Дело № 2-608/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «20» августа 2020 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Пичугина В.И.,
при секретаре Богатырёвой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Иловлинского района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений Иловлинского муниципального района Волгоградской области в части исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также СП 59.13330.2012 при входе в здание администрации для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установку в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: <адрес> информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании и возложить обязанность на администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области принять меры, направленные на финансирование закупки информационной мнемосхемы ( схемы движения) для муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
В судебное заседание прокурор Иловлинского района Волгоградской области не явился, извещён надлежащим образом. До рассмотрения дела судом от прокурора Иловлинского района Волгоградской области поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объёме.
Представитель ответчика МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. До рассмотрения дела судом от представителя ответчика МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Кроме того просит суд установить срок для принятия мер, направленных на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течении 12 месяцев.
Представитель ответчика - администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. До рассмотрения дела судом от представителя ответчика администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Кроме того просит суд установить срок для принятия мер, направленных на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течении 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца прокурора Иловлинского района Волгоградской области, представителей ответчика МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
В силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проверки в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свода правил, в здании МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: <адрес> отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для детей-инвалидов по зрению (л.д.8).
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором района в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области 31 января 2020 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов (л.д. 9-12).
По результатам рассмотрения представления прокурора, глава Иловлинского муниципального района Волгоградской области 03 марта 2020 года сообщил о реализации мероприятий, направленных на защиту прав инвалидов. В связи с допущенными нарушениями руководители учреждений привлечены к ответственности (л.д. 13-14).
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства, не устранены, в здании МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: <адрес> до настоящего времени не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для детей-инвалидов по зрению.
Правообладателем здания, расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Большая Ивановка, является МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Сводом правил "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001", суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 6 месяцев с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиками нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени, прошедшего до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения.
При этом суд исходит из того, что ответчики не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о безопасности зданий в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу положений п.п. 9, 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор и администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области освобождены от уплаты государственной пошлины.
Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика МБОУ «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, не освобождённого от уплаты судебных расходов, государственной пошлины в доход муниципального образования в размере 6000 рублей, что соответствует требованиям ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании администрации, расположенном по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, принять меры, направленные на финансирование закупки информационной мнемосхемы ( схемы движения) для муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Большеивановская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25 августа 2020 года.
Судья В.И. Пичугин