Решение по делу № 3а-659/2021 от 16.08.2021

24OS0000-01-2021-000567-37

Дело№ 3А-659/2021

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2021 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителя Правительства Красноярского края Баженова Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-659/2021 по административному иску Игнатовича Степана Павловича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Игнатович С.П. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:2831, 24:04:<номер>:2837, 24:04:<номер>:2849, 24:04:<номер>:2891, 24:04:<номер>:2906, 24:04:<номер>:2913, расположенных на территории Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края.

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2013 года для земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: с кадастровым номером 24:04:<номер>:2831 – 200 286 рублей 45 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2837 – 96 854 рубля 94 копейки, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2849 – 379 049 рублей 58 копеек; по состоянию на 07 марта 2013 года для земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: с кадастровым номером 24:04:<номер>:2891 – 951 609 рублей 75 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2906 – 192 314 рублей 85 копеек; по состоянию на 25 сентября 2015 года для земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2913 кадастровая стоимость установлена в размере 191 731 рубль 68 копеек.

По итогам оценки, выполненной оценщиком Ниникиным И.С. и представленной в отчетах № 2814-1, № 2814-2, № 2814-3 от 20 июля 2021 года, по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:04:<номер>:2831 – 138 117 рублей, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2837 – 66 791 рубль, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2849 – 261 392 рубля; по состоянию на 07 марта 2013 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:04:<номер>:2891 – 656 228 рублей, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2906 – 132 620 рублей; по состоянию на 25 сентября 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2913 составляет 87 900 рублей.

Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку Игнатович С.П. является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Просит установить кадастровую стоимость названных земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:2831, 24:04:<номер>:2837, 24:04:<номер>:2849, 24:04:<номер>:2891, 24:04:<номер>:2906, 24:04:<номер>:2913 в размере их рыночной стоимости.

Представитель Правительства Красноярского края Баженов Д.Е., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, представленные административным истцом отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и не могут являться надлежащими доказательствами рыночной стоимости земельных участков.

Представитель административного истца Игнатовича С.П. – Пахоля И.Ю., действующий на основании доверенности, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, администрация Березовского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца Игнатовича С.П. и его представителя, представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, администрации Березовского района Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы административного дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Игнатович С.П. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:2831, 24:04:<номер>:2849, 24:04:<номер>:2891, 24:04:<номер>:2906, 24:04:<номер>:2913, а также до 27 января 2020 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2837, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН).

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что по состоянию на 01 января 2013 года для земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: с кадастровым номером 24:04:<номер>:2831 – 200 286 рублей 45 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2837 – 96 854 рубля 94 копейки, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2849 – 379 049 рублей 58 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 15 января 2014 года; по состоянию на 07 марта 2013 года для земельных участков установлена кадастровая стоимость в следующих размерах: с кадастровым номером 24:04:<номер>:2891 – 951 609 рублей 75 копеек, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2906 – 192 314 рублей 85 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 13 февраля 2014 года; по состоянию на 25 сентября 2015 года для земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2913 установлена кадастровая стоимость в размере 191 731 рубль 68 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 25 сентября 2015 года.

Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:2831, 24:04:<номер>:2837, 24:04:<номер>:2849 утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 27 ноября 2013 года № 618-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Красноярского края»; кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:2891, 24:04:<номер>:2906, определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 27 ноября 2013 года № 618-П; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2913 определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке № 2814-1, № 2814-2, № 2814-3 от 20 июля 2021 года, выполненные оценщиком Ниникиным И.С., согласно которым по состоянию на 01 января 2013 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:04:<номер>:2831 – 138 117 рублей, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2837 – 66 791 рубль, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2849 – 261 392 рубля, с кадастровым номером 24:50::25 – 4 325 300 рублей, с кадастровым номером 24:50::27 – 13 351 100 рублей, с кадастровым номером 24:50::28 – 5 024 700 рублей; по состоянию на 07 марта 2013 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:04:<номер>:2891 – 656 228 рублей, с кадастровым номером 24:04:<номер>:2906 – 132 620 рублей, с кадастровым номером 24:50::72 – 1 551 900 рублей, с кадастровым номером 24:50::73 – 438 800 рублей; по состоянию на 27 мая 2013 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:50::74 – 3 856 400 рублей, с кадастровым номером 24:50::75 – 1 654 100 рублей; по состоянию на 25 сентября 2015 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером 24:50::258 – 21 367 100 рублей, с кадастровым номером 24:50::260 – 1 513 000 рублей; с кадастровым номером 24:04:<номер>:2913 – 87 900 рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Оформление и содержание отчетов об оценке № 2814-1, № 2814-2, № 2814-3 от 20 июля 2021 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов. Оценщиком проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Представленные Правительством Красноярского края рецензии специалиста на отчеты об оценке не опровергают достоверность отчетов и правильность определения в них величины рыночной стоимости земельных участков.

Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В силу положений пункта 4 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 3 части 9 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а также разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление от 30 июня 2015 года № 28), при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Таким образом, по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлении в отношении данных объекта их рыночной стоимости, рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть подтверждена отчетом об оценке.

На основании статей 77 и 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночная стоимость объекта оценки может быть подтверждена заключением судебной оценочной экспертизы, на разрешение которой может быть также поставлен вопрос о проверке отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23 Постановления от 30 июня 2015 года № 28).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 50 и 169 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления от 30 июня 2015 года № 28, специалист может быть привлечен к участию в деле для получения консультаций, пояснений и оказания иной технической помощи при исследовании доказательств, в том числе для решения вопроса о необходимости проведения экспертиз.

В силу прямого предписания части 4 статьи 169 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации консультация специалиста не относится к доказательствам по административному делу.

Правительство Красноярского края своим правом на проведение экспертизы не воспользовалось, других доказательств в опровержение отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка не представило.

По настоящему делу не имеется предусмотренных законом оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда и за счет средств федерального бюджета.

Как указано, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П, административный ответчик, возражающий против удовлетворения административного искового заявления, обязан доказать достоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Правительство Красноярского края, приводя доводы о нарушениях оценщиком требований законодательства об оценочной деятельности, не представило каких-либо доказательств, опровергающих использованную оценщиком информацию и доказательств того, что нарушения (имеющиеся по утверждению Правительства) повлияли на расчет итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки в сторону ее уменьшения.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:2831, 24:04:<номер>:2837, 24:04:<номер>:2849, 24:04:<номер>:2891, 24:04:<номер>:2906, 24:04:<номер>:2913, учитывая, что заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подлежит восстановлению.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:2831, 24:04:<номер>:2837, 24:04:<номер>:2849, 24:04:<номер>:2891, 24:04:<номер>:2906, 24:04:<номер>:2913 равной их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке № 2814-1, № 2814-2, № 2814-3 от 20 июля 2021 года.

Датой обращения Игнатовича С.П. с заявлениям о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:2831, 24:04:<номер>:2837, 24:04:<номер>:2849, 24:04:<номер>:2891, 24:04:<номер>:2906, 24:04:<номер>:2913 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 16 августа 2021 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Игнатовича Степана Павловича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2831 в размере его рыночной стоимости – 138 117 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2837 в размере его рыночной стоимости – 66 791 рубль, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2849 в размере его рыночной стоимости – 261 392 рубля, определенной по состоянию на 01 января 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2891 в размере его рыночной стоимости – 656 228 рублей, определенной по состоянию на 07 марта 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2906 в размере его рыночной стоимости – 132 620 рублей, определенной по состоянию на 07 марта 2013 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:<номер>:2913 в размере его рыночной стоимости – 87 900 рублей, определенной по состоянию на 25 сентября 2015 года.

Датой обращения Игнатовича Степана Павловича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:<номер>:2831, 24:04:<номер>:2837, 24:04:<номер>:2849, 24:04:<номер>:2891, 24:04:<номер>:2906, 24:04:<номер>:2913 считать 16 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 12 октября 2021 года.

3а-659/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИГНАТОВИЧ СТЕПАН ПАВЛОВИЧ
Ответчики
Правительство Красноярского края
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Другие
Пахоля Иван Юрьевич
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Андриишин Денис Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
16.08.2021Регистрация административного искового заявления
17.08.2021Передача материалов судье
18.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
11.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2021Дело оформлено
11.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее