Судья Сапарова Н.А. Дело № 33-10251/2020 (2-1226/2020)
УИД25RS0029-01-2020-000793-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 февраля 2021 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Н.,
судей Храмцовой Л.П., Вишневской С.С.,
при секретаре Пауловой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева Ю.Н., Исаевой В.Б. к администрации Уссурийского городского округа, Министерству труда и социальной политики Приморского края об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение компенсационных выплат, возложении обязанности включить в списки граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации на получение компенсационных выплат и произвести компенсационные выплаты, с участием третьего лица – Правительства Приморского края,
по апелляционной жалобе истцов Исаева Ю.Н., Исаевой В.Б. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 сентября 2020 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П., выслушав пояснения Исаева Ю.Н., Исаевой В.В., возражения представителя Министерству труда и социальной политики Приморского края – Несиной В.А., судебная коллегия
установила:
Исаев Ю.Н., Исаева В.Б. обратились с иском к администрации Уссурийского городского округа, Министерству труда и социальной политики Приморского края, администрации Приморского края об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение компенсационных выплат, возложении обязанности включить в списки граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации на получение компенсационных выплат и произвести компенсационные выплаты. В обосновании требований указали, что ими было подано заявление о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение компенсационных выплат. Однако, в связи с отсутствием регистрации в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации истцы не были признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и не включены в списки на получение выплат, предусмотренных постановлением Администрации Приморского края №320-па от 09.08.2017 «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года, за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджета». Полагает, что отказ в признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации является незаконным, поскольку истцы имеют безусловные обстоятельства, являющиеся основанием для проведения выплаты: наличие гражданства Российской Федерации; проживание в доме, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации; наличие факта повреждения имущества, а также утраты урожая. В связи с чем, просят суд признать Исаева Ю.Н. и Исаеву В.Б. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года. Установить факт постоянного проживания Исаева Ю.Н. и Исаевой В.Б. в период чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года в жилом помещении по адресу, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации <адрес> Признать за Исаевым Ю.Н. и Исаевой В.Б. право на получение разовой материальной помощи: в размере 25000,00 рублей в пользу каждого на восстановление поврежденного жилого дома; в размере 10000,00 рублей в пользу каждого в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Признать за Исаевым Ю.И. и Исаевой В.Б. право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10000,00 рублей и 100000,00 рублей на человека в соответствии с подпунктом «г» п 2 и с подпунктом «д» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Признать за Исаевым Ю.И. и Исаевой В.Б. право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10000,00 рублей на человека в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Обязать администрацию Уссурийского городского округа включить Исаева Ю.Н., Исаеву В.Б. в список пострадавших граждан: нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с необходимостью восстановления поврежденного жилого дома, в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе 2017 года; в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе 2017 года.
В судебном заседании истцы требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Приморского края требования не признали, просили в иске отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились истцы, подали апелляционную жалобу, в которой ставят вопрос об отмене судебного акта, как незаконного. Указывают, что 07.08.2017 в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями на территории Уссурийского городского округа, произошло затопление их жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и прилегающего земельного участка. В результате затопления произошла полная утрата урожая на придомовом земельном участке, затоплен жилой дом: уровень воды составил 1,8 м, смыло крыльцо, подмыт фундамент, разрушено ограждение, размыты полы, частично намокли и разрушены стены, кроем того было утрачено имущество, находящееся в доме: холодильник, духовой шкаф, микроволновая печь, мебель стала непригодна к использованию. Факт затопления, а также перечень повреждений и размер ущерба подтверждается актами. Считают, что отсутствие регистрации в указанном доме, не может служить основанием для отказа в проведении выплаты, так как они фактически на протяжении длительного времени проживали в данном жилом помещении, что подтверждается счетами за пользование электрической энергией, справкой участкового уполномоченного, сведениями о получении медицинской помощи, показаниями свидетелей.
В судебном заседании истцы Исаев Ю.Н., Исаева В.Б. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель администрации Министерству труда и социальной политики Приморского края полагала, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Представители ответчика администрации Уссурийского городского округа, представитель третьего лица в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, то есть в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ.
Согласно п. 1 чт. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В п. 1.1 Постановления Администрации Приморского края от 09.08.2017 N 320-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года, за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе 2017 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях <адрес>, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе 2017 года (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право на разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов: в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру); в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте; в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на садовом, огородном земельных участках, а также на дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте; единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами "г", "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.02.2014 №110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рулей на человека; и (п. «д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тысяч рублей на человека).
В соответствии с п.п. 1.2, 1.3 Постановления Администрации Приморского края от 09.08.2017 N 320-па выплата разовой материальной помощи и единовременной материальной и финансовой помощи производится департаментом труда и социального развития Приморского края в соответствии со списками пострадавших граждан, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований и на основании решения администрации Приморского края.
Для включения в списки пострадавших, граждане должны представить в органы исполнительной власти, в том числе, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, расположенных на территории муниципальных образований, указанных в п.п. 1.1 п.1 (п.2.3. п.2.4, п.2.5 Постановления администрации Приморского края от 09.08.2017 №320-па).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Исаев Ю.Н. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г<адрес> с 24.12.2008 и с 22.03.2016, соответственно.
Истец Исаев Ю.Н. с 14.01.1993 по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>. Истец Исаева В.Б. в период с 28.04.2015 по 28.04.2018 была зарегистрирована по адресу: г. <адрес> а с 27.10.2017 зарегистрирована по адресу: <адрес>
Из акта обследования жилого дома, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации от 10.08.2017 подписанного комиссией и утвержденного главой администрации Уссурийского городского округа, жилой дом расположенный по адресу: <адрес> получил ряд повреждений: смыто крыльцо, подмыт фундамент, ограждение разрушено. Прилегающая территория разрушена, полы размыты, стены мокрые и частично разрушены, уровень воды составляет 1,8 м.
Также произошла утрата урожая, произраставшего на придомовой территории и имущества первой необходимости, находившегося в доме: холодильника, духового шкафа, микроволновой печи, мультиварки, мебели, дивана, электротитана, что подтверждается актами обследования от 10.08.2017.
Письмом администрации Уссурийского городского округа от 25.08.2017 №17-01/23/3145 истцу Исаеву Ю.Н. отказано в признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки на получение выплат.
Исходя из представленных доказательств, а также показаний свидетелей, суд пришел к верному выводу о том, что пострадавший в результате наводнения дом <адрес> постоянным местом жительства истцов не является, в силу чего отсутствуют основания для признания за истцами права на получение разовой, единовременной материальной и финансовой помощи, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда Правительства Приморского края и возложения на администрацию Уссурийского городского округа обязанности включить истцов в соответствующие списки пострадавших граждан.
Судебная коллегия находит несостоятельным довод заявителей апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленных доказательств, которые в совокупности подтверждают факт их проживания в доме, который пострадал в результате чрезвычайной ситуации.
Как было указано выше, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Постановлением администрации Приморского края от 09.08.2017 № 320-па предусмотрено, что одним из оснований возникновения у граждан права на получение гарантированных государством мер социальной поддержки и социальных выплат является наличие регистрации по месту жительства в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации природного характера.
То есть социальная выплата предусмотрена не за любое повреждение имущества, а за имущество, которое являлось постоянным местом жительства (регистрации) гражданина или находилось по месту регистрации.
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Законодательством предусмотрена возможность регистрации гражданина одновременно по месту жительства и по месту пребывания. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства (ч. 1 ст. 5 Закона N 5242-1).
Вместе с тем, истцы на момент затопления не имели ни постоянной, ни временной регистрации в доме <адрес>, при этом имели постоянную прописку по другому адресу, следовательно, в силу норм действующего законодательства не имеют права на получение мер социальной поддержки и социальных выплат. В то время, как доказательства, представленные истцами в их совокупности не подтверждают, что истцы фактически постоянно проживали в домовладении, в том числе и на момент наводнения. Истцами также не представлены сведения того, что для них данное жилое помещение является единственным.
Так, домовладение <адрес> находится в собственности Исаева Ю.Н. в связи с чем, на нем лежит обязанность нести расходы по его содержанию и оплате коммунальных услуг, в том числе и в части электрической энергии, в связи с чем, справки о потреблении и оплате ресурсов факт постоянного проживания истцов в указанном жилом помещении не подтверждают.
Медицинская карта представлена только на Исаева Ю.Н., при этом из данного документа не усматривается место постоянного проживания истца, более того, адрес: <адрес> зачеркнут, указано, что пациент проживает в <адрес>, то есть по месту регистрации.
Справка участкового уполномоченного от 14.09.2020 содержит сведения об эпизодических посещениях данного дома и встречу с истцом Исаевым Ю.Н., в связи с чем, не может подтверждать факт постоянного проживания в указанном жилом помещении истцов.
В то время, как показания свидетелей ФИО19 и ФИО20 допрошенных в ходе судебного заседания, из которых следует, что истцы являются их соседями по домовладению и проживают в доме <адрес> около 10 лет, не могут быть положены в основу принятия решения об установлении факта проживания истцов по определенному адресу, поскольку иные доказательства, бесспорно подтверждающие данные обстоятельства отсутствуют и опровергаются регистрацией по другому адресу.
При этом судебная коллегия отмечает, что введение условия: наличие регистрации у гражданина в жилом помещении, пострадавшим в результате затопления, не может рассматриваться как ограничивающее государственные гарантии, поскольку направлено на оказание помощи лицам, лишившимся жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации.
В апелляционной жалобе истцы в полном объеме повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении, которым судом первой инстанции дана соответствующая правовая оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исаева Ю.Н., Исаевой В.Б. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи