Решение по делу № 2-643/2018 от 05.02.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2018 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Копыловой Н.В.

при секретаре Шурыгиной Е.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по исковому заявлению Куняшева Рената Дамировича к Администрации г. Пензы о признании частично незаконным постановления, понуждении к восстановлению в очереди нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет и включению в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году,

                                                      УСТАНОВИЛ:

      Куняшев Р.Д. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что в 2000 году он и его родители получили статус вынужденных переселенцев. Приказом главы администрации Октябрьского района г. Пензы от 29.05.2003 года их семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В 2012 году родители расторгли брак и в соответствии с приказом главы администрации г. Пензы № 342п от 7.06.2012 г. на учете стали стоять две семьи- отец с составом семьи 1 человек и его мать К.И. с составом семьи 2 человека ( К.И. и он). 23.08.2013 года в связи с достижением совершеннолетия и прекращением совместного проживания с родителями, он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выделении его в отдельную очередь. Приказом заместителя главы Администрации г. Пензы № 619п от 17.09.2013 г. он учтен в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий самостоятельно с составом семьи 1 человек с 29.05.2003 года-даты постановки на учет. В конце 2017 года ему стало известно о том, что постановлением Администрации г. Пензы от 28.11.2017 г. № 2293 в п.7 вышеназванного приказа № 619п внесены изменения, согласно которым он считается поставленным на учет с даты подачи им заявления- 23.08.2013 г. С указанным постановлением он не согласен, полагает, что должен стоять в очереди с даты первоначальной постановки на учет-29.05.2003 г., поскольку не утратил основания нахождения на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с первоначальной даты.

      Просит признать постановление Администрации г. Пензы от 28.11.2017 г. № 2293 в части учета его в списке нуждающихся в жилом помещении с 23.08.2013 незаконным, понудить администрацию г. Пензы восстановить в очереди нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки на учет и включить в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году.

       В судебном заседании Куняшев Р.Д. заявленные требования поддержал.

       Представитель Администрации г. Пензы по доверенности Котосова О.В. исковые требования не признала, пояснив, что право стоять в очереди нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный порядок. Поскольку истец обратился с заявлением о выделении его в отдельную очередь 23.08.2013 года, именно с этой даты он может стоять в очереди самостоятельно в сводном списке граждан-получателей жилищных сертификатов. До даты обращения с указанным заявлением он являлся членом семьи своего отца К.Д.

       Представитель третьего лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области по доверенности Молотова Е.А. полагала исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, пояснив, что участником подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ « Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утв. Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 может являться физическое лицо, отвечающее требованиям положений подпункта «ж» пункта 5 Правил: 1) признание в установленном порядке вынужденным переселенцем 2) включение Управлением по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Совместно проживающие с участником основного мероприятия другие лица обеспечиваются жильем в рамках подпрограммы в составе семьи участника основного мероприятия. Учитывая, что истец хочет выйти из состава семьи участника программы и стать самостоятельным участником и получить соответственно отдельную выплату, он обязан пройти процедуру, предусмотренную ЖК РФ, предполагающую написание нового заявления. Поскольку заявление истцом было подано в 2013году, именно с этого времени у него и возникло право стоять в очереди нуждающегося в получении жилого помещения самостоятельно, а не в качестве члена семьи отца.

      Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

       В судебном заседании установлено, что Куняшев Р.Д., Данные изъяты года рождения, имеет статус вынужденного переселенца.( л.д.7)

     Постановлением Главы администрации Октябрьского района г. Пензы от 29.05.2003 № 48 К.Д. ( отец истца) был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи -4 чел.( л.д.5)

     На основании решения комиссии по распределению жилья и предоставления безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья вынужденным переселенцам, утвержденного начальником Управления по делам миграции УВД Пензенской области от 17.06.2003 г. семья К.Д. в составе 4 чел. включена в сводный список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ( л.д.8)

     Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию № 342п от 7.06.2012 года в связи с изменением состава семьи К.Д. учтен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек, истец Куняшев Р.Д. учтен в качестве члена семьи матери К.И. ( л.д.25).

      23.08.2013 года Куняшев Р.Д. подал заявление в администрацию г. Пензы с просьбой о выделении его в отдельную очередь в связи с достижением совершеннолетия и отдельного проживания от родителей. ( л.д.26).

      Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству № 619п от 17.09.2013 Куняшев Р.Д. согласно вышеуказанному заявлению учтен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отдельно составом семьи- 1 человек.

       Постановлением администрации г. Пензы № 2293 от 28.11.2017 г. в вышеуказанный приказ внесено изменение относительно даты учета Куняшева Р.Д. в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении с 29.05.2003 г. на 23.08.2013 г.

    В соответствии с пунктами 1, 3 ст.1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах » вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

    Членами семьи вынужденного переселенца являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

      Подпунктами 2 и 4 п.1 ст.7 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» определено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     В целях реализации положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах» Постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 г. № 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, где также закреплена обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществлять в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлять им жилые помещения для постоянного проживания (п.п. «б» п.3 Положения).

     Обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, осуществляется в РФ в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (далее по тексту Правила ).

     В соответствии с пп. "ж" п. 5 Правил правом на социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

     В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание. Согласно пунктам 7(2), 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники подпрограммы, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".

Согласно п.п. «б» п.17 Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил проживающие с гражданином - участником основного мероприятия независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

     В соответствии с пунктами 19, 20, 21, 24, 26 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов: копия удостоверения вынужденного переселенца; справка органа по контролю в сфере миграции о получении (неполучении) жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

     По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти. В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

     Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

     Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами "е" - "к" пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил).

     В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде).

     Аналогичные условия учета вынужденных переселенцев, формирования по каждой категории граждан в хронологической последовательности сводного списка закреплены п.37 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 г. № 845.

     При этом в соответствии с пунктом 8 указанного Порядка вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).

     Органом исполнительной власти субъекта РФ сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

     Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050, паспортом программы предусмотрена реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", источником финансирования подпрограммы является федеральный бюджет, где управление реализацией программы и оперативный контроль за ходом ее выполнения обеспечиваются государственным заказчиком - координатором программы, руководителем программы является Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (раздел V).

В соответствии с п.15,16 Правил при расчете размера социальной выплаты учитывается норматив общей площади жилого помещения в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

     Из анализа вышеназванных норм в их системной взаимосвязи со ст.31, 52,55,56 ЖК РФ следует, что законодатель разграничивает понятия «гражданин, нуждающийся в жилом помещении» и «член семьи гражданина, нуждающегося в жилом помещении», равно как и « участник подпрограммы» и « член семьи участника подпрограммы». При этом участником подпрограммы является отдельное лицо, отвечающее требованиям пункта 5 Правил выпуска и реализации сертификатов.

Применительно к рассматриваемому случаю Куняшев Р.Д. до подачи им заявления 23.08.2013 г. являлся членом семьи участника подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем» К.Д., а с 7.06.2012 г.- членом семьи своей матери К.И.. При этом он имел право на обеспечение жильем в рамках подпрограммы в составе семьи участника подпрограммы.

Истец в силу действующего правового регулирования вправе претендовать на обеспечение жильем как самостоятельно, так и в составе члена семьи участника подпрограммы.

Истец претендует на реализацию им права на обеспечение жильем отдельно от участника подпрограммы, членом которого он являлся, что возможно только с момента подачи им соответствующего заявления, т.е. с 23.08.2013 года, когда он стал самостоятельным субъектом правовых отношений. При этом, в соответствии с вышеуказанными нормами права реализация вынужденным переселенцем права на получение государственного жилищного сертификата обусловлена датой обращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. Вышеназванными нормами права не предусмотрен механизм определения очередности гражданина с более ранней даты, чем дата подачи им соответствующего заявления. Разделение семьи в период нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях допустимо только при условии постановки вновь созданной семьи на соответствующий учет со дня написания нового заявления.

При таких обстоятельствах, администрацией г. Пензы правомерно истец учтен в качестве лица, самостоятельно нуждающегося в жилом помещении с 23.08.2013 года, т.е. с даты подачи им соответствующего заявления и правовых оснований для учета его с более ранней даты не имеется.

Довод истца о его праве состоять в очереди исходя из первоначальной даты постановки на учет является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм права. Из системного анализа вышеназванных норм следует, что факт постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи не порождает обязанность соответствующих органов включать истца в список граждан-участников подпрограммы в качестве самостоятельного участника ранее даты подачи соответствующего заявления, в котором он выразил желание стать самостоятельным участником. Постановка на учет для получения жилой площади носит заявительный характер. С таким заявлением истец обратился 23.08.2013 и именно с указанной даты он может быть признан самостоятельным участником подпрограммы. При этом, само по себе то обстоятельство, что ранее истец уже был включен в число участников подпрограммы с первоначальной даты постановки на учет, в данном случае правового значения не имеет, поскольку по смыслу ст.48 Федерального закона № 132-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт либо внести изменения в случае выявления его противоречия закону, что в данном случае и имело место.

      Поскольку у истца отсутствует право стоять в сводном списке граждан-участников подпрограммы с даты первоначальной постановки на учет его бывшей семьи, требования истца о понуждении ответчика восстановить его в очереди с первоначальной даты постановки на учет удовлетворению не подлежит. Как производное не подлежит удовлетворению также требование о включении его в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году, поскольку согласно представленному сводному списку право на получение государственных жилищных сертификатов в 2018 году приобретают граждане, которые поставлены на учет в 2002-2003 г., а у истца такое право еще не наступило. Истец не лишен был права на обеспечение жильем в 2018 году в качестве члена семьи своего отца К.Д., однако таким правом не воспользовался, изъявив желание стать самостоятельным участником подпрограммы.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 28.11.2017 № 2293, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░.

       ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

      ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░                                                    ░.░. ░░░░░░░░

2-643/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Куняшев Ренат Дамирович
Куняшев Р. Д.
Ответчики
Администрация г. Пензы
Другие
Министерство труда социальной защиты
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Копылова Наталия Викторовна
Дело на сайте суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
05.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2018Передача материалов судье
06.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2018Подготовка дела (собеседование)
21.02.2018Подготовка дела (собеседование)
21.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2018Судебное заседание
01.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.05.2020Передача материалов судье
01.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.05.2020Подготовка дела (собеседование)
01.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее