Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Домодедово 08 октября 2014 года
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Поповой С.Н.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ЖСПК «Маяк» о признании недействительными приказов, компенсации морального вреда, судебных расходов
у с т а н о в и л :
Истец обратилась в суд к ответчику с требованиями о признании незаконными приказов председателя ЖСПК «Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № об установлении ставок оплаты за жилищно-коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей. В обосновании своих требований указала, что ответчик обратился к мировому судье 35 судебного района к ней с требованиями о взыскании задолженности по коммунальным услугам. Свои требования мотивировали указанными Приказами ЖСПК «Маяк». В нарушение ст. 119 ЖК РФ к компетенции председателя не относится изменение и установление тарифов. Данные ставки противоречат установленным тарифам по городскому округу Домодедово. Она уплачивала коммунальные платежи по ставкам, установленным по городскому округу Домодедово. Оспариваемые ей приказы незаконны, поскольку установленные ставки противоречат действующему законодательству, приняты неуполномоченным лицом, вынесены с нарушением требований, имеют ссылки на нормативные акты принятые позже, принятия приказа. По вопросу повышения тарифов она обращалась к ответчику с заявлением, но ей было отказано в этом. В силу ст. 8,10 Закона «О защите прав потребителей» она вправе потребовать предоставления достоверной информации о предоставляемых ей услугах. Отказ в предоставлении данной информации является нарушением прав потребителя. За нарушение прав потребителей просит взыскать компенсацию морального вреда.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала, обстоятельства, изложенные в заявлении подтвердила и просила удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав участников процесса, проверив материалы настоящего гражданского дела, суд находит заявленные требования истца подлежащими удовлетворению частично.
Согласно п. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер обязательных платежей и(или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги определятся исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 154 Жилищного кодекса РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствие с п. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер обязательных платежей и(или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в т.ч. установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на услуги организации коммунального комплекса, в т.ч. устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно ст. 116 Жилищного кодекса РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 Жилищного кодекса РФ, решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.
Компетенции общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом установлено, что председателем ЖСПК «Маяк» изданы приказы о размере платы за жилищно-коммунальные услуги за № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ без номера. Данными приказами председателем кооператива ЖСПК «Маяк» установлены ставки оплаты за жилищно-коммунальные услуги оказываемые населению по нормативам потребления в расчете на месяц по видам услугам, в том числе по водоснабжению, горячая вода, водоотведение, газоснабжение, а также ставки оплаты коммунальных услуг при наличии зарегистрированных приборов учета коммунальных ресурсов.
Как указано в приказах от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ за №, от ДД.ММ.ГГГГ приняты они в соответствии с Жилищным кодексом РФ и на основании Постановления Руководителей администрации городского округа Домодедово № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за № и Распоряжением Комитета по ценам и тарифам <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года. То есть из данных приказов следует, что ставки по тарифам на водоснабжение, горячая вода, водоотведение в 2012 году были установлены по ставкам, которые начали действовать лишь после апреля 2013 года.
Учитывая, что упомянутыми приказами председателя ЖСПК «Маяк» установлены собственные тарифы на предоставляемые услуги по водоснабжению, горячая вода, водоотведению, которые не соответствуют тарифам установленным Комитетом по ценам и тарифам <адрес>, а также то, что полномочий по установлению и изменению тарифов по услугам у ответчика нет, поскольку в силу положений указанного выше законодательства тарифы на горячую и холодную воду устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ. В Московской области таковым является Комитет по ценам и тарифам <адрес>. Плата за жилое помещение устанавливается органом местного самоуправления, суд находит требования истца о признании названных приказов незаконными, подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что истец проживает по адресу: <адрес>.
Управляющей организацией данного дома,в котором находится квартира истца, является ответчик.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда за четвертый квартал 2013 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ на отношения сторон распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей".
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах)
Согласно пункту 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ.
Пунктом 21 указанного Стандарта предусмотрено, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Истец, как следует из материалов дела, обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении информации по вопросу повышение тарифов на «Содержание и ремонт» в 2013 году.
Однако, ответчиком доказательств, подтверждающих, что данное обращение было рассмотрено и ответ был дан заявителю, не представлено.
Учитывая данные обстоятельства, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда частично в размере 5000 рублей. Определяя данный размер, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, нравственных страданий (переживаний) истца.
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат взысканию с ЖСПК «Маяк» в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными приказы председателя ЖСПК «Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ за № «О размере платы за жилищно- коммунальные услуги», от ДД.ММ.ГГГГ за № «О размере платы за жилищно- коммунальные услуги», от ДД.ММ.ГГГГ за № « О размере платы за жилищно -коммунальные услуги», от ДД.ММ.ГГГГ без номера «О размере платы за жилищно- коммунальные услуги».
Взыскать с ЖСПК «Маяк « в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, судебные расходы в размере 400 рублей, а всего 5400 (пять тысяч четыреста ) рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок через Домодедовский городской суд.
Председательствующий