РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 февраля 2016 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семиной А.Н.,
с участием истца П.О.Ю., представителя ответчика - ГУ-УПФ РФ Информация скрыта по доверенности Ф.И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску П.О.Ю. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Информация скрыта о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
П.О.Ю. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ Информация скрыта о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить пенсию.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Дата он обратился в ГУ-УПФ РФ Информация скрыта с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность. Однако в досрочном назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом в указанный стаж ответчиком не были засчитаны периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата. Периоды его работы с Дата по Дата в должности Информация скрыта, и с Дата по Дата в должности Информация скрыта» были засчитаны в стаж в календарном исчислении.
Считает отказ в назначении ему пенсии незаконным. Ссылается на то, что с учетом характеры выполняемой работы указанные периоды его работы, а также время нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении.
По данным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, периоды работы: с Дата по Дата в должности Информация скрыта; с Дата по Дата в должности Информация скрыта; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата, и обязать ГУ-УПФ РФ Информация скрыта назначить ему пенсию по старости с момента обращения, то есть с Дата.
В судебном заседании истец П.О.Ю. подержал заявленные требования.
Представитель ГУ-УПФ РФ Информация скрыта Ф.И.Н. иск не признала. Пояснила, что исходя из предоставленных истцом документов, стаж его работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на дату обращения составил менее требуемых 30 лет (Информация скрыта), что не дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указала, что периоды работы истицы в должности Информация скрыта и в должности Информация скрыта подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении, так как законодательством не предусмотрено льготного исчисления периодов работы в должностях врачей-интернов, а также истцом не доказан факт работы в сельской местности. Спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, так как Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что П.О.Ю. Дата он обратился в ГУ-УПФ РФ Информация скрыта с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с наличием необходимого специального стажа.
Письмом ГУ-УПФ РФ Информация скрыта от Дата № истцу отказано в назначении пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием у него необходимого стажа работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д. 15-16).
При этом в указанный стаж ответчиком не были засчитаны периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата. Периоды работы истца с Дата по Дата в должности Информация скрыта, и с Дата по Дата в должности Информация скрыта были засчитаны в стаж в календарном исчислении.
Всего ответчиком в стаж на соответствующих видах работ добровольно зачтены следующие периоды: с Дата по Дата – Информация скрыта; с Дата по Дата - Информация скрыта; с Дата по Дата - Информация скрыта; с Дата по Дата - Информация скрыта; с Дата по Дата - Информация скрыта; с Дата по Дата – Информация скрыта; с Дата по Дата – Информация скрыта; с Дата по Дата – Информация скрыта; итого: Информация скрыта.
Судом установлено, что в период с Дата по Дата истец работал в Информация скрыта, что подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д. 11-14), справкой БУЗ Информация скрыта» от Дата № (л.д. 18), копией Приказа Информация скрыта от Дата № о приеме П.О.Ю. на должность Информация скрыта (л.д. 27).
В период с Дата по Дата истец работал в должности Информация скрыта, что подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д. 11-14), выпиской из приказа БУЗ Информация скрыта от Дата № (л.д. 31).
При этом, как следует из справки БУЗ Информация скрыта от Дата №, П.О.Ю. с Дата был принят Информация скрыта на полную ставку, работал Информация скрыта, с окончанием интернатуры с Дата переведен на должность Информация скрыта, где также работал Информация скрыта на полную ставку (л.д. 17).
На основании п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Список и Правила").
Указанным Списком в разделе "Наименование должностей" предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистиков).
В силу п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
В частности, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца); в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 указанных Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Приложением к названным Правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В указанный Перечень включены: отделы (отделения) всех наименований бюро судебно - медицинской экспертизы, медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической сертификации, судебно - медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно- медицинского исследования трупов.
Пунктом 4 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены должности врачей - судебно-медицинских экспертов, в том числе врачи-заведующие, средний медицинский персонал, проводящие судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до Дата в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, которым предусматривалось, что правом на пенсию за выслугу лет пользуются врачи судебно-медицинский экспертизы отделов (отделений) гистологического и судебно-медицинского исследования трупов всех наименований бюро судебно-медицинский экспертизы. При этом исчисление сроков выслуги лет производилось в льготном исчислении - один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. N 377, должность врача-интерна прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, поименована среди должностей врачей, специалистов с высшим медицинским образованием. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста и по завершении подготовки в интернатуре сдает выпускные экзамены по специальности.
В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным названным Приказом, к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений отнесены: врачи-интерны, врачи-стажеры, врачи-специалисты (общей практики, хирурги всех наименований, анестезиологи, урологи и др.), старшие врачи, педиатры (п. 3.3 Положения).
Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 27.08.1997 г. N 43, предусмотрен раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", где предусмотрен врач-интерн, который осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Согласно п. 16 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 г. N 44, во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности.
Согласно Приказу Минздрава СССР от 16 августа 1972 г. N 669 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)" врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры.
Указанным Приказом было установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Также в приказе отмечалось, что заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.
Из изложенного следует, что, действительно, Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., врачи-интерны прямо не предусмотрены.
Между тем, учитывая, что период работы истца с Дата по Дата в должности Информация скрыта имел место до Дата, при оценке пенсионных прав необходимо руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от Дата, действовавшим в указанный период работы истца в должности Информация скрыта, предусматривавшим льготное исчисление стажа (1 год работы за 1 год 6 месяцев) Информация скрыта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что период прохождения П.О.Ю. Информация скрыта с Дата по Дата подлежит исчислению в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку Информация скрыта.
Период работы с Дата по Дата в Информация скрыта истец просит зачесть в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Между тем, истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие осуществление им работы в указанный период в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке).
В связи с этим оснований для исчисления данного периода работы как 1 год работы за 1 год и 3 месяца в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, не имеется, и ответчиком указанный период работы правильно был учтен в календарном исчислении.
Кроме этого, судом установлено, и не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика, что в период с Дата по настоящее время П.О.Ю. работает в должности Информация скрыта. Работа в указанной должности зачтена ответчиком истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В период работы в должности Информация скрыта П.О.Ю. проходил курсы повышения квалификации с Дата по Дата, с Дата по Дата и с Дата по Дата. На время прохождения курсов повышения квалификации он распоряжением Информация скрыта направлялся в командировку за счет средств бюджетного финансирования, ему по месту работы начислялась средняя заработная плата, и производились все удержания и отчисления.
Данные обстоятельства подтверждаются приказами (распоряжениями) Информация скрыта» о направлении П.О.Ю. в командировку от Дата №, от Дата №, от Дата № (л.д. 34, 37, 39), расчетными листками за Дата (л.д. 36, 38, 40).
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом в соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размере, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии с требованиями действующих в спорные периоды п. 54 Основ Законодательства "Об охране здоровья населения" от 22.07.1993 г., Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 декабря 2008 года N 705-н, пп. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" прохождение курсов повышения квалификации для медицинских работников является обязательным, а отказ от прохождения курсов влечет отказ в продлении (выдаче) сертификата специалиста, основанием для отказа в допуске к врачебной работе, и, соответственно, увольнения.
Следовательно, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
При этом судом установлено, что истец направлялся в спорные периоды работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением среднего заработка, из которого производились отчисления в Пенсионный фонд РФ по установленным законодательствам тарифам.
При таких обстоятельствах, поскольку обучение истца на курсах повышения квалификации производилось по направлению работодателя, и было непосредственно связано с осуществлением истцом лечебной деятельности, являясь одним из обязательных условий его работы, в период прохождения курсов за истцом сохранялся средний заработок, из которого производились отчисления в Пенсионный фонд РФ по установленным законодательствам тарифам, то периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с Дата по Дата, с Дата по Дата и с Дата по Дата, подлежат включению в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении.
Исходя из того, что с учетом включения в специальный стаж периода работы истца с Дата по Дата, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата, с Дата по Дата и с Дата по Дата в льготном исчислении, на момент первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии Дата П.О.Ю. уже имел достаточный стаж работы, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", требования истца о возложении на ответчика обязанности по назначению ему пенсии с Дата подлежат удовлетворению.
Истец отказался от права взыскания расходов по уплате государственной пошлины с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования П.О.Ю. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Информация скрыта в назначении П.О.Ю. досрочной пенсии.
Включить период работы П.О.Ю. с Дата по Дата в должности Информация скрыта, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата, с Дата по Дата, с Дата по Дата в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, в льготном исчислении, как год работы за год и шесть месяцев, на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Информация скрыта назначить и производить выплату пенсии по старости П.О.Ю. с момента его обращения с заявлением о назначении пенсии - Дата.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2016 года.
Председательствующий О.О. Ноздрина