Дело № 3а-16/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 08 апреля 2016 г.
Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Юнусовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому Страхова О.Н. к Управлению Росреестра по Пензенской области, Правительству Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
у с т а н о в и л:
Страхов О.Н. обратился в Пензенский областной суд с административным иском к Правительству Пензенской области, Управлению Росреестра по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков:
с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания (склад), расположенного по адресу: <адрес> (1-й участок) ;
с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания (материального склада), расположенного по адресу: <адрес> (2-й участок).
В обоснование заявленных требований указал, что кадастровая стоимость 1-го участка составляет <данные изъяты> руб., 2-го – <данные изъяты> руб. и не соответствует их рыночной стоимости <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. соответственно, определенной по состоянию на 01.01.2012 в отчете независимого оценщика, что, в свою очередь, влечет нарушение его прав, поскольку кадастровая стоимость земли является налогооблагаемой базой, её установление в завышенном размере препятствует свободному осуществлению экономической деятельности.
Просит суд установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб.; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб.
Впоследствии, в связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой, Страхов О.Н. требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - в размере <данные изъяты> руб.; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - в размере <данные изъяты> руб., определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы.
Административный истец Страхов О.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов Иванкину А.Н. (доверенность от 27.01.2016), который в судебном заседании заявленные требования поддержал (с учетом уточнения), просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области Агапова Т.В., действующая на основании доверенности от 30.10.2015, оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области по доверенности от 01.10.2015 Балакина О.А. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – администрации г.Пензы в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости закон предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Страхов О.Н. является собственником земельных участков:
с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания (склад), расположенного по адресу: <адрес>;
с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения нежилого здания (материального склада), расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 14.05.2007 серия <данные изъяты> и от 27.08.2013 <данные изъяты> (л.д.9,10), а также приказом первого заместителя главы администрации г.Пензы от 16.05.2013 <данные изъяты> и договорами купли-продажи от 23.04.2007 и от 29.07.2013 ( л.д.123,124,145).
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 15.11.2013 № 850-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области» и составляет: 1-го участка - <данные изъяты> руб., 2-го – <данные изъяты> руб., что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.7,8).
Данная кадастровая стоимость оспаривается в настоящее время.
Заявление Страхова О.Н. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поступившее 10.08.2015 в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области, решением от 24.08.2015 № 19/6 отклонено (л.д.106-107).
При обращении в суд в обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 08/15, подготовленный оценщиком ИП Кожевниковым И.Ю., согласно которому рыночная стоимость 1-го земельного участка составляет <данные изъяты> руб., 2-го - <данные изъяты> руб., определенной по состоянию на 01.01.2012, и положительное экспертное заключение от 17.06.2015 № № ООО «Российское общество оценщиков» (л.д. 19-104).
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена постановлением Правительства Пензенской области от 15.11.2013 № 850-пП по состоянию на 01.01.2012 (л.д. 153).
В этой связи рыночная стоимость земельных участков должна быть определена также по состоянию на 01.01.2012.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом по ходатайству административного истца назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012, проведение которой поручено АНО «Пензенская лаборатория судебных экспертиз» (л.д. 141,158-160).
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 14.03.2016 <данные изъяты>, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012 составила <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ту же дату - <данные изъяты> руб. (л.д.171-190).
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области о том, что заключение эксперта является недопустимым доказательством, поскольку оно не отражает действительной рыночной стоимости земельных участков, во внимание принят быть не может, поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.
При этом выявленные ошибки, допущенные экспертом при составлении заключения, носят технический характер, неоднозначного толкования выводов не влекут.
В этой связи оснований для вывода о недостоверности заключения эксперта 03.2016 № не имеется.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта АНО «Пензенская лаборатория судебных экспертиз» от 03.2016 № в размере - <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб., соответственно, по состоянию на 01.01.2012.
Согласно положениям абзаца 5 ст. 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец Страхов О.Н. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков 10.08.2015, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2015.
Доводы представителей Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области, о том, что указанные органы не являются субъектами спорных правоотношений, следовательно, необоснованно привлечены к участию в деле, судом отклоняются в силу следующего.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 409-р, Приказами Росреестра от 11.03.2010 № П/93, от 26.12.2011 № П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного Приказом Росреестра от 01.09.2011 № П/331, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
А потому, Росреестр, несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости ФГБУ «ФКП Росреестра», сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета (пункт 1 Положения).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, на который возложена обязанность по внесению сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах следует констатировать необходимость участия в деле в качестве административного ответчика и заинтересованного лица Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пензенской области соответственно.
Доводы представителя административного ответчика - Правительства Пензенской области, приведенные в письменных возражениях на административный иск, о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Пензенской области либо законность постановления Правительства Пензенской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не оспариваются, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Утверждение представителя заинтересованного лица - администрации г.Пензы, изложенные в письменном отзыве, о том, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к существенному изменению налогооблагаемой базы, следовательно, к уменьшению поступлений в местный бюджет, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных Страховым О.Н. требований, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной, прямо предусмотрена законом.
Руководствуясь статьями 175, 177 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2012 ░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2015 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.04.2016.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░