Решение изготовлено в окончательной форме 23.03.2018 года
Г. Санкт-Петербург
№ 2-1275/2018 12 марта 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе
Председательствующего судьи Григорьевой Н.Н.
при секретаре Камшиловой А.Ю.
с участием адвоката Черткова А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Смирновой М. А. к ЖСК № о признании годового собрания членов ЖСК № 326, протокола № 1 общего годового собрания ЖСК № 326, решений общего собрания членов ЖСК № 326 недействительными
установил:
Истец обратилась в суд с иском к Жилищно-строительному кооперативу № 236 (далее ЖСК № 326) о признании годового собрания членов ЖСК № 326, проведенного в форме очного голосования в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, протокола № общего годового собрания ЖСК № 326 от 20.04.2017 года, решений общего собрания членов ЖСК № 326 принятых 20.04.2017 года недействительными.
В обосновании доводов ссылается на то, что голосование проводилось по вопросам, не включенным в повестку дня, кворум на собрании отсутствовал, не проводилась регистрация лиц, присутствующих на собрании, отсутствовал реестр собственников, на собрании присутствовали лица не являющиеся собственниками, так же истица указывает на то, что доверенности были оформлены с нарушением закона, предусматривающего нотариальное удостоверение доверенности при голосовании через представителя.
В судебном заседании истица на удовлетворении иска настаивала.
Представители ответчика против иска возражали.
Третьи лица Меркулова Н.Н., Васильева И.А. явились, против иска возражают.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 8.1. Устава ЖСК органом управления кооператива является общее собрание членов кооператива (л.д.42).
20.04.2017 г. состоялось общее собрание членов ЖСК № 326 на повестку дня которого были вынесены следующие вопросы: 1) отчет председателя ЖСК № 326 о проделанной работе за 2016 г., 2) отчет ревизионной комиссии о финансовой деятельности ЖСК 326 за 2016 г., 3) план ЖСК 326 работы на 2017 г., 4) мероприятия по обращениям Смирновой М.А. на портал «Наш Санкт-Петербург». 5) разное (л.д.36).
Решения, принятые на указанном общем собрании, были оформлены протоколом № 1 общего годового собрания членов ЖСК № 326 от 20.04.2017 года (л.д. 49-53, 162-167).
Как следует из материалов дела общее число собственников помещений 178 человек, число членов ЖСК на момент проведения собрания составляет 89 (л.д.168-169, 171-175, 176-185).
В голосовании приняли участие 52 члена ЖСК, при этом из них 15 членов голосовали по доверенностям, удостоверенным правлением ЖСК и заверенным печатью кооператива (л.д.186-198).
Как усматривается из положений ЖК РФ, глава 11 ЖК РФ, содержащая правила организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, не предусматривает специального порядка оспаривания членом кооператива или иным заинтересованным лицом решения общего собрания членов кооператива.
В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и отсутствуют нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, ч. 1 ст. 7 ЖК РФ допускает применение к возникшим отношениям жилищного законодательства, регулирующего сходные отношения (аналогии закона), если это не противоречит существу отношений.
В соответствии с п. 1 ст. 181.1 ГК РФ, правила, предусмотренные главой 9.1 ГК РФ, устанавливающие порядок оспаривания решений общих собраний, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. Порядок голосования участников собрания через представителей положениями указанной главы не урегулирован.
В силу положений п. 1 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение) (п. 1 ст. 181.3 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно, в том числе, принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с реестром в собрании участвовали в том числе по доверенностям 52 человека, что составило более 50 % голосов.
В соответствии со ст. 117 ЖК РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
В силу части 1 ст. 48 ЖК РФ, голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование.
Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 3 и 4 ст. 185.1 ГК РФ или удостоверена нотариально (ч. 2 ст. 48 ЖК РФ). Из правового смысла указанных норм права следует, что действующее законодательство предоставляет участникам собрания, имеющим намерение голосовать через представителя, право выбора способа оформления его полномочий путем выдачи доверенности, удостоверенной организацией, в которой доверитель работает или учится (п. 3 ст. 185.1 ГК РФ), администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ), или, как вариант, нотариально удостоверенной. При этом следует учитывать, что ст. 185.1 ГК РФ устанавливает для представителя обязанность действовать по нотариально удостоверенной доверенности только в случае совершения от имени доверителя сделки, требующей нотариального удостоверения или государственной регистрации, в остальных случаях к нотариально удостоверенной доверенности приравниваются доверенности, удостоверенные лицами, указанными в п. 2 ст. 185.1 ГК РФ.
Принимая во внимание, что решение члена жилищно-строительного кооператива, принятое на общем собрании, не относится к сделкам, требующим нотариального удостоверения или государственной регистрации, обязательное нотариальное удостоверение доверенности для голосования на общем собрании действующим законодательством не предусмотрено, подсчет голосов с учетом решений лиц, голосовавших по доверенностям, заверенным ЖСК является обоснованным.
Стороной ответчика представлен реестр членов ЖСК по состоянию на 20.04.2017 года, из которого усматривается, что в кооперативе членов ЖСК 89 человек.
Согласно повестке дня, вопросы поставленные на голосование: 1) выборы председателя и секретаря общего собрания ЖСК 326, 2) отчет председателя ЖСК № 326 за 2016 г., 3) отчет финансовой деятельности ЖСК 326 за 2016 год, 4) отчет ревизионной комиссии по итогам работы ЖСК 326 за 2016 г., 5) мероприятия по обращениям Смирновой М.А. на портал «Наш Санкт-Петербург», 6) обращение общего собрания членов ЖСК 326 к РЖА Выборгского района и Администрации Выборгского района, 7) решение об установке автоматической противопожарной защиты из фонда капитального ремонта в 2017 году, 8) принятие плавающего повышенного коэффициента для собственников, не имеющих счетчиков воды, 9) благоустройство домовой территории. О порядке и бдительности, 10) план работы ЖСК на 2017 год.
Изменение порядка голосования на общем собрании, не может послужить основанием для признания решения собрания недействительным в силу п. 4 ст. 181.4 ГК РФ, поскольку не повлекло для истца и иных членов кооператива существенные неблагоприятные последствия, то есть к возникновению убытков.
В то же время, из протокола общего собрания усматривается, что повестка общего собрания содержала пункт «разное», в рамках которого обсуждались вопросы, не относящиеся к организационным и существенно затрагивающие права и законные интересы членов кооператива.
Доводы истца о том, что форма извещения о собрании не была соблюдена ответчиком, не проводилась регистрация членов ЖСК, реестр собственников отсутствовал, суд находит необоснованными, в соответствии с действующим Уставом ЖСК п. 10 предусмотрен порядок организации и проведения общего собрания членов кооператива, в соответствии с которым уведомление о проведении собрания размещается на досках в каждом подъезде, в отдельных исключительных случаях уведомлении е о проведении собрания может быть направлено некоторым членам кооператива заказным письмом или вручено под подпись.
Кроме того, в судебном заседании свидетели ФИО, ФИО7, ФИО8 пояснили, что регистрация членов ЖСК проводилась, имелся реестр, истица от регистрации отказалась, не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется оснований. Место хранения протокола указано в спорном протоколе, суду представлен реестр собственников помещений с указанием документов, подтверждающих право собственности, явочный лист членов ЖСК.
В соответствии со ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Исходя из системного толкования действующего законодательства, собственник жилого помещения в многоквартирном доме, не являющийся членом жилищно-строительного кооператива, вправе обжаловать решение общего собрания членов такого кооператива лишь по существу и только в том случае, если указанным решением нарушаются его законные права и интересы.
Вопросы о наличии кворума, легитимности лиц, участвующих в голосовании, соблюдении порядка голосования и подсчета голосов имеют существенное значение для правомочности принимаемых собранием решением, их законности. При установлении факта отсутствия кворума на общем собрании членов ЖСК в многоквартирном доме, оно признается недействительным, а принятые на нем решения незаконными.
Суд приходит к выводу, что принятое решение не выходит за пределы компетенции общего собрания собственников и положений жилищного законодательства не нарушает.
Доказательств причинения убытков истцу состоявшимся решением, а так же того, что имеется несколько вариантов протокола собрания от 20.04.2017 года, что различие в повестке дня собрания имеет существенное значение, не представлено, наличие существенных нарушений истцом не доказано.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд, руководствуясь ст. ст. 45 - 46, 110, 115, 116, 117 ЖК РФ, положениями ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения общего собрания членов ЖСК, поскольку при проведении собрания не было допущено существенных нарушений порядка и процедуры проведения общего собрания, истцом не представлено доказательств существенных нарушений прав при проведении собрания и причинения убытков.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в этой статье, а также иными предусмотренными законом способами. В соответствии с главой 9.1 ГК «Решения собраний», одним из способов защиты гражданских прав является признание принятого решения недействительным. Вместе с тем, ни ст. 12 ГК РФ, ни иным законом не предусмотрен такой способ защиты права как признание недействительным протокола, которым оформлено решение, самого собрания.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в силу положений ч.6 ст.46 ЖК РФ с учетом всех обстоятельств дела суд вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование собственника, обратившегося в суд, не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанным собственникам, суд находит заявленный иск подлежащим отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ № 326 - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░: