Решение по делу № 2-608/2020 от 27.07.2020

                                 Дело № 2-608/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        р.п. Иловля                                                                      «20» августа 2020 года

    Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Пичугина В.И.,

при секретаре Богатырёвой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Иловлинского района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.

    В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений Иловлинского муниципального района Волгоградской области в части исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также СП 59.13330.2012 при входе в здание администрации для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установку в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: <адрес> информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании и возложить обязанность на администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области принять меры, направленные на финансирование закупки информационной мнемосхемы ( схемы движения) для муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

    В судебное заседание прокурор Иловлинского района Волгоградской области не явился, извещён надлежащим образом. До рассмотрения дела судом от прокурора Иловлинского района Волгоградской области поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объёме.

    Представитель ответчика МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. До рассмотрения дела судом от представителя ответчика МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Кроме того просит суд установить срок для принятия мер, направленных на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течении 12 месяцев.

         Представитель ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. До рассмотрения дела судом от представителя ответчика администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Кроме того просит суд установить срок для принятия мер, направленных на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течении 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца прокурора Иловлинского района Волгоградской области, представителей ответчика МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

    Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

    На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

    К объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

    В силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

    1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

    2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

    Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

    Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

    Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

    К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

    В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

    При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

    При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проверки в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода правил, в здании МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: <адрес> отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для детей-инвалидов по зрению (л.д.8).

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором района в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области 31 января 2020 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов (л.д. 9-12).

По результатам рассмотрения представления прокурора, глава Иловлинского муниципального района Волгоградской области 03 марта 2020 года сообщил о реализации мероприятий, направленных на защиту прав инвалидов. В связи с допущенными нарушениями руководители учреждений привлечены к ответственности (л.д. 13-14).

    Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства, не устранены, в здании МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: <адрес> до настоящего времени не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для детей-инвалидов по зрению.

Правообладателем здания, расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Большая Ивановка, является МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.

    При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Сводом правил "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001", суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений.

    В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

         Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 6 месяцев с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиками нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.

        При этом суд исходит из того, что ответчики не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о безопасности зданий в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях.

        На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

                     В силу положений п.п. 9, 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор и администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области освобождены от уплаты государственной пошлины.

    Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, не освобождённого от уплаты судебных расходов, государственной пошлины в доход муниципального образования в размере 6000 рублей, что соответствует требованиям ст. 333.19 НК РФ.

         Руководствуясь ст.ст. 103, 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

иск прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, удовлетворить.

          Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании администрации, расположенном по адресу: <адрес>

    Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, принять меры, направленные на финансирование закупки информационной мнемосхемы ( схемы движения) для муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

         Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области в размере 6 000 рублей.

         Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

         Решение в окончательной форме принято 25 августа 2020 года.

         Судья                                                                        В.И. Пичугин

2-608/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Иловлинского района Волгоградской области
Ответчики
Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области
МБОУ Большеивановска СОШ
Суд
Иловлинский районный суд Волгоградской области
Судья
Пичугин Вячеслав Иванович
Дело на сайте суда
ilov.vol.sudrf.ru
28.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2020Передача материалов судье
09.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее