Дело №2а-481\2018
Решение
Именем Российской Федерации
17 июля 2018 года п. Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Виюк А.М.,
при секретаре Шининой И.С.,
с участием прокурора Шимского района Новгородской области Степанова К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия. В обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что на территории Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Бездействие органа местного самоуправления, в чьи обязанности входит совершение действий по вывозу мусора с территории сельского поселения, влечет за собой возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных, что нарушает права граждан. Просил суд признать незаконным бездействие Администрации Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать Администрацию Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в конце улицы Генеральская в деревне Людятино Шимского района Новгородской области напротив бывшего скотного двора.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Новгородской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Управление Росприроднадзора по Новгородской области.
В судебном заседании прокурор Шимского района Новгородской области Степанов К.Н. поддержал исковые требования по мотивам и основаниям, изложенным в административном иске, объяснив, что до настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована.
Представитель административного ответчика Администрации Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, просил суд рассмотреть административное дело в его отсутствие; представил заявление, согласно которому согласен с административным иском.
Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Новгородской области, Управления Росприроднадзора по Новгородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд с учетом мнения лица, участвующего в деле, согласно ч.7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 11 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации №52-ФЗ от 30 марта 1998 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу требований ст.22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования содержит статья 51 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», согласно которой сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В силу требований ст. 13 Федерального закона Российской Федерации №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов содержатся в Санитарных правилах 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации №16 от 30 мая 2001 года, согласно которым полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.
Из содержания указанных норм следует, что размещение отходов производства и потребления должно производиться только на полигонах для твердых бытовых отходов.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Шимского района Новгородской области 13 июня 2018 года, на территории Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная в конце улицы Генеральская в деревне Людятино Шимского района Новгородской области напротив бывшего скотного двора.
Из информации Администрации Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области, иных письменных материалов дела следует, что земельные участки для устройства размещения твердых бытовых отходов на территории сельского поселения не отводились; земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов, относится к землям Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области, собственность на которые не разграничена; свалка бытовых отходов расположена за пределами земельных участков, принадлежащих физическим либо юридическим лицам.
В силу требований п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения отнесено, в том числе, участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные требования содержит статья 4 Устава Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области.
Кроме того, обязанность органа местного самоуправления осуществлять деятельность по организации сбора и транспортированию отходов предусмотрена иными федеральными законами.
Так, согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Статьей 1 Областного закона Новгородской области №637-ОЗ от 23 октября 2014 года «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения», с 1 января 2015 года закрепить за сельскими поселениями Новгородской области вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктом18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Аналогичные положения содержит статья 10 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
В соответствии с примечанием к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации №607-ст от 28 декабря 2001 года, если лицо, производящее отходы, не установлено, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В связи с чем, учитывая также, что лица, производящие отходы, не установлены в ходе проведенной проверки, а также в ходе судебного разбирательства; административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие принадлежность отходов какому-либо лицу, суд находит, что обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов возложена на Администрацию Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области, которая является надлежащим административным ответчиком по делу.
Поскольку на момент проведения проверки, а также на момент судебного разбирательства указанная в административном иске свалка твердых бытовых отходов не ликвидирована, суд находит, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в неисполнении требований природоохранного законодательства, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ставит под угрозу жизнь и здоровье физических лиц.
В связи с чем административный иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, исходя из объема действий, подлежащих выполнению и объема совершенных на настоящее время административным ответчиком действий, находит обоснованным срок, указанный административным истцом - тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск прокурора Шимского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия удовлетворить:
Признать незаконным бездействие Администрации Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области по надлежащему исполнению требований по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Обязать Администрацию Уторгошского сельского поселения Шимского района Новгородской области в срок тридцать дней со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать путем организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в конце улицы Генеральская в деревне Людятино Шимского района Новгородской области напротив бывшего скотного двора.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с решением суда в окончательной форме, начиная с 19 июля 2018 года.
Председательствующий: А.М. Виюк
Мотивированное решение составлено 19 июля 2018 года.