Постановление
г. Коломна ДД.ММ.ГГГГ
Судья Коломенского городского суда Московской области Синева И.Ю., при секретаре Тюбаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ в отношении
Гудкова Геннадия Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина России, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, привлеченного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> судом к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ,
Установил:
Гудков Г.В. совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ в период с 10 час. до 13 час. Гудков Г.В., находясь возле здания <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, являлся участником несанкционированного публичного мероприятия, разрешение на проведение которого Администрацией <данные изъяты> не выдавалось, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебное заседание Гудков Г.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом телеграммой и судебной повесткой по месту регистрации г<адрес>, почтовая корреспонденция им не получена, за телеграммой и судебным извещением в отделение связи Гудков Г.В. не явился. У суда не имеется сведений об ином месте жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, согласно справки на физическое лицо, единственным адресом места жительства является <адрес>, этот же адрес, как место регистрации и места жительства указан в постановлении суда о привлечении Гудкова Г.В. к административной ответственности (л.д. 21-22, 47, 62). Извещение лица, привлекаемого к административной ответственности в соответствии с положениями п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 25.15 КоАП РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» является надлежащим. Суд признает явку Гудкова Г.В. в судебное заседание в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ не обязательной и рассматривает дело в его отсутствие.
Рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Гудкова Г.В., исследовав представленные доказательства, в том числе, видеозапись административного правонарушения, выслушав свидетелей, суд считает, что Гудков Г.В. должен быть признан виновным в совершении инкриминируемого правонарушения.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статьей 17 (часть 3), статьей 19 (части 1 и 2)) и ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Обеспечение в пределах ведения Московской области условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в данном субъекте собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований урегулировано, в частности, Законом Московской области от 22.07.2005 N 197/2005-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 13.07.2005 N 17/147-П), в котором предусмотрены порядок проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования, направления уведомления, направления уведомления о его проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия направляется его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 г. N 1618-О, от 24 октября 2013 г. N 1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон, в данном случае Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты, а также соблюдать регламент публичного мероприятия.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ возле здания <данные изъяты> проводилось публичное мероприятие с нарушением порядка, установленного Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», участником которого был Гудков Г.В. За участие в несанкционированном публичном мероприятии в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Рассмотрение дела назначено в <данные изъяты> суде <данные изъяты> по адресу <адрес> на <данные изъяты> час. ДД.ММ.ГГГГ.
Будучи уведомленном о месте и времени судебного заседания, Гудков Г.В. через соцсети обратился к неограниченному кругу лиц с обращением, в котором высказал свое отрицательное мнение относительно строительства мусоросжигательного завода, а также по проблеме складирования мусора на территории <адрес>, сообщив, что в <данные изъяты> городском суде <данные изъяты> по адресу <адрес> в 10-00 час. ДД.ММ.ГГГГ в отношении него будет рассматриваться дело, связанное с его участием в вышеуказанном несанкционированном публичном мероприятии.
Учитывая актуальность проблемы, ФИО1 не мог не понимать, что в указанные место и время придут граждане, также высказывающие свое отрицательное отношение к рассматриваемой проблеме, чтобы поддержать его.
ДД.ММ.ГГГГ около 10-00 час. ФИО1 явился в Коломенский городской суд по адресу <адрес> для участия в судебном заседании. Около здания суда присутствовало несколько десятков граждан, собравшихся, в связи с рассмотрением дела в отношении Гудкова Г.В., чтобы поддержать его, высказать свое мнение по этому поводу, и использующих это обстоятельство для выяснения проблемных вопросов по теме сбора и утилизации мусора на территории <адрес>, для выражения своего отношения к этой проблеме.
Гудков Г.В. с крыльца здания Коломенского городского суда неоднократно обращался с речью по рассматриваемой проблематике, отвечал на вопросы собравшихся, высказывал свое мнение, приводил доводы, высказываясь негативно о принимаемых мерах по решению вопроса о сборе и утилизации мусора.
Выступление Гудкова Г.В., ответы на вопросы, диалог с присутствовавшими гражданами продолжались значительное время, происходили, как до судебного заседания, так и после него. Рассмотрение в отношении него дела об административном правонарушении, Гудков Г.В.использовал для публичного выражения своего мнения, разъяснения своей позиции по рассматриваемому вопросу.
Действия Гудкова Г.В. свидетельствуют о его участии в публичном мероприятии, о проведении которого в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, не был уведомлен уполномоченный орган. Отсутствие уведомление Администрации Коломенского городского округа подтверждается соответствующим сообщением Администрации.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО5 и ФИО6, из показаний которых усматривается, что они являются сотрудниками УМВД России по <данные изъяты> городскому округу, ДД.ММ.ГГГГ около 10 час. они несли службу по охране общественного порядка, общественной безопасности возле здания <данные изъяты> городского суда на <адрес>, где в это время проходило судебное заседание в отношении Гудкова Г.В. Около здания суда собрались граждане, которые высказывали ему свою поддержку, Гудков Г.В. несколько раз выступал перед собравшимися, высказывал свою позицию по «мусорной проблеме», отвечал на вопросы граждан. Указанные действия продолжались значительный период времени. ФИО6 по заданию руководства УМВД осуществлял видеосъемку происходящего. Видеозапись правонарушения исследована в судебном заседании с участием свидетелей ФИО5 и ФИО6, свидетели подтвердили, что на записи отображены события, происходившие ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> час. у здания <данные изъяты> городского суда на <адрес>, мужчина высокого роста плотного телосложения с усами, произносивший речь на ступеньках Коломенского городского суда, к которому собравшиеся обращаются с вопросами, является Гудковым Г.В., которого они знают в лицо, т.к. ранее встречали его по службе. ФИО6 подтвердил, что представленная видеозапись, кроме файла № производилась им в указанные время и место.
Оценивая проведенное публичное мероприятие с точки зрения данного понятия, указанного в ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, суд считает, что проводимое мероприятие было смешанного типа, оно имело признаки собрания и митинга, форма его проведения полностью отвечает приведенному понятию, цель, преследуемая лицами, участвовавшими в публичном мероприятии, также соответствует такому понятию, изложенному в п. 1 ст. 2 ФЗ от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
Коломенским городским судом ДД.ММ.ГГГГ граждане ФИО7 и ФИО8 привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ за участие в несанкционированном публичном мероприятии при обстоятельствах, аналогичным тем, которые вменяются Гудкову Г.В. Постановления не обжаловались, вступили в законную силу.
Таким образом, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> проходило публичное мероприятие, о проведении которого не была уведомлена Администрация Коломенского городского округа в соответствии с положениями вышеприведенных нормативных актов, Гудков Г.В. принимал участие в указанном публичном мероприятии, целью данных действий было свободное выражение и формирование мнения присутствовавших, а также иных граждан, интересующихся проблемой вывоза мусора и утилизации отходов, строительства мусороперерабатывающего, мусоросжигательного заводов на территории Коломенского и близлежащего районов, тем самым привлечение внимание граждан и средств массовой информации к этой проблеме, на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении незаконных действий присутствовавшие на публичном мероприятии не реагировали.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 59), рапортами (л.д. 4, 18, 19, 55-58), планом-схемой места административного правонарушения (л.д. 6-7), скриншотами страниц социальных сетей (л.д. 8-16), показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, данных в судебном заседании, сообщением Главы <данные изъяты> городского округа <данные изъяты>, видеозаписью и иными доказательствами, которые признаются судом допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для вывода о виновности Гудкова Г.В. в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
Суд считает, что действия участников публичного мероприятия, в том числе Гудкова Г.В., носили противоправный характер, угрожали общественной безопасности, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами, относятся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.
Видеозапись полностью подтверждает показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, которые подтвердили относимость данной видеозаписи к событию правонарушения, вменяемому Гудкову Г.В.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото - и киносъемки, звуко - и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
С учетом изложенного, суд признает видеозапись правонарушения в качестве доказательств, оснований для признания ее недопустимым доказательством не установлено.
Проверив процедуру привлечения Гудкова Г.В. к административной ответственности, суд не усматривает нарушений закона в этой части. Административным органом приняты предусмотренные законом меры об уведомлении Гудкова Г.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по известному месту жительства, извещения Гудковым Г.В. не получены, протокол об административном правонарушении в установленный законом срок (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ) направлен Гудкову Г.В. по месту его жительства и регистрации. Извещение Гудкова Г.В. о месте и времени составления протокола соответствовало положениям ст. 25.15 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного Гудковым Г.В. административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, возраст, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Смягчающих ответственность обстоятельств в отношении Гудкова Г.В. суд не усматривает, в качестве отягчающих ответственность обстоятельств учитывает повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку ранее он привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 ч. 5 КоАП РФ.
Часть 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа либо обязательных работ.
Суд с учетом содеянного, обстоятельств совершения правонарушения, данных о личности, считает возможным назначить Гудкову Г.В. наказание в виде административного штрафа, полагая, что такое наказание достигнет своей цели.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
Постановил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 20.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 32.2. ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
№
№
№
№
№
№
№
№
№
░░░░░ ░.░. ░░░░░░