Решение по делу № 8а-21736/2021 [88а-22249/2021] от 25.08.2021

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                         № 88а-22249/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    20 октября 2021 года                              г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 17 августа 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы Ермаковой Е.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 9 июня 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании распоряжения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на счете регионального оператора (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-318/2021).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия

установила:

    Шубина Л.В. является собственником <адрес> многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, находящемся в управлении управляющей организации ООО «УК «Жилсервис»    .Собственники помещений указанного дома в 2014 году избрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый в ОАО «Россельхозбанк», владельцем которого изначально был определен региональный оператор – НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». В последующем решением общего собрания собственников от 1 марта 2020 года владельцем специального счета определено ООО «УК «Жилсервис».

    Уведомлением от 23 июня 2020 года № АА-575/1 Администрация области предложила Администрации г. Костромы довести до управляющих компаний, товариществ собственников жилья и или собственников помещений информацию о необходимости предоставления в срок до 1 июля 2020 года решений о переносе срока капитального ремонта общедомового имущества либо о проведении капитального ремонта с приложением копий протоколов общих собраний и листов голосования, а в случае непредставления указанных документов – принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

    Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от 2 июля 2020 года № 01-17/96 предписано сформировать фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в г. Костроме на счете некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Костромской области» согласно адресному перечню многоквартирных домов (приложение (пункт 1);

    провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах г. Костромы согласно адресному перечню многоквартирных домов в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора (пункт 2);

    отделу эксплуатации жилищного фонда Управления ЖКХ Администрации г. Костромы уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов согласно адресному перечню многоквартирных домов, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (пункт 3).

    В приложении к вышеуказанному распоряжению (с учетом изменений, внесенных распоряжениями от 22 июля 2020 года № 01-17/101, от 30 июля 2020 года № 01-17/104, от 30 ноября 2020 года № 01-17/141, от 11 декабря 2020 года № 01-17/146) в адресном перечне многоквартирных домов значится многоквартирный <адрес> <адрес> под .

Шубина Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению ЖКХ Администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжения от 2 июля 2020 года № 01-17/96 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома» в части включения в адресный перечень, являющийся приложением к распоряжению, многоквартирного <адрес> <адрес> в <адрес>.

Требование мотивировала тем, что изменение способа формирования фонда капитального ремонта спорного многоквартирного дома лишает собственников возможности провести капитальный ремонт системы отопления, запланированный ими на 2020-2022 годы. Проводить ремонт крыши дома на 2017-2019 годы, как запланировано в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Администрации Костромской области, от 26 марта 2014 года, необходимости не имеется, поскольку она находится в удовлетворительном состоянии. В нарушение части 3 статьи 189 ЖК РФ управляющая компания не представила собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о дате проведения капитального ремонта крыши, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости и источниках финансирования. В нарушение части 7 статьи 189 ЖК РФ орган местного самоуправления, вынесший оспариваемое распоряжение, не установил факт необходимости проведения капитального ремонта крыши, комиссия по установлению необходимости проведения такого ремонта до вынесения оспариваемого распоряжения не формировалась, обследование технического состояния конструктивных элементов дома не проводилось, соответствующий акт не составлялся.

Поскольку распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 14 августа 2020 года № 01-17/113 пункт 2 распоряжения от 2 июля 2020 года № 01-17/96 признан утратившим силу, она не только лишена права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счете, но и лишена права на проведение капитального ремонта дома в установленный срок как собственниками, так и региональным оператором.

Кроме того, перевод денежных средств со специального счета на счет регионального оператора влечет для неё убытки в виде недополученных процентов, начисляемых банком за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 12 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 9 июня 2021 года, административное исковое заявление Шубиной Л.В. удовлетворено.

Распоряжение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от 2 июля 2020 года № 01-17/96 «О формировании фонда капитального ремонта на специальном счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в части включения в приложение к распоряжению многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (пункт 31 приложения) признано незаконным.

    В кассационной жалобе представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы Ермаковой Е.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

    Данной программой в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> запланированы следующие ремонтные работы:

    на 2017-2019 годы – ремонт крыши;

    на 2020-2022 годы - ремонт инженерных систем;

    на 2020-2025 годы – ремонт фасада;

    на 2026-2028 годы - ремонт фундамента;

    на 2029-2031 годы – ремонт подвала;

    на 2018-2040 годы – ремонт крыши;

    на 2041-2043 годы – ремонт инженерных систем.

    Ремонт крыши в 2017-2019 годах собственниками не произведен.

    В этой связи Управлением ЖКХ администрации г. Костромы было принято оспариваемое распоряжение.

Согласно платежным поручениям от 22 июля 2020 года №№ 2738, 2739, от 8 сентября 2020 года №№ 3488,3489 денежные средства в общей сумме 721 389 руб. 48 коп. со специального счета многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> переведены на общий счет многоквартирных домов.

В соответствии с частью 7 статьи 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.

На случай установления в соответствии с частью 7 статьи 189 ЖК РФ необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен, постановлением Администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года № 535-а утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области.

Согласно упомянутому Порядку в целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта, которая проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, о чем оформляет акт, в котором отражаются выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома; по результатам работы комиссия принимает соответствующее решение, которое оформляется протоколом.

Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций на основе анализа перечисленных выше положений нормативных правовых актов, предварительно придя к выводу о том, что решение (протокол) комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта в случае невыполнения собственниками, формирующими фонд капитального ремонта на специальном счете, капитального ремонта в срок, установленный региональной программой должно предшествовать принятию органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, в то время, когда в настоящем случае акт о техническом состоянии общего имущества многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> и протокол комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта составлен лишь 15 сентября 2020 года, т.е. после принятия оспариваемого распоряжения от 2 июля 2020 года, правомерно указали на незаконность данного распоряжения, как принятого с нарушением действующего Порядка, и нарушающего права административного истца на самостоятельный выбор способа формирования фонда капитального ремонта и распоряжение средствами указанного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Не соглашаясь с выводами судов нижестоящих инстанций, в кассационной жалобе приводятся доводы о том, что распоряжением начальника Управления от 14 августа 2020 года № 01-17/113 действие распоряжения от 2 июля 2020 года № 01-17/96 было приостановлено до 1 декабря 2020 года, на указанную дату протоколом комиссии от 15 сентября 2020 года установлена необходимость проведения капитального ремонта общего имущества спорного дома, ввиду чего у Управления имелись правовые основания для принятия решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта для данного дома.

Действительно, распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 14 августа 2020 года № 01-17/113 в распоряжение от 2 июля 2020 года № 01-17/96 внесены изменения: заголовок изложен в новой редакции; пункт 2 признан утратившим силу; действие пункта 1 и приложения к нему приостановлено до 1 декабря 2020 года; комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта поручено провести обследование многоквартирных домов, указанных в приложении к распоряжению, а собственникам в случае принятия решения о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме либо о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предлагалось в срок до 15 ноября 2020 года уведомить об этом НКО «Фонд капитального строительства многоквартирных домов Костромской области», департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Управление ЖКХ Администрации г. Костромы.

Вместе с тем, приостановление действия распоряжения от 2 июля 2020 года № 01-17/96 не свидетельствует о его отмене и не исключает необходимости принятия решения (протокола) комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта на момент его издания.

Кроме того, оценив представленные протокол и акт соответствующей комиссии от 15 сентября 2020 года, суды пришли к выводу об отсутствии достаточного обоснования вывода о необходимости проведения капитального ремонта крыши.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами также не допущено.

Оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Поскольку распоряжение Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 2 июля 2020 года № 01-17/96 не обладало перечисленными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, рассмотрение данного дела не должно было проводиться по правилам главы 21 КАС РФ с участием прокурора, вследствие чего его участия и заключения по настоящему делу не требовалось.

По этому же основанию не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о нарушении судом требований статьи 216 КАС РФ о необходимости указания даты, с которой оспариваемое в части распоряжение признано незаконным.

Доводы кассационной жалобы о том, что судебные акты приняты о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле лица - начальника Управления ЖКХ Администрации г. Костромы, не могут являться основанием к отмене судебных постановлений, поскольку указанное лицо является руководителем Управления и действует от его имени.

Вопреки доводам жалобы в материалах дела содержится подтверждение о наличии в собственности административного истца Шубиной Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес> <адрес> (л.д. 23 том 1).

Поскольку именно на собственника в силу гражданского и жилищного законодательства возлагается обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, нельзя согласиться с доводом об отсутствии подтверждений оплаты административным истцом взносов на капитальный ремонт.

Несостоятельны также доводы о неисполнимости решения суда, так как пункт 31 приложения к оспариваемому распоряжению судом первой инстанции указан с учетом внесения в него изменений распоряжением от 11 декабря 2020 года № 01-17/146.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя административного ответчика не имеется.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 9 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы Ермаковой Е.Н. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Председательствующий                        С.А. Склярук

    Судьи:                                    Е.Д. Смирнова

                                            Е.В. Репина

Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 октября 2021 года

                                        

8а-21736/2021 [88а-22249/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Шубина Людмила Владимировна
Ответчики
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы
Другие
НКО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области"
Администрация города Костромы
ООО "УК "ЖилСервис"
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Смирнова Елена Дмитриевна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
20.10.2021Судебное заседание
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее