Решение по делу № 33-8259/2020 от 11.09.2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    16 ноября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

    председательствующего – судьи Синани А.М.,судей:                  Авериной Е.Г.,

                                                 Егоровой Е.С.,

    при секретаре                    Гамуровой М.А.,

    с участием истца               Козлова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Козлова Александра Дмитриевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, возмещении морального вреда, по апелляционной жалобе Козлова Александра Дмитриевича на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 30 июля 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в марте 2020 года Козлов А.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, возмещении морального вреда, мотивируя свои требования тем, что является получателем пенсии по старости с 29.05.2013. Размер его страховой пенсии составляет 12928,30 рублей. В 2019 году истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии. 12.03.2019 ответчиком сообщено, что страховая пенсия назначена в соответствии с требованиями пенсионного законодательства Российской Федерации. 10.12.2019 ответчиком направлено письмо об отказе в перерасчете страховой пенсии. Считает, что в расчете неверно исчислен стажевый коэффициент и расчетный пенсионный капитал. Просил обязать ответчика пересчитать и произвести доплату пенсии с учетом трудового стажа с применением стажевого коэффициента 0,69 в соответствии со ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.01.2015, взыскать в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей. 28.05.2020 и 22.07.2020 истец подал уточненное заявление, согласно которому просил обязать ответчика осуществить перерасчет страховой пенсии по старости с 01.01.2015 с учетом базовой части в размере <данные изъяты> рублей и ее увеличения на 6% за стаж, учесть в общий стаж период нахождения на воинской службе с 06.05.1972 по 22.05.1974 в двойном размере, взыскать в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 30 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Козлова А.Д. отказано.

В обоснование апелляционной жалобы Козлов А.Д, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое, которым удовлетворить исковые требования Козлов А.Д. Считает, что вывод суда о неприменении с 01.01.2015 положений ч. 17 ст.14 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и их противоречии нормам ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», является необоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что 29.05.2013 Козлову А.Д. назначена пенсия по возрасту при общем стаже 37 лет 4 месяца 12 дней (стаж учтен по 30.04.2013).

По состоянию на 31.12.2014 размер пенсии истца, исчисленный по нормам законодательства, действующего на территории Республики Крым до 31.12.2014, с учетом Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», составил <данные изъяты> рублей.

С 01.01.2015 Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым в беззаявительном порядке по материалам выплатного дела произведен перерасчет размера пенсии истца в соответствии с п. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Размер пенсии истца, исчисленный в соответствии с российским законодательством, с 01.01.2015 составил <данные изъяты> рублей, в том числе <данные изъяты> рублей - фиксированная выплата, <данные изъяты> рублей - страховая часть пенсии. В связи с тем, что размер пенсии, исчисленный в соответствии с российским законодательством, с 01.01.2015 не достигал размера пенсии, выплачиваемой на 31.12.2014, выплата страховой пенсии с 01.01.2015 истцу осуществлялась в сохраненном размере <данные изъяты> рублей.

С 01.02.2015 размер страховой пенсии, с учетом индексации на 11,4%, превысил сохраненный размер и составил <данные изъяты>, из них: страховая часть <данные изъяты> рублей, фиксированная выплата - <данные изъяты> рублей.

Поскольку истец осуществлял трудовую деятельность, размер пенсии с 01.02.2016, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-Ф3 «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», подлежит к выплате без учета индексации.

С учетом корректировки размера страховой пенсии по старости по данным индивидуального (персонифицированного) учета на основании сведений о сумме страховых взносов, ответчиком с 1 августа каждого года осуществлялся перерасчет страховой пенсии и размер пенсии Козлова А.Д. составил: с 01.08.2016 - <данные изъяты> рублей (с учетом страховых взносов за 2015 год), с 01.08.2017 - <данные изъяты> рублей (с учетом страховых взносов за 2016 год), с 01.08.2018 - <данные изъяты> рублей (с учетом страховых взносов за 2017 год), с 01.01.2019 размер пенсии после перерасчета по заработной плате составил <данные изъяты> рублей, в том числе, страховая часть пенсии - <данные изъяты> рублей, фиксированная выплата - <данные изъяты> рублей. Пенсия исчислена из стажа для определения права на пенсию 42 года и заработной платы, учтенной за период с мая 1986 года по апрель 1991 года, коэффициент отношения заработка к средней по стране за этот же период составил 1,771, однако учтен в размере 1,2 с учетом п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении исковых требований Козлова А.Д., суд первой инстанции исходил из того, что согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 производится путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал на основании ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, который с 01.01.2015 не применяется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400- ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, согласно которого в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где: ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц - мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Вышеназванными правовыми актами установлено, что при назначении пенсии учитываются два вида стажа: 1) страховой стаж (ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) - это учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; 2) общий трудовой стаж (ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., которая при проведении оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 конвертируется (преобразовывается) в расчетный пенсионный капитал (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ), то есть общий трудовой стаж по существу определяет размер пенсии. В соответствии с указанным законом осуществляется оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2012 путем конвертации (преобразования) стажа и среднемесячного заработка в расчетный пенсионный капитал. При этом оценка пенсионных прав производится по наиболее выгодному для заявителя варианту: по нормам п. 3 ст. 30 или по нормам п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ (порядок расчета по п. 4 ст. 30 аналогичен нормам, изложенным в Законе от 20.11.1990 № 340-1).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при установлении трудовых пенсий по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (п. 2).

Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: - периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; - периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; - служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; - периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; - период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; - периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Согласно п. 4 ст. 30 названного закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; периоды военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

Таким образом, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, период учебы в подсчет продолжительности стажа не включается. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, предусматривает включение периода учебы и исчисление продолжительности службы в армии по призыву в двойном размере.

При расчете пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ страховая часть пенсии истца составила бы <данные изъяты> рублей (63,72 - индивидуальный пенсионный коэффициент х 64,10 стоимость одного ИПК по состоянию на 01.01.2015), что ведет к уменьшению размера страховой пенсии по старости, в связи с чем расчет трудовой пенсии Козлову А.Д. произведен по п. 3 ст. 30 Федерального закона 17.12.2001 № 173-ФЗ - по наиболее выгодному варианту и период службы в армии по призыву с 29.04.1972 по 25.05.1974 учтен в страховой стаж по фактической продолжительности.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК/Т + Б, где: СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии; ПК/Т - страховая часть трудовой пенсии; Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Согласно ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации от 17.12.2011 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий страховой стаж не менее 20 лет по формуле: РП = СК х ЗР/ЗП X СЗП где, ЗР — средняя зарплата застрахованного гражданина за 2000-2001 год, которая определяется за счет сведений индивидуального (персонифицированного) учета, или же сведения о зарплате за любые 60 месяцев подряд, которые в установленном порядке выдает работодатель или государственные (муниципальные) органы, ЗП - средняя зарплата по РФ за тот же период, СЗП - данные о среднемесячной зарплате в РФ за III и IV квартал 2001 года, которые утвердило Правительство РФ (1671 рублей), СК — стажевый коэффициент рассчитывается с учетом стажа на 01.01.2002, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Согласно п. 17 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.

Рассматривая требования истца о понуждении ответчика пересчитать его страховую часть пенсии с учетом ее увеличения на 6% за стаж, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступил в силу с 01.01.2015.

Исходя из положений ч.ч. 3, 4 статьи 36 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости: (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с частью 5 статьи 16.

Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь.

Установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа предусматривалось пунктом 17 статьи 14 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, увеличивается на 6 процентов.

Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 01.01.2015, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17-19 статьи 14 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 предусматривалось с 01.01.2015, исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Статьей 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 предусмотрены основания повышения фиксированной выплаты.

Как усматривается из указанной нормы закона, повышение фиксированной выплаты за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин, нормами указанной статьи не предусмотрено.

Таким образом, положения ч. 17 ст. 14 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» противоречат нормам Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и, как следствие, с 01.01.2015 не подлежат применению.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Судом первой инстанции учтено, что примененный ответчиком расчет пенсии истца по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ является для него наиболее выгодным.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции истца при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

                                                                о п р е д е л и л а:

решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 30 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Козлова Александра Дмитриевича без удовлетворения.

Судьи:

33-8259/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Козлов Александр Дмитриевич
Ответчики
ГУ – УПФ РФ в Красноперекопском р-не РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Синани Александр Михайлович
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
14.09.2020Передача дела судье
29.10.2020Судебное заседание
16.11.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее