Решение по делу № 33-19367/2015 от 31.07.2015

Судья Красильников Т.С. Дело № 33-19367/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Чиченевой Н.А., Фенко Е.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2015 года апелляционную жалобу администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 27 мая 2015 года по делу по заявлению Михеевой Анны Анатольевны о признании незаконным отказа администрации Истринского муниципального района Московской области в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

объяснения представителя Михеевой А.А. – Крамских Р.И., представителя администрации Истринского муниципального района Московской области – Пруцева В.Ю.,

установила:

Михеева А.А. обратилась в суд с заявлением и с учетом имевшего место уточнения требований (л.д. 25) просила признать незаконным отказ администрации Истринского муниципального района Московской области подготовить постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязать администрацию Истринского муниципального района Московской области подготовить и выдать постановление об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 900 кв. м, местоположение: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для огородничества, для дальнейшего предоставления в собственность.

Свои требования заявитель мотивировала тем, что 30.12.2014 она обратилась в администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просила поручить соответствующим службам администрации подготовить постановление об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории. К заявлению были приложены необходимые документы, в том числе: копия выписки из протокола заседания Комиссии при администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района № 8 от 14.08.2014, согласно которой Комиссия не возражала против предоставления заявителю в собственность за плату данного земельного участка для ведения огородничества с установлением особого режима использования - без права застройки капитальными строениями (решение по пункту № 156); акт комиссии по выбору земельного участка от 16.09.2014; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 28.01.2014. Однако письмом от 11.03.2015 администрация Истринского муниципального района Московской области отказала Михеевой А.А. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав, что заявленное целевое использование данного земельного участка - для ведения огородничества - не соответствует схеме территориального планирования Истринского муниципального района Московской области, утвержденной постановлением правительства Московской области от 26.11.2011 № 1470/49.

Заявитель считает, что данный отказ является незаконным, кроме того, администрацией Истринского муниципального района Московской области нарушены сроки принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебном заседании представитель Михеевой А.А. - Мэй М.С. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации Истринского муниципального района Московской области Абрамова Е.М. с заявлением не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 26-28).

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Решением Истринского городского суда Московской области от 27 мая 2015 года признано незаконным письмо администрации Истринского муниципального района Московской области от 11.03.2015 № 556 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 900 кв. м, расположенного в <данные изъяты>; на администрацию Истринского муниципального района Московской области возложена обязанность утвердить схему расположения данного земельного участка.

В апелляционной жалобе администрация Истринского муниципального района Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель Михеева А.А., представитель Министерства имущественных отношений Московской области не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Выслушав объяснения представителя Михеевой А.А. – Крамских Р.И., представителя администрации Истринского муниципального района Московской области – Пруцева В.Ю., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из материалов дела усматривается, что 30.12.2014 Михеева А.А. обратилась в администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просила поручить соответствующим службам администрации Истринского района подготовить постановление об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью 900 кв. м, местоположение: <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения огородничества, для предоставления в собственность (л.д. 6). К заявлению были приложены необходимые документы: копия паспорта; копия выписки из протокола заседания Комиссии при администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района № 8 от 14.08.2014, согласно которой Комиссия не возражала против предоставления заявителю в собственность за плату вышеуказанного земельного участка для ведения огородничества с установлением особого режима использования - без права застройки капитальными строениями – для дальнейшего оформления документов в установленном законом порядке (решение по пункту № 156); заявление № 24-3821 от 20.06.2014; акт комиссии по выбору земельного участка от 16.09.2014; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории № МО-14/ЗВ-99046 от 28.01.2014, кадастровый номер квартала 50:08:0090336.

Письмом от 11.03.2015 за исх. № 556 администрация Истринского муниципального района Московской области отказала Михеевой А.А. в предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав, что в соответствии со схемой территориального планирования Истринского муниципального района Московской области, утвержденной постановлением правительства Московской области от 26.11.2011 № 1470/49, и генеральным планом поселения, который разработан, одобрен на публичных слушаниях и согласовывается с Правительством Московской области, испрашиваемый заявителем земельный участок входит в функциональную зону индивидуального жилищного строительства, что не предусматривает возможности его использования для ведения огородничества. Также согласно статье 83 ЗК РФ земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов. Предоставление земельных участков для ведения огородничества без права строительства будет препятствовать реализации указанных целей. На основании изложенного у администрации Истринского муниципального района Московской области отсутствуют законные основания для предоставления испрашиваемого земельного участка под заявленные цели (л.д. 8-9).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Михеевой А.А. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Истринского муниципального района Московской области были нарушены сроки принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка, установленные пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Кроме того, законом не предусмотрено приведенное в письме администрации от 11.03.2015 № 556 основание к отказу в предоставлении земельного участка.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в силу нижеследующего.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).

По смыслу приведенных выше правовых норм утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одной из стадий, предшествующих формированию и предоставлению земельного участка для целей, не связанных со строительством, и осуществляется с учетом зонирования территорий.

Таким образом, возможность утверждения схемы расположения испрашиваемого Михеевой А.А. земельного участка на кадастровом плане территории для дальнейшего его формирования и предоставления в собственность под заявленные цели – для ведения огородничества - должна определяться с учетом требований других норм Земельного кодекса Российской Федерации, в их совокупности.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В соответствии со схемой территориального планирования Истринского муниципального района Московской области, утвержденной решением Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 22.06.2012 № 10/3, и проектом генерального плана сельского поселения испрашиваемый заявителем земельный участок входит в функциональную зону индивидуального жилищного строительства, что не предусматривает возможности его использования для ведения огородничества. На обозначенной территории может быть сформирован самостоятельный земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в администрацию) порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

В свою очередь, пункт 1 статьи 78 ЗК РФ предусматривает предоставление земельных участков для ведения огородничества лишь из земель сельскохозяйственного назначения и не содержит норм, допускающих возможность использования для этих целей земель населенных пунктов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются данным Федеральным законом.

Статья 12 названного Федерального закона, которая действовала на момент обращения заявителей в администрацию Истринского муниципального района Московской области, предусматривала обязательное зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. В частности, указано, что при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества. При этом заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, которые ведут регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Согласно пункту 4 той же статьи орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

При таких обстоятельствах администрация Истринского муниципального района Московской области правомерно отказала Михеевой А.А. в предоставлении в собственность для ведения огородничества земельного участка, площадью 900 кв. м, расположенного в п. Румянцево сельского поселения Новопетровское Истринского района Московской области. Также у администрации района отсутствует обязанность по утверждению схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для последующего формирования и предоставления Михеевой А.А. под заявленные цели в индивидуальном порядке, вне рамок огороднического некоммерческого объединения граждан.

С учетом изложенного постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Михеевой А.А. требований.

Руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда Московской области от 27 мая 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Михеевой Анны Анатольевны о признании незаконным отказа администрации Истринского муниципального района Московской области в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-19367/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Михеева А.А.
Другие
Администрация Истринского района
Министерство имущественных отношений МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Чиченева Н.А.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
12.08.2015Судебное заседание
11.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2015Передано в экспедицию
12.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее