жилого помещения) предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, в связи с чем оценке подлежит деятельность органов власти Алтайского края по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Как следует из исследованных судом доказательств, пояснений представителей административных ответчиков, исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения возможно путем приобретения в собственность Алтайского края жилого помещения, удовлетворяющего требованиям, установленным в судебном решении, последующей передачей такого помещения по договору специализированного найма.
Для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением Администрации Алтайского края ДД.ММ.ГГ *** утверждена государственная программа Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на 2014 - 2020 годы» с подпрограммой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», участниками которой (подпрограммы) являются Министерство строительства, транспорта, жилищно – коммунального хозяйства Алтайского края (являющееся также в соответствии с Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов» главным распорядителем средств краевого бюджета на соответствующие цели), КГКУ «Региональное жилищное управление».
Приобретение жилых помещений происходило посредством проведения электронного аукциона с соблюдением правил и ограничений, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует определенного промежутка времени для добровольного исполнения решения суда.
Так, после принятия решения об осуществлении закупки на приобретение жилых помещений в собственность Алтайского края необходимо пройти этапы для реализации данной процедуры посредством проведения электронного аукциона. В общей сложности весь процесс занимает около 70-80 календарных дней.
Работа по организации проведения аукционов была начата административным ответчиком после доведения лимитов бюджетных обязательств с ДД.ММ.ГГ. Как указал представитель КГКУ «Региональное жилищное управление» с 2017 года по 2019 год проводятся электронные аукционы, по результатам которых приобретаются жилые помещения.
Таким образом, к числу обстоятельств, повлиявших на длительность неисполнения решения суда, относятся недостаточное финансирование и отсутствие достаточного количества жилых помещений в собственности Алтайского края (не позволяющие обеспечить всех лиц соответствующей категории жилыми помещениями в короткие сроки), а также неэффективность способа приобретения жилых помещений на аукционах (в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах по приобретению жилых помещений, что, в свою очередь, обусловлено, в том числе требованиями к участникам аукциона, а также качеству приобретаемых жилых помещений, в том числе их благоустроенность, ограничение общего количества квартир в доме).
В то же время суд считает, что указанные обстоятельства не имеют правового значения для констатации нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок с учетом разъяснений п.48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок илиправа на исполнение судебного акта в разумный срок», соответствующих правовым позициям Европейского Суда по правам человека о том, что государство не вправе ссылаться на недостаточность средств или отсутствие жилья для исполнения решения суда (параграф 35 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Бурдов против России», параграф 46 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Калинкин и другие против Российской Федерации», параграф 38 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Беседа против Российской Федерации»).
Отсутствие финансирования КГКУ «Региональное жилищное управление» на эти цели не имеет правового значения, поскольку обязанность организовать исполнение вступивших в законную силу судебных решений с учетом полномочий различных органов и координации их деятельности, направлений реализации подпрограммы, координации возлагается на субъект Российской Федерации, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями указанной категории лиц на основании п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федеральногозакона от ДД.ММ.ГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, параграф 27 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Панчишин против Российской Федерации», параграф 82 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Любовь Стеценко против Российской Федерации»).
Относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок Европейский Суд по правам человека отметил, что исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. В огромном большинстве подобных жилищных дел, разрешенных в прошлом, нарушения Конвенции устанавливались в связи с задержками исполнения, превышавшими два года. Между тем, Европейский Суд с учетом сложности процедур предоставления жилья пришел к выводу, что задержка менее двух лет в исполнении такого решения не будет совместима с требованием «разумного срока», если будет выявлена исключительная ситуация, требующая особой старательности. Например, задержка в один год и более рассматривается Европейским Судом как нарушающая Конвенцию, если решение предписывает переселение заявителей из ветхого жилья или предоставление жилья бездомным жертвами терроризма (параграф 171 постановления ЕСПЧ «Герасимов против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГ, параграф 35 постановления ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГ по делу «Копнин и другие против Российской Федерации»).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела предоставление жилья для <данные изъяты> состоящей на учете как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет исключительное значение. Неисполнение соответствующей обязанности органами государственной власти послужило основанием для обращения административного истца в суд с иском, а последующее длительное неисполнение вступившего в законную силу решения суда несовместимо с принципами разумности.
То обстоятельство, что на исполнении у должников находилось значительное количество судебных решений, не свидетельствует о возможности отказа в удовлетворении требований административного истца. Резолютивная часть решения не содержит указания на предоставление жилого помещения согласно какой-либо очередности. Из материалов гражданского дела следует, что в резолютивной части решения судом установлен срок его исполнения. В дальнейшем, обращаясь с заявлением об отсрочке исполнения решения, КГКУ «Региональное жилищное управление» просило установить срок до ДД.ММ.ГГ, который также на момент разрешения заявленных административных исковых требований уже истек.
Довод административных ответчиков о том, что строительство новых жилых домов с июля 2018 года не целесообразно в связи с изменениями в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми установлен запрет на приобретение квартир для детей-сирот в домах более 25% от числа всех квартир многоквартирного дома, также не является основанием для отказа в удовлетворении иска, так как строительство новых домов не является единственным способом исполнения решения суда.
На основании изложенного суд находит принимаемые стороной административного ответчика меры к исполнению решения суда недостаточными и неэффективными, а срок исполнения решения, значительно превысивший один год, - не соответствующим критерию разумности, что свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд считает нарушенным право <данные изъяты> на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем административный истец имеет право на присуждение компенсации.
Доводы административных ответчиков о том, что положения Федерального закона №68-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 450-ФЗ, вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГ), не распространяются на правоотношения, связанные с исполнением решений суда, вступивших в законную силу до указанной даты, судом отклоняются, поскольку на дату вступления в силу указанных изменений исполнительное производство не было окончено, жилое помещение не было предоставлено взыскателю.
Также не принимаются во внимание доводы административного ответчика Министерствастроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о его ненадлежащем процессуальном положении, поскольку именно данный орган государственной власти Алтайского края является главным распорядителем денежных средств, выделяемых на обеспечение обязательств перед данной категорией граждан – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложен контроль за предоставлением и использованием жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Принимая во внимание требования административного истца, обстоятельства гражданского дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для <данные изъяты> являющейся студенткой, матерью-одиночной, воспитывающей малолетнюю дочь, в связи с чем невозможность проживания в студенческом общежитииа также учитывая правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, и касающиеся защиты прав лиц на разумные сроки исполнения судебных актов, которая учитывается не только при подсчете размеров взысканий, но и при определении подходов в оценке обстоятельств конкретных дел, суд полагает, что требуемая административным истцом сумма является чрезмерной и определяет подлежащую присуждению компенсацию в размере <данные изъяты>., которая соответствует принципам разумности и справедливости.
В связи с тем, что судебный акт подлежал исполнению субъектом Российской Федерации - Алтайским краем, чьим расходным обязательством является предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в лице уполномоченных государственных структур, то компенсация взыскивается с Министерства финансов Алтайского края за счет средств краевого бюджета.
В силу ч.3 ст.259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
В связи с удовлетворением административных исковых требований на основании ст.ст.103,106,111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <данные изъяты> подлежат возмещению также судебные расходы в виде государственной пошлины в размере <данные изъяты>. Частичное удовлетворение административных исковых требований, не подлежащих оценке, рассматриваемых в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не влияет на полное возмещение указанных расходов (п.21 постановления ПленумаВерховного Суда Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление <данные изъяты> частично.
Взыскать с Алтайского края в лице Министерства финансов Алтайского края за счет средств бюджета Алтайского края в пользу <данные изъяты> за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере <данные изъяты>, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.