Решение по делу № 33-1984/2023 от 26.06.2023

Судья Карелин А.В. Дело

№ 33-1984/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,

судей Алексеевой О.В., Резепиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 18 июля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Далматовского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 17 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора прокуратуры Курганской области Меньщиковой Т.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Далматовского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области (далее – Администрация Уксянского сельсовета) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию маневренного фонда, о возложении обязанности в срок до <...> создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования.

В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки установлено отсутствие на территории Уксянского сельсовета маневренного жилищного фонда, чем нарушаются жилищные права неопределенного круга лиц на своевременное обеспечение жильем. В соответствии с информацией, поступившей из Администрации Далматовского района Курганской области, на территории сельсовета расположен многоквартирный жилой дом по <адрес>, который является аварийным и подлежащим сносу. Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств, в том числе при переселении граждан из аварийного жилья в минимальные сроки. Создание маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельсовета создает угрозу нарушения прав граждан, в том числе проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях на территории сельсовета, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Определением судьи Далматовского районного суда от <...> суд пришел к выводу о разрешении иска в порядке гражданского судопроизводства.

Определением судьи Далматовского района Курганской области от 24.04.2023 к участию деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Администрация Далматовского района Курганской области.

В судебном заседании прокурор Стадник Р.О. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации Уксянского сельсовета, представитель третьего лица – Администрации Далматовского района Курганской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворены.

Признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Уксянский сельсовет. На Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный фонд жилых помещений на территории муниципального образования Уксянский сельсовет.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Считает решение суда незаконным, вынесенном при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Судом не указана норма, обязывающая Администрацию создать маневренный фонд, и которую нарушил ответчик.

По мнению автора жалобы, само по себе наличие или отсутствие в сельсовете маневренного фонда не может нарушать права неопределенного круга лиц, указанных в ст. 95 ЖК РФ, поскольку у таких лиц возникает право на получение жилых помещений для временного проживания. Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации допускает иные способы соблюдения жилищных прав граждан, указанных в ст. 95 ЖК РФ.

Автор жалобы полагает, что Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от <...> , не устанавливают какие-либо способы создания маневренного фонда, а говорят о порядке отнесения жилых помещений муниципального жилищного фонда к специализированному жилищному фонду. Судом не исследован вопрос о наличии в муниципальном образовании муниципального жилищного фонда, из которого жилые помещения возможно отнести к маневренному фонду, а также не указал, какие конкретные действия должна совершить Администрация. Считает, что судом вынесено заведомо неисполнимое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор прокуратуры Далматовского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.

В судебном заседании прокурор Курганской областной прокуратуры Меньщикова Т.Н. относительно доводов апелляционной жалобы возражает, считая решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении проверки прокурора Далматовского района Курганской области от <...> с <...> по <...> прокуратурой района проведена проверка Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области на предмет исполнения требований Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от <...> .

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования - Уксянский сельсовет отсутствует маневренный жилищный фонд, тогда как на территории сельсовета находится один восьмиквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, в котором проживают Юрин А.С. и Юрина Л.В. (ответ Администрации Далматовского района от <...> .3.2-19-310, акт осмотра от <...>, акт обследования от <...>, заключение от <...>, распоряжение Администрации Далматовского района от <...> -р).

По сообщению Аадминистрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области от <...> маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования не создан.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что на территории муниципального образования - Уксянский сельсовета Далматовского района Курганской области отсутствует маневренный жилищный фонд, что создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, проживающих на территории сельского поселения и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных жизненных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения. Кроме того, при возникновении определенных обстоятельств, отсутствие маневренного фонда может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств Администрации на оплату найма требуемого жилого помещения. Выполнение ответчиком обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 данного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

На основании ч. ч. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

С учетом приведенного выше правового регулирования в его системной взаимосвязи со статьей 40 Конституции Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области, как действующего на момент разрешения спора исполнительного органа местного самоуправления, обязанности создать на территории муниципального района маневренный жилищный фонд, а установив факт неисполнения данной обязанности, правомерно удовлетворил иск прокурора.

Как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст. 95 ЖК РФ. При этом самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.

Вопреки доводам апелляционной жалобы возможность органа местного самоуправления предоставлять нуждающимся гражданам жилое помещение по иным основаниям не исключает наличие обязанности иметь маневренный жилищный фонд на случай возникновения ситуаций, предусмотренных ст. 95 ЖК РФ.

Довод жалобы о том, что в нарушение закона прокурор не представил доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания в муниципальном округе маневренного фонда, является несостоятельным, так как выполнение администрацией обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда.

Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Далматовского районного суда Курганской области от 17 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июля 2023 года

Судья Карелин А.В. Дело

№ 33-1984/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,

судей Алексеевой О.В., Резепиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 18 июля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Далматовского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 17 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора прокуратуры Курганской области Меньщиковой Т.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Далматовского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области (далее – Администрация Уксянского сельсовета) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию маневренного фонда, о возложении обязанности в срок до <...> создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования.

В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки установлено отсутствие на территории Уксянского сельсовета маневренного жилищного фонда, чем нарушаются жилищные права неопределенного круга лиц на своевременное обеспечение жильем. В соответствии с информацией, поступившей из Администрации Далматовского района Курганской области, на территории сельсовета расположен многоквартирный жилой дом по <адрес>, который является аварийным и подлежащим сносу. Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств, в том числе при переселении граждан из аварийного жилья в минимальные сроки. Создание маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельсовета создает угрозу нарушения прав граждан, в том числе проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях на территории сельсовета, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Определением судьи Далматовского районного суда от <...> суд пришел к выводу о разрешении иска в порядке гражданского судопроизводства.

Определением судьи Далматовского района Курганской области от 24.04.2023 к участию деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Администрация Далматовского района Курганской области.

В судебном заседании прокурор Стадник Р.О. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации Уксянского сельсовета, представитель третьего лица – Администрации Далматовского района Курганской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворены.

Признано незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Уксянский сельсовет. На Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать маневренный фонд жилых помещений на территории муниципального образования Уксянский сельсовет.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Считает решение суда незаконным, вынесенном при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Судом не указана норма, обязывающая Администрацию создать маневренный фонд, и которую нарушил ответчик.

По мнению автора жалобы, само по себе наличие или отсутствие в сельсовете маневренного фонда не может нарушать права неопределенного круга лиц, указанных в ст. 95 ЖК РФ, поскольку у таких лиц возникает право на получение жилых помещений для временного проживания. Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации допускает иные способы соблюдения жилищных прав граждан, указанных в ст. 95 ЖК РФ.

Автор жалобы полагает, что Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от <...> , не устанавливают какие-либо способы создания маневренного фонда, а говорят о порядке отнесения жилых помещений муниципального жилищного фонда к специализированному жилищному фонду. Судом не исследован вопрос о наличии в муниципальном образовании муниципального жилищного фонда, из которого жилые помещения возможно отнести к маневренному фонду, а также не указал, какие конкретные действия должна совершить Администрация. Считает, что судом вынесено заведомо неисполнимое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор прокуратуры Далматовского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.

В судебном заседании прокурор Курганской областной прокуратуры Меньщикова Т.Н. относительно доводов апелляционной жалобы возражает, считая решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении проверки прокурора Далматовского района Курганской области от <...> с <...> по <...> прокуратурой района проведена проверка Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области на предмет исполнения требований Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от <...> .

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования - Уксянский сельсовет отсутствует маневренный жилищный фонд, тогда как на территории сельсовета находится один восьмиквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, в котором проживают Юрин А.С. и Юрина Л.В. (ответ Администрации Далматовского района от <...> .3.2-19-310, акт осмотра от <...>, акт обследования от <...>, заключение от <...>, распоряжение Администрации Далматовского района от <...> -р).

По сообщению Аадминистрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области от <...> маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования не создан.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что на территории муниципального образования - Уксянский сельсовета Далматовского района Курганской области отсутствует маневренный жилищный фонд, что создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, проживающих на территории сельского поселения и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных жизненных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения. Кроме того, при возникновении определенных обстоятельств, отсутствие маневренного фонда может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств Администрации на оплату найма требуемого жилого помещения. Выполнение ответчиком обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 1 части 1 статьи 50 данного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

На основании ч. ч. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).

Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

С учетом приведенного выше правового регулирования в его системной взаимосвязи со статьей 40 Конституции Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области, как действующего на момент разрешения спора исполнительного органа местного самоуправления, обязанности создать на территории муниципального района маневренный жилищный фонд, а установив факт неисполнения данной обязанности, правомерно удовлетворил иск прокурора.

Как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения, при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст. 95 ЖК РФ. При этом самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.

Вопреки доводам апелляционной жалобы возможность органа местного самоуправления предоставлять нуждающимся гражданам жилое помещение по иным основаниям не исключает наличие обязанности иметь маневренный жилищный фонд на случай возникновения ситуаций, предусмотренных ст. 95 ЖК РФ.

Довод жалобы о том, что в нарушение закона прокурор не представил доказательств реальной нуждаемости и необходимости создания в муниципальном округе маневренного фонда, является несостоятельным, так как выполнение администрацией обязанности по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени.

Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда.

Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Далматовского районного суда Курганской области от 17 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Уксянского сельсовета Далматовского района Курганской области – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июля 2023 года

33-1984/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Далматовского района Курганской области
Ответчики
Администрация Уксянского сельсовета
Другие
администрация Далматовского района КУрганской области
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
26.06.2023Передача дела судье
18.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2023Передано в экспедицию
18.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее