Судья Дуплякина А.А.
дело № 2-515/2023
74RS0038-01-2022-004505-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-6628/2024, 11-6629/2024
02 июля 2024 года город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Елгиной Е.Г., Подрябинкиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Бурлаковой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородиной Светланы Александровны к Министерству социальных отношений Челябинской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, возложении обязанности, взыскании недополученной ежемесячной денежной выплаты,
по апелляционным жалобам Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 06 апреля 2023 года, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на дополнительное решение Сосновского районного суда Челябинской области от 07 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителей ответчиков Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Очередной А.И., Министерства финансов Челябинской области – Катунькина Д.Б., возражавших против удовлетворения исковых требований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бородина Светлана Александровна обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в продлении удостоверения вдовы ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение вдовы ветерана боевых действий на новый срок, взыскании недополученной ежемесячной денежной выплаты за период с июля 2022 года по день принятия судом решения.
В обоснование иска указала, что она является вдовой ветерана боевых действий – ФИО23, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, о чем ей было выдано удостоверение 10 марта 2020 года. По истечении срока действия удостоверения она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче нового удостоверения, однако ей было в этом отказано в связи с тем, что по адресу ее проживания в качестве зарегистрированных лиц указаны иные граждане, при этом отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность указанных лиц к категориям граждан, при совместном проживании с которыми супруги умерших ветеранов боевых действий имеют право на получение удостоверения. Полагала отказ незаконным, поскольку данные лица к членам ее семьи не относятся, совместно не проживают, их регистрация по данному адресу не может влиять на право получения удостоверения.
Определением от 30 марта 2023 года суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОСФР по Челябинской области).
Стороны в судебное заседание первой инстанции при надлежащем извещении не явились.
Представитель истца Даренских Е.Ю., действующая на основании доверенности, иск поддержала.
Решением суда исковые требования Бородиной С.А. удовлетворены. Суд признал отказ Министерства социальных отношений Челябинской области от 26 июля 2022 года в выдаче Бородиной С.А. удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий незаконным, возложил обязанность на Министерство социальных отношений Челябинской области выдать Бородиной С.А. такое удостоверение. Дополнительным решением суда на ОСФР по Челябинской области возложена обязанность выплатить истцу недополученную ежемесячную компенсационную выплату за период с июля 2022 года по июль 2023 года как члену семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Челябинской области просил дополнительное решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что вины должностных лиц ОСФР по Челябинской области в несвоевременной выдаче Бородиной С.А. удостоверения и не назначении ей ежемесячной денежной выплаты нет. При этом решение о выдаче удостоверения с первоначальной даты обращения истца к Министерству социальных отношений Челябинской области судом не выносилось. 04 августа 2023 года Бородина С.А. обратилась в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предоставив удостоверение от 16 июня 2023 года. Ей была назначена данная выплата с 04 августа 2023 года по 01 июля 2024 года, то есть на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату.
Кроме того, суд первой инстанции, обязывая ОСФР по Челябинской области выплатить Бородиной С.А. недополученную компенсационную выплату за период с июля 2022 года по июль 2023 года, не обязал назначить ей ежемесячную выплату, а также не указал конкретные даты, с которой должна быть произведена выплата. Также судом не принято во внимание, что истцу ежемесячная денежная выплата за 01 июля 2022 года в сумме 61 руб. 28 коп. была выплачена.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, указывая, что право на обращение в целях получения удостоверения о право на льготы возникло у истца только после внесения изменений в статью 21 Федерального закона «О ветеранах» - 17 февраля 2023 года. Поскольку в период с 01 июля 2022 года по 17 февраля 2023 года у истца отсутствовало право на меры социальной поддержки, оснований для продления удостоверения не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда определением от 20 мая 2024 года перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции ввиду непривлечения к участию в деле в качестве соответчика Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области, поскольку исходя из исковых требований Бородиной С.А. несвоевременная выдача ей удостоверения о праве на льготы на новый срок, которая повлекла за собой нарушение ее права на получение ежемесячной денежной выплаты, произошла по вине Министерства социальных отношений Челябинской области, отказавшего в выдаче удостоверения.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене ввиду нарушения судом первой инстанции норм процессуального права. При отмене решения суда первой инстанции, исходя из полномочий, предоставленных суду апелляционной инстанции статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области, третьего лица – Управления социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении не явились. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей ответчиков ОСФР по Челябинской области, Министерства финансов Челябинской области, судебная коллегия находит исковые требования Бородиной С.А. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, а решение суда первой инстанции – отмене.
Так, в целях создания условий, обеспечивающих ветеранам в Российской Федерации достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах») установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
К ветеранам согласно статье 1 названного закона отнесены: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ, которая действовала на период обращения истца за продлением действия удостоверения о праве на льготы, меры социальной поддержки независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы предоставлялись, в частности, супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Федеральным законом от 17 февраля 2023 года № 27-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О ветеранах», который вступил в действие с момента опубликования (17 февраля 2023 года) в подпункт 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» были внесены изменения, согласно которым из указанного пункта были исключены слова «и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения», то есть с 17 февраля 2023 года меры социальной поддержки вдовам ветеранов боевых действий стали предоставляться независимо от того, с кем указанные лица проживают.
Статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено право на ежемесячную денежную выплату, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которая устанавливается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Размер ежемесячной денежной выплаты установлен пунктом 4 указанной статьи названного Закона, который подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
По сведениям ответчика – ОСФР по Челябинской области размер ежемесячной денежной выплаты в 2022 году (с 01 февраля) составлял 1899 руб. 73 коп., с 01 февраля 2023 года – 2 125 руб. 80 коп.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 46-ФЗ) предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (далее – удостоверение вдовы ветерана боевых действий, удостоверение о праве на льготы).
Единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года № 519.
В целях повышения качества и доступности предоставления государственной услуги и определения сроков и последовательности административных процедур и действий при предоставлении государственной услуги в Челябинской области разработан Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы», утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 года № 425-П (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 6 названного Регламента органом, предоставляющим государственную услугу, является Министерство социальных отношений Челябинской области. В пределах своих полномочий в предоставлении государственной услуги участвуют органы социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области.
Пунктом 10 Административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги: 1) заявление по форме, установленной Министерством социальных отношений; 2) документ, удостоверяющий личность (при обращении представителя заявителя - документы, подтверждающие его полномочия); 3) документ о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим) ветераном; 4) свидетельство о смерти (извещение о гибели) погибшего (умершего) ветерана; 5) документы, подтверждающие родственное отношение к погибшему (умершему) ветерану; 6) пенсионное удостоверение либо справка о получении пенсии по случаю потери кормильца (о наличии права на ее получение), выданная органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии (для заявителей, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящего Административного регламента); 7) документы, подтверждающие одинокое проживание супруги (супруга) погибшего (умершего) ветерана боевых действий или проживание с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения (представляются заявителями, указанными в абзаце пятом подпункта 2 пункта 4 настоящего Административного регламента), каковыми являются справка о регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства в пределах Российской Федерации, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; документы (сведения) о рождении ребенка (детей) (представляются при проживании с ребенком (детьми)); документы (сведения) об установлении ребенку (детям) инвалидности до достижения им (ими) возраста 18 лет (представляются при проживании с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет); справка образовательной организации об обучении ребенка (детей) по очной форме обучения до достижения им (ими) возраста 23 лет (представляется при проживании с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения); 8) фотография размером 3 * 4 сантиметра.
При этом документы, указанные в подпунктах 1 - 4, абзацах четвертом (в случае если сведения об инвалидности отсутствуют в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов"), пятом подпункта 7, подпункте 8 настоящего пункта, представляются заявителем. Документы могут быть представлены в копиях, заверенных в установленном законодательством порядке либо заверенных органами социальной защиты населения после их сверки с подлинниками документов. Документы (сведения), указанные в подпунктах 5, 6, абзацах втором, третьем, четвертом (при наличии сведений об инвалидности в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов") подпункта 7 настоящего пункта, органы социальной защиты населения получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия. Заявитель вправе по собственной инициативе представить документы (сведения), указанные в подпунктах 5, 6, абзацах втором, третьем, четвертом (при наличии сведений об инвалидности в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов") подпункта 7 настоящего пункта.
Пунктом 11 Административного регламента предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги органы социальной защиты населения не вправе требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Челябинской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением следующих случаев:
изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной услуги;
наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги;
выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица Министерства социальных отношений, органа социальной защиты населения, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, о чем в письменном виде за подписью Министра социальных отношений Челябинской области, руководителя органа социальной защиты населения, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства;
предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7-2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.
Административным регламентом предусмотрено, что супругам погибших (умерших) ветеранов боевых действий удостоверение о праве на льготы выдается сроком на один год и подлежит ежегодному продлению при сохранении права на меры социальной поддержки.
Продление срока действия удостоверения о праве на льготы, выданного на определенный срок, осуществляется Министерством социальных отношений при предъявлении документов, подтверждающих сохранение права на меры социальной поддержки, и личного дела (пункт 22).
Как следует из материалов дела, ФИО24 имел статус ветерана боевых действий, что подтверждено соответствующим удостоверением от 12 мая 2004 года, выданным Военным комиссариатом Челябинской области (л.д. 15). 29 ноября 1997 года он вступил в брак с Сахаув Светланой Марсельевной, ДД.ММ.ГГГГ рождения. После заключения брака супруге присвоена фамилия «Бородина» (л.д. 220). ДД.ММ.ГГГГ года ФИО25. умер (л.д. 19).
26 февраля 2020 года Бородина С.М. обратилась в Министерство социальных отношений Челябинской области с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, предъявив свой паспорт, свидетельство о заключении брака, удостоверение ветерана боевых действий на имя умершего супруга, свидетельство о его смерти, справку Военного комиссариата Челябинской области о выдаче ФИО26 удостоверения ветерана боевых действий, справку УПФР в Сосновском районе Челябинской области о том, что получателем пенсии и иных выплат не является, справку местной администрации о составе семьи, основанной на похозяйственной книге, согласно которой Бородина С.М. проживает по адресу <адрес> состав ее семьи – сын ФИО27., ДД.ММ.ГГГГ рождения. На основании представленных документов Бородиной С.М. было выдано удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий от 10 марта 2020 года сроком действия по 01 апреля 2021 года.
08 апреля 2021 года Бородина С.М. обратилась в Министерство социальных отношений Челябинской области с заявлением о продлении ей срока действия ранее выданного удостоверения члена семьи умершего ветерана боевых действий, предоставив копию паспорта, прежнее удостоверение, справку о составе семьи от 04 марта 2021 года, выданную ей администрацией Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, согласно которой она проживает по прежнему адресу, состав ее семьи не изменился (сын ФИО28., ДД.ММ.ГГГГ рождения).
Письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от 04 мая 2021 года Бородина С.М. была извещена о том, что по представленным ею документам не может быть принято положительное решение о выдаче ей удостоверения о праве на льготы, так как согласно сведениям, полученным в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) от 08 апреля 2021 года, совместно с ней зарегистрирован ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Документы, подтверждающие принадлежность его к категориям граждан, при совместном проживании с которыми супруги умерших ветеранов боевых действий имеют право на получение удостоверения, не представлены.
20 мая 2021 года истец обратилась с заявлением о выдаче ей дубликата удостоверения о праве на льготы. При этом на момент такого обращения она изменила свое отчество «Марсельевна» на «Александровна», что подтверждается свидетельством о перемене имени и паспортом гражданина Российской Федерации, выданным ей 31 марта 2021 года. К заявлению о выдаче удостоверения она приложила копию паспорта, копию свидетельства о перемене имени, копию свидетельства о рождении ребенка.
26 июня 2021 года Бородина С.А. обратилась на имя Министра социальных отношений Челябинской области с заявлением о выдаче ей дубликата удостоверения о праве на льготы в связи с переменой имени, предоставив копию свидетельства о перемене имени, копию паспорта, копию свидетельства о рождении ребенка, копию СНИЛС, фото. Такое удостоверение ей было оформлено 21 июля 2021 года сроком действия по 01 июля 2022 года.
10 июня 2022 года Бородина С.А. обратилась с заявлением о продлении удостоверения о праве на льготы, предоставив копию паспорта, льготное удостоверение.
УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области были направлены запросы в адрес подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России по Сосновскому району Челябинской области по предоставлению адресно-справочной информации по месту регистрации (месту жительства) ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бородиной Светланы Александровны. Получена информации о регистрации ФИО31 по месту жительства: <адрес> с 29 марта 2017 года, Бородиной С.А. – с 21 июня 1996 года.
Согласно электронному образу документа из программы ЕИС СЗН Челябинской области по адресу <адрес> зарегистрированы кроме Бородиной С.А. и ФИО32., ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ рождения (отец Бородиной С.А.), ФИО34 ДД.ММ.ГГГГ (мать Бородиной С.А.), ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ рождения (брат Бородиной С.А.) (л.д. 34).
Письмом от 26 июля 2022 года Министерство социальных отношений Челябинской области уведомило Бородину С.А. об отсутствии оснований для продления удостоверения, поскольку в представленном заявлении на получение удостоверения в качестве члена семьи указан сын ФИО36 Однако в единой системе по адресу проживания также указаны иные лица (ФИО37., ФИО38., ФИО39), при этом отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность указанных выше лиц к категориям граждан, при совместном проживании с которыми супруги умерших ветеранов боевых действий имеют право на получение удостоверения о праве на льготы (л.д. 13).
21 сентября 2022 года администрацией Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области Бородиной С.А., проживающей в <адрес>, выдана справка на основании похозяйственной книги о составе ее семьи, в которой указано, что в состав ее семьи входит сын ФИО40 ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 16). Также выдана справка о том, что на жилплощади, принадлежащей ФИО41., расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО42., ФИО43., ФИО44., ФИО45., ФИО46., ФИО47. При этом Бородина С.А. зарегистрирована по указанному адресу с 26 июня 1996 года (л.д. 17).
Согласно адресным справкам по адресу: <адрес> зарегистрирован по месту жительства с 05 апреля 1985 года ФИО48, в настоящее время зарегистрирован по месту пребывания с 05 августа 2020 года в <адрес>; ФИО49 зарегистрирована по месту жительства с 11 ноября 2004 года, ФИО50 – с 11 августа 2003 года, ФИО51 была зарегистрирована с 05 апреля 1985 года по 21 августа 2023 года (л.д. 177-178).
12 августа 2020 года Сосновским районным судом Челябинской области было рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению Бородиной С.М., действующей за себя и несовершеннолетнего ФИО52., к администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления о снятии семьи с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях для участия в программах, направленных на улучшение жилищных условий, возложении обязанности восстановить в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях для участия в программах, направленных на улучшение жилищных условий. Решением суда требования Бородиной С.М. были удовлетворены: признано незаконным постановление администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 14 января 2020 года о снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и на администрацию Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области возложена обязанность восстановить семью Бородиной С.М. на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 29 сентября 2020 года (л.д. 20-21).
В указанном решении содержится ссылка на постановление администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 18 августа 2014 года, согласно которому семья ветерана боевых действий ФИО53, состоящая из 4 человек, в том числе жена Бородина С.М., сын ФИО54., ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын ФИО55., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в целевых программах, направленных на улучшение жилищных условий.
Из материалов выплатного дела, предоставленного ОСФР по Челябинской области, следует, что ежемесячная денежная выплата была назначена Бородиной С.М. по ее заявлению от 04 августа 2020 года сроком по 01 апреля 2021 года. Распоряжением от 13 июля 2021 года выплата ЕДВ была продлена со 02 апреля 2021 года по 01 июля 2022 года. Решением от 18 июля 2022 года выплата ЕДВ прекращена в связи с утратой права на ЕДВ с 01 августа 2022 года (л.д. 72-76). При этом выплата ЕДВ была осуществлена по 01 июля 2022 года включительно, размер которой за июль 2022 года составил 61 руб. 28 коп., что также подтверждается выпиской из лицевого счета по вкладу, открытому на имя Бородиной С.А. в Сбербанке России (л.д. 22).
Как пояснила представитель ответчика ОСФР по Челябинской области, предоставив соответствующие документы, Бородина С.А. 04 августа 2023 года обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, приложив к заявлению удостоверение о праве на льготы от 16 июня 2023 года, выданное ей Министерством социальных отношений Челябинской области (л.д. 78-80). ЕДВ было ей назначено с 04 августа 2023 года (л.д. 154).
Согласно предоставленной УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области выкопировке из книги учета выдачи удостоверений о праве на льготы удостоверение Бородиной С.А. было выдано 26 июля 2023 года.
Такое удостоверение было выдано Бородиной С.А. на основании ее заявления от 23 мая 2023 года, к которому она приложила копию паспорта и льготное удостоверение (л.д. 171).
В своей апелляционной жалобе ответчик Министерство социальных отношений Челябинской области мотивировал свои действия по выдаче истцу удостоверения по заявлению от 23 мая 2023 года изменениями, внесенными в Федеральный закон «О ветеранах» Федеральным законом от 17 февраля 2023 года.
Вместе с тем из анализа предоставленных документов личного дела вдовы ветерана боевых действий Бородиной С.А. следует, что по адресу ФИО56 она была зарегистрирована с 1996 года, проживала в доме, принадлежащем ее отцу. Ее несовершеннолетний сын ФИО57 ДД.ММ.ГГГГ рождения, был зарегистрирован по указанному адресу с 2007 года. В период с 2020 года (со дня выдачи истцу первого удостоверения о праве на льготы) до 10 июня 2022 года (обращение истца за продлением удостоверения о праве на льготы) ни состав ее семьи, ни состав лиц, зарегистрированных по адресу <адрес>, не изменялся.
В целях исполнении Административного регламента истцом при всех случаях обращения за выдачей (продлением) удостоверения о праве на льготы предоставлялась справка местной администрации о составе ее семьи, предоставлялось и свидетельство о рождении ребенка, которому не исполнилось 18 лет.
При этом органами социальной защиты населения предпринимались меры для истребования у территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информации о регистрации Бородиной С.А. и ФИО58., такая информации к ним поступила и не противоречила справке администрации Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
Учитывая, что к документам, подтверждающим одинокое проживание супруги погибшего ветерана боевых действий или проживание с несовершеннолетним ребенком Административный регламент относит справку о регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства в пределах Российской Федерации, выданную территориальным органом федерального органа исполнительной власти, которая запрашивается органом социальной защиты населения на основании межведомственных запросов, а также документ (сведения) о рождении ребенка, истребование у истца иных документов, подтверждающих ее одинокое проживание (в указанной ситуации документов, подтверждающих принадлежность ФИО59., ФИО60., ФИО61. к категориям граждан, при совместном проживании с которыми истец имеет право на получение удостоверения о праве на льготы), являлось неправомерным, так как противоречило требованиям пункта 11 Административного регламента.
Кроме того, следует учесть, что удостоверение о праве на льготы было выдано истцу первоначально без документов о составе лиц, зарегистрированных по адресу <адрес>. Ответчик ограничился справкой местной администрации о составе семьи Бородиной С.А., основанной на похозяйственной книге. Административный регламент не предусматривает в числе документов, необходимых для предоставления с заявлением о выдаче удостоверения о праве на льготы, справок о составе лиц, зарегистрированных по месту проживания обратившегося лица.
При таких обстоятельствах отказ Министерства социальных отношений Челябинской области в продлении истцу срока действия удостоверения вдовы ветерана боевых действий являлся незаконным.
Как следует из выплатного дела и пояснений представителя ОСФР по Челябинской области, меры социальной поддержки в виде ЕДВ были прекращены 01 июля 2022 года, со 02 июля 2022 года ежемесячная денежная выплата истцу не осуществлялась. Получив 26 июля 2023 года по своему заявлению от 23 мая 2023 года удостоверение вдовы ветерана боевых действий на новый срок, Бородина С.А. 04 августа 2023 года обратилась в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, которая ей была назначена со дня обращения.
Таким образом, прекращение ежемесячной денежной выплаты истцу явилось следствием неправомерных действий ответчика – Министерства социальных отношений Челябинской области, отказавшего Бородиной С.А. в продлении срока действия удостоверения о праве на льготы, а не в результате бездействия ОСФР по Челябинской области.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 15, пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возместить причиненный вред (убытки) является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этим поведением и наступлением вреда, а также его вину.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (пункт 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с Положением о Министерстве социальных отношений Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 09 августа 2004 года № 406, Министерство социальных отношений Челябинской области является исполнительным органом Челябинской области, осуществляющим в пределах установленной компетенции функции по выработке и реализации государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения на территории Челябинской области; координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов Челябинской области. Его основной задачей является выработка и реализация на территории Челябинской области единой государственной социальной политики в сфере предоставления мер социальной поддержки, оказания различных видов государственной социальной помощи и социального обслуживания населения Челябинской области.
Министерство социальных отношений в соответствии с возложенной на него задачей осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, государственных внебюджетных фондов, выделяемых на финансирование мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социального обслуживания населения.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учитывая, что ежемесячная денежная выплата, как одна из мер социальной поддержки вдов ветеранов боевых действий, со 02 июля 2022 года была прекращена из-за действий Министерства социальных отношений Челябинской области, отказавшего в продлении удостоверения о праве на льготы, оно же является главным распорядителем средств областного бюджета в сфере социального обеспечения, указанный ответчик является надлежащим и с него подлежат взысканию в пользу истца убытки в виде неполученной ежемесячной денежной выплаты за период со 02 июля 2022 года по 26 июля 2023 года (день выдачи истцу удостоверения о праве на льготы).
Истец дополнительно к требованиям о признании действий ответчика незаконными просила взыскать недополученную в период со дня прекращения ежемесячной денежной выплаты до принятия судом решения сумму ЕДВ. Вместе с тем в судебном заседании было выяснено, что удостоверение о праве на льготы выдано истцу 26 июля 2023 года.
Размер ежемесячной денежной выплаты за этот период равен 25 645 руб. 26 коп. исходя из следующего расчета: 1899,23 руб. – 61,28 руб. + 1899,23 руб. * 6 месяцев + 2125,8 руб. * 5 месяцев + 2125,8 руб. / 31 календарный день * 26 дней.
Министерство финансов Челябинской области, как выяснилось в судебном заседании суда апелляционной инстанции, является по указанному делу ненадлежащим ответчиком, как и ОСФР по Челябинской области, который устанавливал истцу ежемесячную денежную выплату на срок действия соответствующего удостоверения, нарушений закона в его действиях не установлено.
Учитывая изложенное, исковые требования Бородиной С.А. судебная коллегия считает обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
При таких обстоятельствах подлежит отмене не только основное решение суда первой инстанции, но и его дополнительное решение о взыскании с ОСФР по Челябинской области ежемесячной денежной выплаты за период с июля 2022 года по июль 2023 года.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 06 апреля 2023 года, дополнительное решение этого же суда от 07 ноября 2023 года отменить.
Принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Бородиной Светланы Александровны.
Признать незаконным отказ Министерства социальных отношений Челябинской области от 26 июля 2022 года в выдаче Бородиной Светлане Александровне удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность выдать Бородиной Светлане Александровне удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Взыскать с Министерства социальных отношений Челябинской области (ИНН 7453136193) за счет средств казны Челябинской области в пользу Бородиной Светланы Александровны № в счет неполученной ежемесячной денежной выплаты за период со 02 июля 2022 года по 26 июля 2023 года 25 645 руб. 26 коп.
В удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 09 июля 2024 года.