РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Копыловой Н.В.
при секретаре Шурыгиной Е.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по исковому заявлению Куняшева Рената Дамировича к Администрации г. Пензы о признании частично незаконным постановления, понуждении к восстановлению в очереди нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет и включению в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году,
УСТАНОВИЛ:
Куняшев Р.Д. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что в 2000 году он и его родители получили статус вынужденных переселенцев. Приказом главы администрации Октябрьского района г. Пензы от 29.05.2003 года их семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В 2012 году родители расторгли брак и в соответствии с приказом главы администрации г. Пензы № 342п от 7.06.2012 г. на учете стали стоять две семьи- отец с составом семьи 1 человек и его мать К.И. с составом семьи 2 человека ( К.И. и он). 23.08.2013 года в связи с достижением совершеннолетия и прекращением совместного проживания с родителями, он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выделении его в отдельную очередь. Приказом заместителя главы Администрации г. Пензы № 619п от 17.09.2013 г. он учтен в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий самостоятельно с составом семьи 1 человек с 29.05.2003 года-даты постановки на учет. В конце 2017 года ему стало известно о том, что постановлением Администрации г. Пензы от 28.11.2017 г. № 2293 в п.7 вышеназванного приказа № 619п внесены изменения, согласно которым он считается поставленным на учет с даты подачи им заявления- 23.08.2013 г. С указанным постановлением он не согласен, полагает, что должен стоять в очереди с даты первоначальной постановки на учет-29.05.2003 г., поскольку не утратил основания нахождения на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с первоначальной даты.
Просит признать постановление Администрации г. Пензы от 28.11.2017 г. № 2293 в части учета его в списке нуждающихся в жилом помещении с 23.08.2013 незаконным, понудить администрацию г. Пензы восстановить в очереди нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет и включить в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году.
В судебном заседании Куняшев Р.Д. заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации г. Пензы по доверенности Котосова О.В. исковые требования не признала, пояснив, что право стоять в очереди нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный порядок. Поскольку истец обратился с заявлением о выделении его в отдельную очередь 23.08.2013 года, именно с этой даты он может стоять в очереди самостоятельно в сводном списке граждан-получателей жилищных сертификатов. До даты обращения с указанным заявлением он являлся членом семьи своего отца К.Д.
Представитель третьего лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области по доверенности Молотова Е.А. полагала исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, пояснив, что участником подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утв. Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 может являться физическое лицо, отвечающее требованиям положений подпункта «ж» пункта 5 Правил: 1) признание в установленном порядке вынужденным переселенцем 2) включение Управлением по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Совместно проживающие с участником основного мероприятия другие лица обеспечиваются жильем в рамках подпрограммы в составе семьи участника основного мероприятия. Учитывая, что истец хочет выйти из состава семьи участника программы и стать самостоятельным участником и получить соответственно отдельную выплату, он обязан пройти процедуру, предусмотренную ЖК РФ, предполагающую написание нового заявления. Поскольку заявление истцом было подано в 2013году, именно с этого времени у него и возникло право стоять в очереди нуждающегося в получении жилого помещения самостоятельно, а не в качестве члена семьи отца.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что Куняшев Р.Д., Данные изъяты года рождения, имеет статус вынужденного переселенца.( л.д.7)
Постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Пензы от 29.05.2003 № 48 К.Д. ( отец истца) был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи -4 чел.( л.д.5)
На основании решения комиссии по распределению жилья и предоставления безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья вынужденным переселенцам, утвержденного начальником Управления по делам миграции УВД Пензенской области от 17.06.2003 г. семья К.Д. в составе 4 чел. включена в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ( л.д.8)
Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию № 342п от 7.06.2012 года в связи с изменением состава семьи К.Д. учтен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек, истец Куняшев Р.Д. учтен в качестве члена семьи матери К.И. ( л.д.25).
23.08.2013 года Куняшев Р.Д. подал заявление в администрацию г. Пензы с просьбой о выделении его в отдельную очередь в связи с достижением совершеннолетия и отдельного проживания от родителей. ( л.д.26).
Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству № 619п от 17.09.2013 Куняшев Р.Д. согласно вышеуказанному заявлению учтен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отдельно составом семьи- 1 человек.
Постановлением администрации г. Пензы № 2293 от 28.11.2017 г. в вышеуказанный приказ внесено изменение относительно даты учета Куняшева Р.Д. в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении с 29.05.2003 г. на 23.08.2013 г.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст.1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах » вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Членами семьи вынужденного переселенца являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Подпунктами 2 и 4 п.1 ст.7 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах» Постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 г. № 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, где также закреплена обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществлять в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлять им жилые помещения для постоянного проживания (п.п. «б» п.3 Положения).
Обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, осуществляется в РФ в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (далее по тексту Правила ).
В соответствии с пп. "ж" п. 5 Правил правом на социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание. Согласно пунктам 7(2), 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники подпрограммы, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
Согласно п.п. «б» п.17 Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил проживающие с гражданином - участником основного мероприятия независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
В соответствии с пунктами 19, 20, 21, 24, 26 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов: копия удостоверения вынужденного переселенца; справка органа по контролю в сфере миграции о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти. В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами "е" - "к" пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил).
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).
Аналогичные условия учета вынужденных переселенцев, формирования по каждой категории граждан в хронологической последовательности сводного списка закреплены п.37 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 г. № 845.
При этом в соответствии с пунктом 8 указанного Порядка вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
Органом исполнительной власти субъекта РФ сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050, паспортом программы предусмотрена реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", источником финансирования подпрограммы является федеральный бюджет, где управление реализацией программы и оперативный контроль за ходом ее выполнения обеспечиваются государственным заказчиком - координатором программы, руководителем программы является Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (раздел V).
В соответствии с п.15,16 Правил при расчете размера социальной выплаты учитывается норматив общей площади жилого помещения в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Из анализа вышеназванных норм в их системной взаимосвязи со ст.31, 52,55,56 ЖК РФ следует, что законодатель разграничивает понятия «гражданин, нуждающийся в жилом помещении» и «член семьи гражданина, нуждающегося в жилом помещении», равно как и « участник подпрограммы» и « член семьи участника подпрограммы». При этом участником подпрограммы является отдельное лицо, отвечающее требованиям пункта 5 Правил выпуска и реализации сертификатов.
Применительно к рассматриваемому случаю Куняшев Р.Д. до подачи им заявления 23.08.2013 г. являлся членом семьи участника подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем» К.Д., а с 7.06.2012 г.- членом семьи своей матери К.И.. При этом он имел право на обеспечение жильем в рамках подпрограммы в составе семьи участника подпрограммы.
Истец в силу действующего правового регулирования вправе претендовать на обеспечение жильем как самостоятельно, так и в составе члена семьи участника подпрограммы.
Истец претендует на реализацию им права на обеспечение жильем отдельно от участника подпрограммы, членом которого он являлся, что возможно только с момента подачи им соответствующего заявления, т.е. с 23.08.2013 года, когда он стал самостоятельным субъектом правовых отношений. При этом, в соответствии с вышеуказанными нормами права реализация вынужденным переселенцем права на получение государственного жилищного сертификата обусловлена датой обращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. Вышеназванными нормами права не предусмотрен механизм определения очередности гражданина с более ранней даты, чем дата подачи им соответствующего заявления. Разделение семьи в период нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях допустимо только при условии постановки вновь созданной семьи на соответствующий учет со дня написания нового заявления.
При таких обстоятельствах, администрацией г. Пензы правомерно истец учтен в качестве лица, самостоятельно нуждающегося в жилом помещении с 23.08.2013 года, т.е. с даты подачи им соответствующего заявления и правовых оснований для учета его с более ранней даты не имеется.
Довод истца о его праве состоять в очереди исходя из первоначальной даты постановки на учет является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм права. Из системного анализа вышеназванных норм следует, что факт постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи не порождает обязанность соответствующих органов включать истца в список граждан-участников подпрограммы в качестве самостоятельного участника ранее даты подачи соответствующего заявления, в котором он выразил желание стать самостоятельным участником. Постановка на учет для получения жилой площади носит заявительный характер. С таким заявлением истец обратился 23.08.2013 и именно с указанной даты он может быть признан самостоятельным участником подпрограммы. При этом, само по себе то обстоятельство, что ранее истец уже был включен в число участников подпрограммы с первоначальной даты постановки на учет, в данном случае правового значения не имеет, поскольку по смыслу ст.48 Федерального закона № 132-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт либо внести изменения в случае выявления его противоречия закону, что в данном случае и имело место.
Поскольку у истца отсутствует право стоять в сводном списке граждан-участников подпрограммы с даты первоначальной постановки на учет его бывшей семьи, требования истца о понуждении ответчика восстановить его в очереди с первоначальной даты постановки на учет удовлетворению не подлежит. Как производное не подлежит удовлетворению также требование о включении его в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году, поскольку согласно представленному сводному списку право на получение государственных жилищных сертификатов в 2018 году приобретают граждане, которые поставлены на учет в 2002-2003 г., а у истца такое право еще не наступило. Истец не лишен был права на обеспечение жильем в 2018 году в качестве члена семьи своего отца К.Д., однако таким правом не воспользовался, изъявив желание стать самостоятельным участником подпрограммы.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 28.11.2017 № 2293, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░