Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> «04» июня 2018 года
Ломоносовский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Михайловой Н.Н.
с участием прокурора Тарасовой Э.Н.,
при секретаре Горобец М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» и государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» (ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ») об обязании организовать медицинское обслуживание обучающихся,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» об обязании организовать медицинское обслуживание обучающихся.
В обоснование заявленного требования истец указал, что в ходе проведения проверки было установлено, что у ответчика имеется медицинский кабинет, в котором есть необходимое оборудование для предоставления обучающимся медицинских услуг, вместе с тем, после переименования (реорганизации) образовательного учреждения ответчиком не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие медицинского кабинета санитарным нормам и правилам и не заключен договор на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся, таким образом не организовано медицинское обслуживание учащихся.
Отсутствие организации медицинского обслуживания учащихся, негативно сказывается на здоровье детей, нарушает их права на охрану здоровья, а также нарушает права их законных представителей.
Прокурор просил суд обязать МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» заключить договор на медицинское обслуживание и получить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Протокольным определением от 23 апреля 2018 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице территориального отдела в <адрес> было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, а третье лицо ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» было исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Тарасова Э.Н. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просила удовлетворить исковые требования в отношении обоих ответчиков.
В судебном заседании представитель ответчика МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» - Стефанчишена Е.Г., возражала относительно удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения на иск, согласно которым пояснила, что в связи с внесением изменений в наименование образовательного учреждения потребовалось переоформление санитарно-эпидемиологического заключения, без которого не получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, однако, получить санитарно-эпидемиологическое заключение МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» не имеет возможности, поскольку детский сад не является при переоформлении имеющегося санитарно-эпидемиологического заключения заявителем согласно пункта 2 административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №. По мнению МОУ «Нагорная общеобразовательная школа», обязанность внесения изменений (в том числе переоформление) в ранее выданное и действующее санитарно-эпидемиологическое заключение возлагается на ГБУЗ «Ломоносовская межрайонная больница».
Представитель ответчика ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил заявление, в котором указал на согласие с предъявленными исковыми требованиями, а также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ».
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице территориального отдела в <адрес> Бабынина Н.С. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ», а также его надлежащего извещения о времени судебного заседания, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приоритет здоровья человека является принципом государственной политики в области образования, при этом осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе по организации их питания и выполнения требований санитарного законодательства, без участия органов здравоохранения не является возможным.
Согласно частям 2 и 3 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Частью 2 названной статьи было установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу части 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно ст. 28 этого же Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.
По мнению прокурора, не получение санитарно-эпидемиологического заключения, без которого невозможно получение лицензии на осуществление медицинской помощи, а также не заключение договора на медицинское обслуживание свидетельствует об отсутствии организации медицинского обслуживания учащихся МОУ «Нагорная общеобразовательная школа», что негативно сказывается на здоровье детей, нарушает их права на охрану здоровья, а также нарушает права их законных представителей.
Между тем, предусмотренные статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» требования по охране здоровья обучающихся, касающиеся организации питания обучающихся, определения оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул, пропаганде и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся и т.д. к видам медицинской помощи, установленным Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не относятся.
Следовательно, для соблюдения вышеуказанных требований, получение образовательным учреждением санитарно-эпидемиологического заключения, без которого невозможно получение лицензии на осуществление медицинской помощи, не требуется.
Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи.
Однако положения части 3 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», как в прежней, так в и редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 313-ФЗ допускают возможность оказания медицинской помощи обучающимся работником образовательной организации, что требует выполнения для этого соответствующих условий, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, медицинскую деятельность составляют работы (услуги), которые выполняются, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи.
При таких обстоятельствах образовательное учреждение может для обеспечения оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи заключать трудовой договор с медицинским работником, но только в случае получения соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (пункт 11 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), что, в свою очередь, невозможно без получения (переоформления) санитарно-эпидемиологического заключения.
Согласно акту проверки, проведенной Ломоносовской прокуратурой <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» не получено санитарно-эпидемиологического заключение на соответствие медицинского кабинета учреждения санитарным нормам и правилам и не заключен договор на медицинское обслуживание, то есть не организовано медицинское обслуживание обучающихся.
Поскольку МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» не предоставлены соответствующие доказательства, что МДОУ после изменения наименования учреждения заключен договор на медицинское обслуживание и получено санитарно-эпидемиологического заключение, то, по мнению суда, нашло своё подтверждение в суде утверждение прокурора о том, что в МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» не организовано медицинское обслуживание обучающихся, поскольку не получение санитарно-эпидемиологического заключения препятствует получению лицензии.
При такой ситуации исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
При этом суд отвергает довод представителя МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» о том, что получить заключение МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» не имеет возможности, поскольку детский сад не является при переоформлении имеющегося санитарно-эпидемиологического заключения заявителем, а обязанность внесения изменений (в том числе переоформление) в ранее выданное и действующее санитарно-эпидемиологическое заключение возлагается на ГБУЗ «Ломоносовская межрайонная больница», поскольку он противоречит заявительному характеру получения лицензии.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности)...
Согласно п. 5 ст. 3 данного Закона соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.
Таким образом, поскольку получение лицензии носит заявительный характер, так как требует волеизъявления соискателя лицензии – МОУ «Нагорная общеобразовательная школа», ГБУЗ «Ломоносовская межрайонная больница» не может получить лицензию за образовательное учреждение для обеспечения последним оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи на своей территории.
Поскольку договор на медицинское обслуживание заключается с ГБУЗ «Ломоносовская межрайонная больница», которое является единственным государственным медицинским учреждением на территории <адрес>, то, по мнению суда, в целях обеспечения исполнения МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» обязательств по обеспечению медицинского обслуживания, на ГБУЗ «Ломоносовская межрайонная больница» также необходимо возложить обязанность по обеспечению медицинского обслуживания учащихся МОУ «Нагорная общеобразовательная школа».
При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, в ходе судебного разбирательства добыто достаточно доказательств для возложения обязанности на ответчиков по обеспечению медицинского обслуживания учащихся МОУ «Нагорная общеобразовательная школа», а значит, требования прокурора <адрес> обоснованны и должны подлежать удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> - удовлетворить.
Обязать МОУ «Нагорная общеобразовательная школа» <адрес> и государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» организовать медицинское обслуживание обучающихся в срок не позднее 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Н.Н.Михайлова