Административное дело № 3а-39/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 апреля 2019 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карачкиной Ю.Г.
при секретаре Герасимовой О.Ю.
с участием:
представителя административного истца Афошина А.М.,
представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице филиала по Чувашской Республике) Сафроновой О.С.,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствовой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Афошина Владимира Михайловича к Кабинету Министров Чувашской Республики и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (в лице филиала по Чувашской Республике) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания,
установил:
Афошин В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к вышеуказанным ответчикам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 044 000 рублей, определенной по состоянию на 3 декабря 2013 года.
Свое требование Афошин В.М. обосновал тем, что с 2008 года спорный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 586 утверждена кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости на 3 декабря 2013 года составляет 8701092,57 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15 ноября 2018 года №, однако согласно отчету ООО <данные изъяты> № от 23 декабря 2018 года рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию ту же дату составляет 1044 000 рублей; спорное здание является аварийным и не используется по своему назначению, потому его утвержденная кадастровая стоимость значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный истец Афошин В.М. личного участия в судебном заседании не принял, его представитель Афошин А.М. представил уточненное административное исковое заявление, в котором Управление Росреестра по Чувашской Республике переведено из категории административных ответчиков в число заинтересованных лиц, а к установлению заявлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной уже в результате судебной экспертизы по состоянию на 3 декабря 2013 года, - 611670,27 рублей.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, извещенный о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил. В ранее представленном его представителем от Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики отзыве указано, что исполнителем работ по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 6 июля 2012 года, являлись ФГУП <данные изъяты> и ЗАО <данные изъяты>, государственным заказчиком работ была Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; по результатам проведенных работ оценщиками (исполнителями работ) составлен отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики от 28.09.2012 №, на который получено положительное экспертное заключение НП <данные изъяты> от 26.10.2012 №; Кабинет Министров Чувашской Республики оставляет удовлетворение исковых требований Афошина В.М. на усмотрение суда (л.д.108-110).
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Чувашской Республике) Сафронова О.С. оставила удовлетворение исковых требований на усмотрение суда. В ранее представленном письменном отзыве филиал указал, что не имеет заинтересованности в разрешении данного спора и не является надлежащим административным ответчиком; Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 № 457, вступившим в силу 1 января 2019 года, утверждены очередные результаты «массовой» кадастровой оценки объектов капитального строительства, расположенных на территории Чувашской Республики, соответственно, оспариваемая кадастровая стоимость может быть установлена лишь на период до 31 декабря 2018 года (л.д.49-50).
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Чувашской Республике Молоствова М.Г. удовлетворение исковых требований оставила на усмотрение суда. В ранее представленном письменном отзыве Управлением Росреестра по Чувашской Республике сообщено, что поскольку здание с кадастровым номером № было поставлено на кадастровый учет только 12 декабря 2013 года, что позже даты проведения кадастровой оценки, его кадастровая стоимость была определена филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике в соответствии со ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при постановке на кадастровый учет; указанными полномочиями Кадастровая палата была наделена приказом Росреестра от 26.12.2011 № П/531; для расчета кадастровой стоимости здания с кадастровым номером № Кадастровая палата использовала среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 586 для нежилых зданий в кадастровом квартале №, равное <данные изъяты> руб./кв.м., и его кадастровая стоимость составила 8701092,57 рублей; в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении приказом Росреестра от 25.07.2012 № П/320, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером № Афошин В.М. не обращался (л.д.75-76).
Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 8 по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в ранее представленных письменных пояснениях сообщило, что для исчисления налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объектов налогообложения, принадлежащих Афошину В.М., применена кадастровая стоимость этих объектов по состоянию на 1 января 2017 года; налоговый орган оставляет решение по административному иску Афошина В.М. на усмотрение суда (л.д.61-62).
Заинтересованное лицо администрация г.Шумерля Чувашской Республики, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от 21.12.2018 Афошин В.М. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта недвижимости – <здания> с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. (лит.Б, Б1), <данные изъяты> года постройки, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано 27 июня 2008 года.
В соответствии со ст.400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п.1 ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пункт 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст.1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2015 № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 1 января 2016 года.
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 № 508).
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 №586 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики (утратил силу в связи с изданием Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.01.2019 № 9). В состав указанного нормативного правового акта входили три приложения: Приложение № 1 (результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики), Приложение № 2 (средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов, расположенных на территории Чувашской Республики) и Приложение № 3 (Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Чувашской Республики).
Принадлежащему Афошину В.М. объекту недвижимости кадастровый номер № был присвоен 12 декабря 2013 года вместо ранее присвоенных инвентарного и условного номеров. Кадастровая стоимость этого объекта, рассчитанная Кадастровой палатой при постановке его на кадастровый учет с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 586 для нежилых зданий в кадастровом квартале №, равного <данные изъяты> руб./кв.м. (<данные изъяты>), по состоянию на дату утверждения (расчета) кадастровой стоимости 3 декабря 2013 годасоставляет 8701092,57 рублей, что подтверждается представленной административным истцом выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15.11.2018 №.
Частью 1 ст.245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Поскольку Афошин В.М. с 27 июня 2008 года является собственником указанного выше нежилого здания, а размер налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости, результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.
В соответствии с ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в ЕГРН внесены 10 января 2015 года, административный иск предъявлен в суд 26 декабря 2018 года, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики» кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым № утверждена в размере 3 774 293,1 рублей, однако указанное постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
Таким образом, пятилетний срок для оспаривания результатов определения предыдущей кадастровой стоимости административным истцом не пропущен.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со ст.24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ).
В обоснование исковых требований Афошиным В.М. был представлен отчет ООО <данные изъяты> от 23.12.2018 №, в соответствии с которым рыночная стоимость спорного здания <данные изъяты> без учета НДС по состоянию на 3 декабря 2013 года составляет 1044000 рублей.
Согласно ст.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица администрации г.Шумерля Чувашской Республики не согласился с представленным истцом отчетом, и по его ходатайству на основании ст.77 КАС РФ судом была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта <данные изъяты> № от 02.04.2019 рыночная стоимость здания <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 3 декабря 2013 года составляет 611670,27 рублей (без учета НДС и стоимости прав на земельный участок).
Оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется, поскольку оно научно обосновано, подробно мотивировано, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости, сомнений в своей достоверности не вызывает и никакими другими доказательствами не опровергается. Оснований для назначения повторной судебной экспертизы по делу не имеется.
Поэтому суд полагает возможным определить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером № на основании результатов проведенной судебной экспертизы в размере 611670,27 рублей.
В соответствии с ч.5, 6 ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В Письме ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@ "О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019" разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 ст.403 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. С учетом изложенного, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом следует учитывать положения пункта 2.1 ст.52 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 ст.78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Согласно п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Таким образом, датой подачи Афошиным В.М. заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 26 декабря 2018 года, а в связи со вступлением в силу с 1 января 2019 года Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2018 № 457 пересмотренная кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению на период действия до 31 декабря 2018 года.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость нежилого здания <данные изъяты> с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 611 670 (шестьсот одиннадцать тысяч шестьсот семьдесят) рублей 27 копеек по состоянию на 3 декабря 2013 года на период действия до 31 декабря 2018 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Г. Карачкина
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2019 года.