УИД 50RS0004-01-2021-001540-14 № 2а-965/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 АВГУСТА 2021 ГОДА.
г. Волоколамск Московской области
Волоколамский городской суд Московской области в составе судьи Ошурко В.С.
При секретаре Тепляковой О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Куликовой Ю.В. к государственному лесному инспектору Московской области Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес» Максимову М.В. о признании незаконным предписания,
у с т а н о в и л:
Административный истец Куликова Ю.В. обратилась в суд с административным иском к государственному лесному инспектору Московской области Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес» Максимову М.В., в котором просила признать незаконным предписание государственного лесного инспектора Московской области Егорьевского филиала ГКУ «Мособллес» Максимова М.В. от ДД.ММ.ГГГГ года, мотивируя свои требования тем, что в отношении неё ответчиком было вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений лесного законодательства. Указанное предписание было вынесено после составления в этот же день протокола об административном правонарушении в отношении административного истца по ч. 1 ст. 8.32 КоАП, который составлен в результате проведения патрулирования территорий земель государственного лесного фонда ДД.ММ.ГГГГ. Считает предписание незаконным. В соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п. 13 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476) мероприятия по контролю за соблюдением требования пожарной безопасности в лесах проводятся на основании плановых заданий. Таким образом, проведение осмотра территории лесного участка может быть осуществлено лишь при наличии планового задания, утвержденного соответствующим актом уполномоченного должностного лица. В оспариваемом предписании отсутствует указание на плановое задание, что свидетельствует о незаконности проведенного осмотра, а значит принятого на его основании предписания. В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 14.02.2018 года по делу № требование Правил пожарной безопасности в лесах действует с момента начала пожароопасного сезона, устанавливаемого в соответствии с п. 490 Правил противопожарного режима в РФ. На момент проведения патрулирования такого акта опубликовано не было. КоАП РФ не предусмотрено вынесение предписания в рамках дела об АП.
Административный истец Куликовой Ю.В., представитель административного истца по доверенности Козырев Д.Е. о месте и времени слушания дела надлежащим образом извещены, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик государственный лесной инспектор Московской области Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес» Максимов М.В. иск не признал.
Представитель заинтересованного лица Касабян М.С. возражал против удовлетворения заявленных административным истцом административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Рассмотрев заявленные исковые требования, заслушав административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором Московской области Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес» Максимовым М.В. в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах при патрулировании территории лесного участка в квартале 8 выделе 53 \ леса, расположенные в зеленых зонах \ Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества филиала ГКУ МО «Мособллес», расположенного вблизи д. Незгово городского округа Егорьевск Московской области, был произведен осмотр территории вышеуказанного лесного участка, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства. К территории лесного фонда прилегает земельный участок с кадастровым номером №, на котором имеется сухая травянистая растительность на полосе шириной не менее 10 метров от территории лесного фонда, что является нарушением пункта 10 «Правил пожарной безопасности в лесах». В рамках проведения истцом административного расследования установлено, что правообладателем указанного земельного участка является ООО «Имперант», но находится в аренде у Куликовой Ю.В. на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. По данному факту в отношении административного истца Куликовой Ю.В. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также предписание от ДД.ММ.ГГГГ в квартале 8 выделе 53 \ леса, расположенные в зеленых зонах \ Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества филиала ГКУ МО «Мособллес», расположенного вблизи д. Незгово городского округа Егорьевск Московской области провести работы согласно п. 10 правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № « Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах « со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ. Патрулирование земельного участка лесного фонда проводилось государственным лесным инспектором Московской области Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес» Максимовым М.В. на основании приказа генерального директора государственного казенного учреждения Московской области « Мособллес « № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении маршрутов наземного патрулирования земель лесного фонда на территории Московской области на 2021 год», где в реестре маршрутов патрулирования земель государственного лесного фонда на территории Московской области по филиалам ГКУ МО « Мособллес « в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора \ лесной охраны \ и федерального государственного пожарного надзора в лесах на 2021 года по Егорьевскому городскому округу включена д. Незгово.
ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором Московской области Егорьевкого филиала ГКУ МО «Мособллес» Максимовым М.В. в отношении Куликовой Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 года № 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Из содержания частей 2.1 и 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляет, в том числе Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 утверждено "Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (лесной охраны)".
В силу подпункта "з" пункта 8 указанного Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 233, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 августа 2016 года N 43484 федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (п.10).
Проверки граждан проводятся должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор, при проведении мероприятий по контролю в лесах (п. 12).
Пунктом 4.1 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах Московской области, утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства Московской области, установлено, что государственный лесной инспектор имеет право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки гражданам на основании п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ.
Исходя из содержания абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По смыслу вышеприведенных предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия, поскольку за неисполнение предписания установлена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ. Предписание выносится в случае выявления при проведении контролирующим органом в установленном порядке соответствующей проверки нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не были устранены.
Выявленные государственным лесным инспектором в ходе патрулирования ДД.ММ.ГГГГ территории участка лесного фонда нарушения имели место в период особого противопожарного режима на территории Московской области, установленного Постановлением Правительства Московской области от 30.03.2021 года № 235/10 «О подготовке к пожароопасному периоду на территории в Московской области», которым определены начало и завершение пожароопасного периода на территории Московской области с 19.04.2021 года по 15 ноября 2021 года.
Предписание об устранении выявленных нарушений вынесено ДД.ММ.ГГГГ, срок для устранения установлен до ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный период особого противопожарного режима на территории Московской области. Нормативный акт Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года « О противопожарном режиме «, на который ссылается административный истец, на дату составления оспариваемого предписания был отменен Постановлением правительства РФ от 20.07.2020 года за № 1034.
С учетом изложенного оспариваемое предписание соответствует требованиям закона, в связи, с чем административный иск Куликовой Ю.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Куликовой Ю.В. к государственному лесному инспектору Московской области Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес» Максимова М.В. о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
СУДЬЯ: В.С. ОШУРКО.