Судья Гайдук Н.С. Дело № 33а-2192/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2018 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Штейнле А.Л.,
судей: Холиковой Е.А., Савушкиной О.С.,
с участием прокурора Павленко Н.В.,
при секретаре Зуйковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению заместителя Гагаринского межрайонного прокурора на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., заключение прокурора Павленко Н.В., судебная коллегия,
установила:
Начальник Межмуниципального отдела МВД России «Гагаринский» Деменков В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Княжева Д.В. сроком на <данные изъяты> года с установлением следующих ограничений: обязательная явка <данные изъяты> раз в месяц в Межмуниципальный отдел МВД России «Гагаринский» для регистрации; запрещение пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, а именно: клубы, дискотеки, бары, рестораны; запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывание поднадзорного с <данные изъяты> следующего дня.
В судебном заседании представитель административного истца Ульянова О.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Лицо, в отношении которого разрешается вопрос об установлении административного надзора, Княжев Д.В. в судебном заседании административное исковое заявление признал в полном объеме.
Помощник прокурора Шилина B.C. полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 апреля 2018 года в отношении Княжева Д.В. установлен административный надзор на срок <данные изъяты> года.
В отношении поднадзорного лица установлены следующие административные ограничения:
- обязательная явка <данные изъяты> раз в месяц в Межмуниципальный отдел МВД России «Гагаринский» для регистрации;
- запрещение пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, а именно: клубы, дискотеки, бары, рестораны;
- запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывание поднадзорного с <данные изъяты> часов следующего дня.
В апелляционном представлении заместитель Гагаринского межрайонного прокурора Виноградова О.Н. просит решение Гагаринского районного суда от 20 апреля 2018 года изменить в части, изложив формулировки двух административных ограничений в следующих редакциях: «обязательная явка <данные изъяты> раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации; запрещение пребывания вне жилого дома или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывание поднадзорного с <данные изъяты> следующего дня, за исключением работы в ночное время». Резолютивную часть дополнить абзацем: «Срок административного надзора в отношении Княжева Д.В. исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора». В остальной части решение оставить без изменения.
Рассмотрев на основании ч. 1 ст. 308 КАС РФ дело в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Перечень лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, содержится в ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ.
В силу п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
В ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ установлено, что в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п.п. 1, 2 и 4) ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Согласно ч. 3 ст. 274 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В п. 22 Постановления Пленума № 15 разъяснено, что ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным в любом случае.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Как установлено судом, приговором Гагаринского городского суда Смоленской области от (дата) Княжев Д.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты>, и ему в соответствии с <данные изъяты> путем частичного сложения назначенных судом наказаний окончательно определено наказание в виде <данные изъяты> лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Княжев Д.В. освобожден по отбытию наказания (дата) .
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от (дата) в отношении Княжева Д.В. установлен административный надзор.
Приговором Гагаринского районного суда Смоленской области от (дата) Княжев Д.В. признан виновным в совершения преступления, предусмотренного <данные изъяты>. На основании <данные изъяты> суд признал в действиях Княжева Д.В. рецидив преступлений, поскольку он имеет непогашенную судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Княжеву Д.В. назначено наказание в виде исправительных работ на срок <данные изъяты> год с удержанием ежемесячно <данные изъяты> из заработной платы в доход государства, с отбыванием в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Из материалов дела следует, что Княжев Д.В. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Постановлением Гагаринского районного суда Смоленской области от (дата) исправительные работы, назначенные Княжеву Д.В. приговором Гагаринского районного суда Смоленской области от (дата) , заменены на лишение свободы сроком на <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением мирового судьи судебного участка № в МО «Гагаринский район» Смоленской области по делу об административном правонарушении № от (дата) Княжев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>.
Постановлением мирового судьи судебного участка № в МО «Гагаринский район» Смоленской области по делу об административном правонарушении № от (дата) Княжев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>.
Постановлением начальника полиции МО МВД России «Гагаринский» № по делу об административном правонарушении от (дата) Княжев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>.
Постановлением мирового судьи судебного участка № в МО «Гагаринский район» Смоленской области по делу об административном правонарушении № от (дата) Княжев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>.
Постановлением начальника полиции МО МВД России «Гагаринский» № по делу об административном правонарушении от (дата) Княжев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>.
Поскольку Княжев Д.В., будучи лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления при рецидиве преступлений и имеющим непогашенную либо неснятую судимость, совершил в течение одного года пять административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, то срок административного надзора подлежит исчислению по правилам п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ - со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Наличие фактов совершения поднадзорным лицом <данные изъяты> административных правонарушений в течение одного года подтверждено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении его к административной ответственности, имеющимися в материалах дела.
В справке - характеристике, выданной УУП МО МВД России «Гагаринский» (дата) , Княжев Д.В. по месту жительства характеризуется отрицательно, привлекался к административной ответственности, злоупотребляет спиртными напитками, у врача-нарколога на учете состоит.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Княжев Д.В. на путь исправления не встал.
Таким образом, судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что требования об установлении административного надзора на срок <данные изъяты> года в отношении Княжева Д.В., являющегося совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим не снятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершенного при рецидиве преступлений, в течение года совершившего пять административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, привлеченного к административной ответственности, обоснованны и подлежат удовлетворению.
При установлении административных ограничений суд принял во внимание все конкретные обстоятельства дела, определенные административные ограничения соответствуют целям административного надзора, установлены с учетом личности Княжева Д.В., способствуют предупреждению совершения им иных преступлений и правонарушений.
Вместе с тем, решение суда первой инстанции подлежит изменению в силу следующего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 1 и 2 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Постановление Пленума) в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (ч. 8 ст. 272, ч. 3 ст. 273 КАС РФ).
Судебная коллегия полагает, что установленное ограничение в виде обязательной явки <данные изъяты> раз в месяц в Межмуниципальный отдел МВД России Гагаринский» для регистрации не соответствует п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ. Данное ограничение надлежит изложить в следующей редакции: «обязательная явка <данные изъяты> раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации».
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с формулировкой установленного Княжеву Д.В. ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого дома или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывание поднадзорного с <данные изъяты> следующего дня, исходя из того, что формулировки административных ограничений, установленных судом и указанных в резолютивной части решения, должны быть конкретными, четко определенными.
Указанное ограничение надлежит изложить в соответствии с формулировкой, закрепленной в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ, в следующей редакции: «запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с <данные изъяты> часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой в ночное время».
Судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции не определен порядок исчисления срока административного надзора.
Поскольку Княжев Д.В. является лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим не снятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершенного при рецидиве преступлений, совершил более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, за что был привлечен к административной ответственности, срок административного надзора в отношении него должен исчисляться со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ необходимо дополнить резолютивную часть решения третьим абзацем:
«Срок административного надзора в отношении Княжева Д.В. исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора».
При таком положении, решение суда первой инстанции подлежит изменению в названных частях.
Руководствуясь ст.ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционное представление заместителя Гагаринского межрайонного прокурора Виноградовой О.Н. удовлетворить.
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 апреля 2018 года изменить.
Изложить пункт первый абзаца второго резолютивной части решения в следующей редакции:
« - обязательная явка <данные изъяты> раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации».
Изложить пункт третий абзаца второго резолютивной части решения в следующей редакции:
« - запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с <данные изъяты> следующего дня, кроме случаев, связанных с работой в ночное время».
Дополнить резолютивную часть третьим абзацем:
«Срок административного надзора в отношении Княжева Д.В. исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора».
В остальной части решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 20 апреля 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: