Дело № 2-3894/2023
УИД 26RS0003-01-2023-004333-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 г. г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Шелудченко Т.А., при секретаре судебного заседания Шихаминове Ш.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петровского района в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности обеспечения необходимыми средствами реабилитации,
установил:
Прокурор Петровского района Ставропольского края, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю с требованием о возложении на ответчика обязанности обеспечить ребенка-инвалида ФИО1 необходимыми техническими средствами для реабилитации в виде: подгузников для взрослых, размер изделия «XS» (22-01-05), предусмотренным индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры Ставропольского края «О проведении проверки исполнения законодательства при обеспечении граждан техническими средствами реабилитации, а также при получении ими компенсации за самостоятельное приобретение данных изделий», а так же обращения ФИО6 проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов по факту ненадлежащего обеспечения техническими средствами реабилитации ребенка-инвалида ФИО1
В ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 - ФИО6 обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю с заявлением об обеспечении техническим средством реабилитации, рекомендованным индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № в виде подгузников для взрослых, размер изделия «XS» (22-01-05).
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, сотрудниками отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю ФИО1 выдано не было, ввиду расторжения государственного контракта.
Таким образом, не обеспечение ребенка-инвалида техническим средством реабилитации нарушает его права и законные интересы на получение со стороны государства социального обеспечения и помощи, а также ухудшает его положение по сравнению с темидетьми-инвалидами, которым технические средства реабилитации предоставлены в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации.
Представитель истца – помощник прокурора Октябрьского района города Ставрополя Ставропольского края Миронычева О.С. в судебном заседании в полном объеме поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю – Тимченко И.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете по обеспечению подгузниками для взрослых, размер XS(объем талии/бедер до 60 см.) с полным влагопоглощением не менее 1200г. На момент подачи заявления все лимиты по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № были распределены. ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление на оформление электронного сертификата. В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства ОСФР по СК ФИО1 выдано Уведомление о принятом решении о предоставлении государственной услуги с использованием электронного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение подгузниками для взрослых, размер XS(объем талии/бедер до 60 см.) с полным влагопоглощением не менее 1200г.
В судебное заседание не явился законный представитель несовершеннолетнего ФИО6, извещена надлежащим образом о дате слушания дела.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося участника судебного процесса.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Вместе с тем, указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение: обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Судом установлено и следует из материалов дела, что несовершеннолетний ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. ч. 1, 2, б ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение инвалидов индивидуальными средствами реабилитации осуществляется по Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), а также в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р (далее- Перечень).
В соответствии с пунктами 2-4 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Как следует из материалов дела, согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете по обеспечению подгузниками для взрослых, размер «xs» (объем талии/бедер до 60 см.), с полным влагопоглощением не менее 1200 г.
На момент подачи заявления все лимиты по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № были распределены.
ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление на оформление электронного сертификата для приобретения подгузников для взрослых, размер «xs»объем талии/бедер до 60 см.), с полным влагопоглощением не менее 1200 г.
Согласно сведениям, предоставленным в материалы дела стороной ответчика, электронный сертификат № с периодом действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был активирован ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не использован.
Как следует из пояснений представителя истца и заявления от ДД.ММ.ГГГГ, законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – ФИО6 направила в адрес Отделения Фонда пенсионного и социального страхования заявление об отмене активации сертификата. Данное заявление принято клиентской службой (на правах отдела) в Петровском муниципальном округе.
Таким образом, судом установлено, что на дату разрешения настоящего спора ребенок-инвалид не обеспечен средствами реабилитации, что нарушает его права и законные интересы на получение со стороны государства социального обеспечения и помощи, а также ухудшает его положение по сравнению с теми детьми-инвалидами, которым технические средства реабилитации предоставлены в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитадии.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Далее Федеральный закон № 236-ФЗ), фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальна защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 236-ФЗ, к функциям и полномочиям Фонда относится организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
В связи с вышеизложенным, нарушения, указанные в исковом заявлении, до настоящего времени ответчиком не устранены, права ребенка-инвалида не восстановлены.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что доводы ответчика о предоставлении государственной услуги с использованием электронного сертификата не являются основанием для освобождения его от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре. Поскольку от использования электронного сертификата законный представитель несовершеннолетнего ребенка-инвалида отказался.
Длительное непредоставление ребенку-инвалиду технических средств реабилитации свидетельствует об отсутствии возможности обеспечения своевременного и качественного реабилитационного процесса, что является грубейшим нарушением прав ребенка-инвалида в сфере социального обеспечения, регламентироанных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Петровского района в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности обеспечения необходимыми средствами реабилитации - удовлетворить.
Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю обязанность обеспечить ребенка-инвалида ФИО1 необходимыми техническими средствами для реабилитации в виде подгузников для взрослых, размер изделия «xs» (22-01-05), предусмотренным индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида №.31.26/2020 течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Ставрополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Т.А. Шелудченко