Решение по делу № 33а-2801/2021 от 15.07.2021

Дело №2а-456/2020; №33а-2801/2021 судья Куликова Ю.В. 2021 год

УИД 69RS0032-01-2020-001023-75

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Никитушкиной И.Н. и Иванова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Образцовой О.А.,

дело по апелляционной жалобе Выборгской таможни на решение Торжокского межрайонного суда Тверской области от 31 августа 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Выборгской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени отказать».

Судебная коллегия

установила:

Выборгская таможня обратилась в Торжокский межрайонный суд Тверской области с административным иском к Панкину В.Д. о взыскании таможенных платежей и пени в размере 4 089 794,43 рублей. В обоснование административного иска указано, что 14 апреля 2017 года на таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни прибыло грузовое транспортное средство с установленным регистрационным номером под управлением водителя ООО «ТРАНС» Панкина В.Д., который совершил незаконное перемещение через таможенную границу таможенного союза из Финляндии в Россию товара без декларирования таможенному органу. Находясь в зоне таможенного контроля таможенного поста МАПП «Светогорск», Панкин В.Д. совершил таможенные операции путем предоставления талон/контроля, свидетельствующего об отсутствии груза, исключающие применение должностными лицами таможенного органа полномочий в отношении транспортного средства.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий и в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 11 марта 1994 года при проведении оперативно-розыскных мероприятий был направлен запрос в правоохранительные органы Финляндии о предоставлении документов, представленных отправителем при оформлении процедуры экспорт в отношении товара, возможно перемещаемого в указанном транспортном средстве.

14 сентября 2018 года из правоохранительных органов Финляндии получены экспортные и сопроводительные документы таможенного транзита № 17FI000000300458Е0, а также решение о выпуске товара с подтверждением убытия при перевозке груза.

В результате анализа представленных документов было установлено, что 14 апреля 2017 года на транспортном средстве под управлением водителя Панкина В.Д. перемещались товары - сборный груз общим весом (вес брутто) 14097 кг от отправителя «De Ol Оу» (Таkojantie, 26-30, Fi, 48230, Коtка) через место выезда Р1556100 (код пункта выпуска для оформления таможенной декларации, г. Иматра Финляндия) в адрес получателя ООО «Пигмент» <адрес>, перевозчиком товара являлась фирма ООО «ТРАНС».

По результатам камеральной таможенной проверки, документов и сведений, представленных правоохранительными органами Финляндии, было составлено решение по результатам таможенной проверки об установлении факта незаконного перемещения товаров от 14 марта 2019 года № 102060000/210/140319/Т0000002/001, на основании которого вынесено и направлено уведомление (требование) № 10206000/Ув2019/0000017 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.

Таким образом, вопреки установленной процедуре оформления товара при совершении таможенных операций с участием Панкина В.Д. совершено уклонение от уплаты таможенных платежей.

Обязанность по уплате таможенных платежей возникла у Панкина В.Д. в связи с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, солидарно с ООО «Транс», который совершил таможенные операции, исключающие применение должностными лицами таможенного органа полномочий в отношении перемещаемого товара.

В связи с незаконным перемещением товаров установлена солидарная обязанность Панкина В.Д. по уплате таможенных платежей в связи с незаконным перемещением товаров в качестве водителя грузового транспортного средства, заключающемся в недекларировании товаров.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

Согласно пункту 5 ст. 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Статьей 55 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС.

Согласно ч. 6 ст. 71 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, установленных Законом.

Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет, за товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, составляет 3 309 916,72 руб., где сумма ввозной таможенной пошлины 1 991 755,11 руб. (код вида платежа 2010), налог на добавленную стоимость 870 239,56 руб. (код вида платежа 5010).

Сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, определена путём применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин согласно положений Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утверждённого Приложением к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

Расчет суммы, подлежащих уплате, таможенных платежей за исследуемый товар, по состоянию на дату 14 апреля 2017 года приведен в расчете таможенных платежей.

Расчет таможенных платежей на товары произведен в соответствии с требованиями п. 6 ст. 56 ТК ЕАЭС по причине отсутствия точной информации о классификации товара исходя из наибольшей величины ставок ввозной таможенной пошлины, которая может быть определена на основании имеющихся сведений.

На дату подачи заявления от 15 апреля 2020 года подлежат взысканию за весь период пени по уведомлению № 1026000/Ув2019/00000017в сумме 1 218 800, 32 рублей.

Уплата образовавшейся суммы задолженности должна быть осуществлена декларантом в срок не позднее 15 дней со дня вручения (получения) данного уведомления. По состоянию на подачу заявления должником мер к погашению задолженности принято не было.

Просила взыскать с Панкина В.Д. таможенные платежи и пени в размере 4080794,43 рублей, в том числе 1218800,32 рублей - пени, таможенные платежи - 2861994,11 руб.

Представитель Выборгской таможни в судебное заседание не явился.

Панкин В.Д. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования не признал. Также представил заявление, в котором просил отказать административному истцу в удовлетворении требований в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Заинтересованное лицо - Северно-Западное таможенное управление в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, заявленные таможней требования полагало правомерными и основанными на законе, просило удовлетворить иск.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Выборгской таможни ставится вопрос об отмене решения суда. В обосновании жалобы указано следующее.

Судом первой инстанции неверно сделан вывод о том, что Выборгская таможня обратилась к мировому судье по истечении установленного процессуального срока. Срок обращения был соблюдён.

Также судом не учтено и не принято во внимание, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID 19), указами Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены нерабочие дни. Выборгская таможня функционировала частично в этот период времени и не могла подготовить и направить административное исковое заявление.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2).

Из материалов дела усматривается, что должностными лицами Выборгской таможни проведена камеральная таможенная проверка в отношении ФИО1, по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о незаконном перемещении ДД.ММ.ГГГГ через таможенную границу ЕАЭС товаров, указанных в экспортном документе Финляндии FI000000300458Е0, водителем транспортного средства К 642 ХТ <адрес> ФИО1 в связи с установлением факта недекларирования данных товаров.

Статьей 55 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьёй 68 названного Кодекса в случаях, указанных в пункте 7 статьи 55 настоящего Кодекса, таможенный орган принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.

К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика.

Меры по взысканию таможенных пошлин, налогов, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, принимаются в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.

Согласно статье 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке. Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, установленных Законом.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес ФИО1 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ /Ув2019/0000017, которым административный ответчик уведомлялся о необходимости уплаты таможенных платежей в сумме 3309916,72 руб. в течении 15 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления.

Как видно из представленной таможенным органом копии уведомления о вручении, данное уведомление вручено лично ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 88 обор.). В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, последним днём уплаты таможенных платежей по данному уведомлению являлось ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества,

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела видно, что ввиду неуплаты административным ответчиком таможенных платежей на основании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ таможенный орган обратился к мировому судье судебного участка № <адрес> о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 таможенных платежей, направив данное заявление по почте ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления Выборгской таможни о выдаче судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании таможенных платежей на сумму 4272425 руб. Мировой судья в определении указал на то, что требование не является бесспорным.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил в суд административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 таможенных платежей.

В ходе рассмотрения дела судом ФИО1 представлено письменное заявление о пропуске таможенным органом срока обращения в суд.

Суд первой инстанции, проверяя соблюдение таможенным органом процедуры взыскания таможенных платежей, пришёл к выводу о пропуске административным истцом шестимесячного срока обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

При этом суд исходил из того, что в связи с получением уведомления налогового органа о необходимости уплаты таможенных платежей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ с учётом срока уплаты – 15 рабочих дней со дня получения уведомления последним днём срока уплаты таможенных платежей было ДД.ММ.ГГГГ. Шестимесячный срок на обращение к мировому судье с заявление о выдаче судебного приказа истекал ДД.ММ.ГГГГ.

К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском установленного законом срока.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, основанным на требованиях закона и установленных судом обстоятельствах настоящего дела.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, налоговым (таможенным) органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О и др.).

Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия учитывает, что административный истец не заявлял суду ходатайство о восстановлении пропущенного срока, не ссылался на наличие уважительных причин пропуска этого срока. Наоборот, таможенный орган в апелляционной жалобе утверждает, что срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа он не пропустил, полагая, что последним днём для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа являлось ДД.ММ.ГГГГ, а заявление направлено ДД.ММ.ГГГГ.

Однако данные доводы Выборгской таможни противоречат материалам дела и ничем не подтверждены.

Ссылки в апелляционной жалобе на пропуск срока в связи с введёнными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции не могут быть приняты как необоснованные. В 2019 году таких мер не существовало.

Также не могут быть приняты во внимание и доводы апеллятора о том, что соблюдение сроков обращения с заявлением о выдаче судебного приказа относится только к компетенции мирового судьи, поскольку противоречат как положениям статьи 48 Налогового кодекса РФ, так и положениям статьи 286 КАС РФ, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Проверка соблюдения таможенным или налоговым органом установленных статьёй 48 Налогового кодекса РФ сроков, решение вопросов о восстановлении пропущенных по уважительным причинам сроков при наличии соответствующего ходатайства является обязанностью суда, рассматривающего административное дело о взыскании обязательных платежей и санкций.

С учётом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Торжокского межрайонного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:      

                                              

Судьи:

33а-2801/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Выборгская таможня
Ответчики
Панкин В.Д.
Суд
Тверской областной суд
Судья
Образцова Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
28.07.2021Судебное заседание
11.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021Передано в экспедицию
28.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее