Решение по делу № 33а-7857/2020 от 08.09.2020

Судья Середыч С.М. Дело № 33а-7857

25RS0011-01 -2019-001052-67

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 сентября 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Гончарова А.А.

судей Судницыной С.П. и Новожиловой И.Н.

при секретаре Оленевой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хлесткиной Т.А. к администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края, заместителю главы администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края Бессонову А.К. о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края на решение Спасского районного суда Приморского края от 17 июля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации городского округа Спасск-Дальний, заместителя главы администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края Бессонова А.К., выразившееся в непредоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Хлесткиной Т.А. взамен жилого помещения состоящего из 2-х комнат, площадью 50,8 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес> в городе Спасск-Дальний Приморского края признанного непригодным для проживания. На администрацию городского округа Спасск-Дальний возложена обязанность устранить допущенные нарушения - во внеочередном порядке предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма Хлесткиной Татьяне Александровне, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, состоящему из 2-х комнат, площадью 50,8 кв.метров, расположенному по адресу: <адрес>, признанному непригодным для проживания.

Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Хлесткина Т.А. обратилась в суд с названным административным иском, указав в обоснование, что ответом заместителя главы администрации городского округа Спасск - Дальний от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было фактически отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения состоящего из 2-комнат, площадью 50,8 кв. метров, по адресу: <адрес> переданного ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда и признанного непригодным для проживания.

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом. В виду того, что в городском округе Спасск-Дальний отсутствует необходимое количество свободных, благоустроенных и пригодных для предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений, администрация ГО Спасск-Дальний не может единовременно обеспечить жилищные права всех граждан, нуждающихся в жилом помещении. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Хлесткина Т.А. состоит в списках граждан, претендующих на внеочередное получение жилого помещения под номером .

Согласно техническому заключению ОАО «Дальневосточного территориального института проектирования агропромышленного комплекса» «Дальвостокагропромпроект» о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <адрес> здание представляет опасность жизни и здоровью людей.

Просила признать незаконным бездействие администрации ГО Спасск-Дальний Приморского края и заместителя главы администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края, выразившееся в непредоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения состоящее из 2- комнат, площадью 50,8 кв. метров, по адресу: <адрес> переданного Хлесткиной Т.А. по договору социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда, признанного непригодным для проживания; обязать администрацию ГО Спасск-Дальний предоставить Хлесткиной Т.А. другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению состоящему из 2-х комнат, площадью 50,8 кв. метров, по адресу: <адрес> переданного Хлесткиной Т.А. по договору социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда, признанного непригодным для проживания.

В судебном заседании представитель истца поддержал в полном объеме.

Представитель ответчиков с административным исковым заявлением не согласилась, пояснила, что администрацией городского округа Спасск-Дальний вынесено распоряжение о предоставлении жилья и как только будет возможность, жилье Хлесткиной Т.А. предоставят.

Судом вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Хлесткина Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ на условиях договора социального найма проживает по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с фактическим износом. Установлен срок расселения жильцов - до ДД.ММ.ГГГГ и снос дома после расселения до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно техническому заключению ОАО «Дальневосточного территориального института проектирования агропромышленного комплекса» «Дальвостокагропромпроект» от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <адрес> здание представляет опасность жизни и здоровью людей.

Семья Хлесткиной Т.А. (состав семьи 2 человека) признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, включена в списки на внеочередное переселение из дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу (постановление администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ ).

В январе 2020 года Хлесткина Т.А. обратилась в администрацию городского округа Спасск-Дальний с заявлением об изъятии жилого помещения путем выкупа.

На данное обращение Хлесткиной Т.А. заместителем главы администрации городского округа Спасск-Дальний ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, в котором заявителю разъяснено, что она не имеет права претендовать на выкуп жилого помещения, поскольку не является его собственником, при этом имеет право на другое благоустроенное жилое помещение, которое предоставляется по договору социального найма. В связи с отсутствием в городском округе необходимого количества свободных, благоустроенных и пригодных для предоставления гражданам жилых помещений, администрация городского округа не может единовременно обеспечить жилищные права всех граждан, нуждающихся в жилом помещении. Администрация вынуждена соблюдать очередность обеспечения жилищных прав, учитывая дату возникновения оснований у граждан на внеочередное обеспечение жилым помещение, дату признания нуждающимися в жилом помещении, а также площадь занимаемого жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Заявителю сообщено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она состоит в списке граждан, претендующих на внеочередное получение жилого помещения под номером .

Посчитав данный ответ отказом в предоставлении жилого помещения, административный истец обратился в суд.

Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 49, частями 1 и 2 статьи 57, статьи 86, частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и установив, что многоквартирный дом, в котором административный истец проживает по договору социального найма, в 2017 году признан аварийным и подлежащим сносу, семья административного истца состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, включена в списки на внеочередное переселение из дома, в связи с чем у администрации на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить административному истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение взамен занимаемого, однако до настоящего времени администрация городского округа не обеспечила административного истца благоустроенным помещением по договору социального найма, чем допустила незаконное бездействие.

Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для признания их неправильными и необоснованными не имеется.

В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).

Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года № 551-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, от 3 ноября 2009 г. N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 г. N 1548-О-О, от 23 марта 2010 г. N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 г. N 1328-О-О).

В соответствии с требованиями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Хлесткина Т.А. состоит в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, предусмотренной положениями пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако до настоящего времени административный истец не обеспечена администрацией городского округа жильем в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец обратилась в суд до истечения срока расселения жильцов, установленного в постановлении администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ, не влечет отмену решения суда, поскольку исходя из приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно.

Вместе с тем, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части признания незаконным бездействия заместителя главы администрации городского округа Спасск-Дальний Бессонова А.К.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В силу приведенных положений обязанность по обеспечению жилым помещением административного лица возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию городского округа, а не конкретное должностное лицо.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).

Ответ на обращение Хлесткиной Т.А. дан заместителем администрации городского округа в рамках его компетенции, содержит суждения по существу поставленных в обращении вопросов, которое рассмотрено в установленном законом порядке и срок. Действиями должностного лица администрации городского округа гарантированное законом право Хлесткиной Т.А. на получение ответа на ее обращение не нарушено, несогласие с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения административных исковых требований.

Указанное обстоятельство при вынесении решения не было учтено судом первой инстанции.

С учетом изложенного решение Спасского районного суда Приморского края в части признания незаконным бездействие заместителя главы администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края Бессонова А.К., выразившееся в непредоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Хлесткиной Т.А. взамен жилого помещения состоящего из 2-х комнат, площадью 50,8 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес> признанного непригодным для проживания подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворения данных требований.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Спасского районного суда Приморского края от 17 июля 2020 года отменить в части признания незаконным бездействия заместителя главы администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края Бессонова А.К., выразившееся в непредоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Хлесткиной Т.А. взамен жилого помещения состоящего из 2-х комнат, площадью 50,8 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес> признанного непригодным для проживания, в данной части принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В остальной части решение Спасского районного суда Приморского края от 17 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Спасск-Дальний – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-7857/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Хлесткина Т.А.
Ответчики
Администрация ГО Спасск-дальний
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Судницына Светлана Петровна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
08.09.2020Передача дела судье
30.09.2020Судебное заседание
23.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2020Передано в экспедицию
30.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее