Дело №2-4598/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2018 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.
при секретаре Гращенковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска» к Ильенковой Татьяне Николаевне о возмещении ущерба, причиненного имуществу,
УСТАНОВИЛ:
СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска» обратилось в суд с иском к Ильенковой Т.Н. о взыскании денежных средств в сумме 54 927 руб. 40 коп., суммы уплаченной госпошлины 1 847 руб. 82 коп., указав в обоснование иска, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик была признана безработной и ей было назначено пособие по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., при этом при обращении о признании ее безработной ответчиком в нарушение положений ст.3 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не представлена индивидуальная программа реабилитации инвалида, являющаяся, при ее наличии, обязательным документом для принятия решения о признании гражданина безработным, такая программа была предоставлена ответчиком только ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ответчиком были представлены недостоверные сведения для признания ее безработной, приказами от ДД.ММ.ГГГГ. она снята с учета в качестве безработной и ей прекращена выплата пособия по безработице в связи с попыткой получения его обманным путем. В адрес ответчика истцом неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.) направлялись уведомления с предложением о возврате в бюджет выплаченных ей за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. денежных средств, однако, ответчик в добровольном порядке денежные средства не вернула.
Представитель истца Денисова Е.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по вышеизложенным доводам, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Ильенкова Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, при этом не оспаривала, что при первоначальном обращении к истцу не представила индивидуальную программу реабилитации, отметив при этом, что это обстоятельство никак не повлияло на размер выплачиваемого ей пособия, только на статистику Центра.
Суд, заслушав объяснения сторон, показания свидетелей В. О.Н., А. О.Н., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 15 ГКРФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ильенкова Т.Н. уволена с должности главного специалиста из АКИБ «Образование» (АО) по п.1 ст.77 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска» в целях поиска подходящей работы. Приказом СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска» от ДД.ММ.ГГГГ. № была признана безработным гражданином и приказом от этого же числа за № ей назначено пособие по безработице на 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ. в следующем размере: 75% среднемесячного заработка 29 368,47 руб., но не выше 4900 руб. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; в размере 60% среднемесячного заработка 23 494,78 руб., но не выше 4900 руб. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; в размере 45% среднемесячного заработка 17621,08 руб., но не выше 4 900 руб.
При этом при регистрации ДД.ММ.ГГГГ. в СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска» в целях поиска подходящей работы Ильенкова Т.Н. была ознакомлена под роспись с основными положениями Закона о занятости, в том числе с информацией о предоставлении в случае назначения инвалидности индивидуальной программы реабилитации инвалида, содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, и о том, что несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за попытку получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В связи с окончанием ДД.ММ.ГГГГ. 12-месячного периода выплаты пособия по безработице, в целях увеличения периода выплаты пособия, Центром занятости заранее было предложено Ильенковой Т.Н. представить справку о страховом стаже.
ДД.ММ.ГГГГ. Ильенковой Т.Н. в Центр занятости представлены: справка о страховом стаже, справка об установлении <данные изъяты> группы инвалидности, выданная ДД.ММ.ГГГГ., и индивидуальная программа реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № Ильенкова Т.Н. в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» снята с учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № Ильенковой Т.Н. прекращена выплата пособия по безработице; в этот же день вынесен приказ за № не осуществлять Ильенковой Т.Н. выплату пособия по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска» от ДД.ММ.ГГГГ. № за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Ильенковой Т.Н. выплачено пособие по безработице в сумме 54 927 руб.40 коп.
Как следует из показаний свидетеля В. О.Н. – ведущего инспектора СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска», при первичном обращении Ильенковой Т.Н. в Центр занятости, напрямую она у нее не спрашивала, является ли та инвалидом, однако, ей была выдана анкета и информационный лист, где указано о необходимости предоставления индивидуальной программы реабилитации инвалида, с которым она ознакомилась под роспись.
Свидетель А. О.Н., начальник отдела содействия трудоустройству СОГКУ «Центр занятости населения г. Смоленска», показала, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательным документом при обращении инвалида в Центр занятости. К ней обращалась Ильенкова Т.Н. по вопросу: «Почему Центр самостоятельно не выявил, что она является инвалидом?», на что ей было разъяснено, что Центр не взаимодействует с Пенсионным фондом. Также данный свидетель пояснила, что в случае предоставления Ильенковой Т.Н. индивидуальной программы реабилитации инвалида, последняя была бы признана безработной и получала бы пособие в том же размере, что ей выплачено, поскольку при предоставлении названной программы основания для признания гражданина безработным не меняются.
В обоснование заявленных требований о взыскании причиненного ответчиком ущерба в размере 54 927 руб. 40 коп. истец ссылается на нарушение ответчиком положений п.3 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которого безработными не могут быть признаны граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие недостоверные данные для признания их безработными, поскольку последняя при обращении в целях поиска подходящей работы не представила индивидуальную программу реабилитации инвалида, что повлекло нарушение Центром норм действующего законодательства, т.к. в соответствии с п.п.5,33 Методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций», утвержденных Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 01.02.2018г. №46, подбор специалистами органов службы занятости населения оптимальных для инвалида видов трудовой деятельности, а также нерекомендуемых и рекомендуемых условий труда должен осуществляться на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида; обращение специалистов органов службы занятости населения к инвалиду с целью его рационального трудоустройства должно быть предметным и содержать перечень вакантных рабочих мест ( в том числе специальных и квотированных), заранее подобранных в соответствии с профессиональными навыками конкретного инвалида, нарушениями функций его организма и ограничениями жизнедеятельности.
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Согласно ст.30, 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Размер пособия устанавливается в соответствии со статьями 33,34 названного закона.
Как следует из вышеизложенного, и не оспаривалось ответчиком, последней при первоначальном обращении ДД.ММ.ГГГГ. в Центр занятости в целях поиска подходящей работы не была представлена индивидуальная программа реабилитации инвалида, при том, что выдана она одновременно с установлением ей <данные изъяты> группы инвалидности ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, Ильенковой Т.Н. при обращении к истцу действительно предоставлена недостоверная информация.
Вместе в тем, как следует из вышеуказанных норм действующего законодательства, объяснений представителя истца, показаний свидетеля А. О.Н., статья 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливающая критерии отнесения гражданина к безработному, является универсальной, как для трудоспособных граждан, так и для инвалидов. При предоставлении ответчиком индивидуальной программы реабилитации инвалида, она также, в тот же срок, была бы признана безработным гражданином, пособие по безработице ей выплачивалось бы в том же размере. Действующее законодательство не содержит специальные нормы регулирующие отнесение инвалидов к категории безработных граждан, равно как и специальные нормы, определяющие для них размер пособия.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что несвоевременное представление ответчиком индивидуальной программы реабилитации инвалида, не повлекло причинения какого-либо ущерба истцу, поскольку, как при предоставлении данного документа, так и при его не предоставлении, ответчик в любом случае была бы признана безработной и получала пособие в таком же размере, в каком оно ей выплачено за спорный период.
При этом доводы истца о нарушении ответчиком п.3 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», повлекшее нарушение Центром норм действующего законодательства, в том числе Методических рекомендаций для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций», утвержденных Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 01.02.2018г. №46, судом во внимание не принимаются, т.к. правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, основанием для удовлетворения настоящего иска о возмещении ущерба, служить не могут, поскольку ответчиком не представлено таких документов, при наличии которых ей было бы отказано в признании ее безработной, не представленная своевременно программа реабилитации инвалида могла повлиять лишь на подбор специалистами органов службы занятости населения оптимальных для нее, как инвалида, видов трудовой деятельности, тогда как данных о том, что при своевременном предоставлении индивидуальной программы реабилитации ответчик могла быть трудоустроена в спорный период, не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.12.2018░.