Решение по делу № 2-1482/2020 от 07.08.2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«2» ноября 2020 года     г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи                  Дробышевой Е.В.,

при секретаре      Шебуняевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эдмана С. Г. к администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района о возложении обязанности по устранению нарушенных прав,

установил:

Эрдман С.Г. обратился в суд с иском к администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, просит обязать ответчика восстановить работу центральной канализации, предназначенной для приема и стоков канализационных отходов от жилых домов, расположенных по <адрес>, <адрес> <адрес>.

В заявлении истец указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой <адрес> <адрес> <адрес>. Между ним и МУП "Цнинский хозяйственный центр» 15.03.2019 был заключен договор водоотведения, согласно которому МУП обязался осуществлять прием сточных вод истца в централизованную систему водоотведения. Срок действия договора был определен до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с извещением от ДД.ММ.ГГГГ договор расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ. С момента расторжения договора прием сточных вод и канализации не осуществляется. Части канализационного сооружения выведены из строя и не функционируют, в связи с этим сточные воды периодически стекают вниз по улице, что нарушает права истца на благоприятную окружающую среду. Он неоднократно обращался в контролирующие органы, однако до настоящего времени нарушение не устранено.

В судебном заседании истец и его представитель Швецова И.Н. требования поддержали и пояснили, что КНС в <адрес> <адрес> вышла из строя в связи с этим сточные воды и канализационные стоки разливаются по улице в результате чего ощущается специфический запах канализации.

В судебное заседание представитель ответчика – администрации Бокинского сельсовета извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился,

Поскольку ответчик не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Представители третьих лиц – МУП «Цнинский хозяйственный центр»,, администрации Тамбовского района Тамбовской области, администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель У. Р. по <адрес> иск поддержала и пояснила, что У. Р. рассматривалось обращение жителей <адрес> по вопросу загрязнения хозяйственно-фикальными стоками территории, прилегающей к жилым домам <адрес> <адрес>, было проведено обследование территории по <адрес> и установлено, что резервуар КНС заполнен полностью сточными водами, КНС не работает, канализационные колодцы в районе жилых домов также заполнены полностью, органолептически ощущается запах канализации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно пункту 5 статьи 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В силу ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено, истец проживает по адресу: <адрес>. Между ним и МУП "Цнинский хозяйственный центр» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор водоотведения, согласно которому МУП обязался осуществлять прием сточных вод истца в централизованную систему водоотведения сточных вод. В соответствии с извещением от ДД.ММ.ГГГГ договор расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием оснований и технической возможности осуществлять прием и транспортировку стоков от жилых домов по <адрес> <адрес> <адрес> на очистные сооружения (л.д.10).

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером площадью 3983 кв.м, расположен на землях населенного пункта, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>, <адрес> <адрес>, сформирован под строительство очистных сооружений в <адрес> мкр.Новый.

Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9.1) установление нормативов состава сточных вод;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1).

Согласно п.4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3).

Вопросы местного значения муниципального района определены в ст.15 Закона №131-ФЗ.В соответствии с положениями п.1 ст. 12 Закона Тамбовской области от 25 февраля 2017 г. N 86-З "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области" ) за сельскими поселениями Тамбовской области, наряду с вопросами местного значения установленными частью 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закреплена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ч.1 п. 4.3 ст. 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Из материалов дела усматривается, что У. Р. рассматривалось обращение жителей <адрес> по вопросу загрязнения хозяйственно-фикальными стоками территории, прилегающей к жилым домам <адрес> <адрес>. В рамках рассмотрения данного обращения ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» было проведено обследование территории по <адрес> <адрес> <адрес> и установлено, что резервуар КНС заполнен полностью сточными водами, КНС не работает, канализационные колодцы в районе жилых домов также заполнены полностью, органолептически ощущается запах канализации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о благополучии населения) среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

В силу абзаца второго ст. 8 Закона о благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В данном случае материалами дела подтвержден факт нарушения прав истца на благоприятную окружающую среду, поскольку канализационно-насосная станция, предусматривающая сбор сточных и канализационных вод домов, по <адрес>, на которой расположен дом истца, а также с других улиц, вышла из строя и длительное время не восстанавливается.

Право собственности на указанную КНС не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Между тем, в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления поселения обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Учитывая, отсутствие собственника, суд приходит к выводу, что канализационная сеть водоотведения и канализационная насосная станция, о которой идет речь в исковом заявлении, является бесхозяйным объектом.

Поскольку из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных участков канализационных сетей, суд приходит к выводу о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений в области соблюдения законодательства об охране окружающей, на администрацию Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Эрдмана С. Г. удовлетворить.

Обязать администрацию Бокинского сельсовета Тамбовского района, Тамбовской области восстановить работу центральной канализации, расположенную в границах участка с КН , расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна.

Судья Е.В.Дробышева

2-1482/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Эрдман Сергей Гвидонович
Ответчики
администрация Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области
Другие
администрация Цнинского сельсовета
МУП "Цнинский хозяйственный Центр"
Управление роспотребнадзора
администрация Тамбовского района Тамбовской области
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Судья
Дробышева Елена Викторовна
Дело на сайте суда
sud22.tmb.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2020Передача материалов судье
12.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2020Подготовка дела (собеседование)
02.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.09.2020Предварительное судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
09.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее