Дело № 3а-214/2021
УИД 47OS0000-01-2021-000029-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 02 апреля 2021 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.,
при секретаре Кузнецове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соколовой Няйли Азезюловны к Правительству Ленинградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ленинградской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, обязании совершить действия,
установил:
Соколова Н.А. обратилась Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость 113 земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что она является собственником указанных земельных участков, результаты определения кадастровой стоимости которых определены постановлением Правительства Ленинградской области № 356 от 29.12.2007 в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222. Поскольку на дату определения кадастровой стоимости земельных участков (13.04.2020) рыночная стоимость объектов недвижимости, установленная в соответствии с отчётом об оценке ООО «Гильдия экспертов Северо-Запад» от 18.12.2020 №Н-200-Д/2020, значительно ниже кадастровой стоимости, административный истец, Соколова Н.А. полагает, что нарушены ее права и законные интересы в связи с увеличением размера налоговых обязательств.
На основании определения Ленинградского областного суда от 19.02.2021 административные исковые требования Соколовой Н.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно:
<кадастровые номера 10 земельных участков>, рассматриваются в настоящем деле, административные исковые требования в отношении остальных земельных участков выделены в отдельные производства.
Представитель административного истца Матвеев К.С. в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. в судебное заседание явилась, вопрос о возможности удовлетворения исковых требований оставила на усмотрение суда. Представитель административного ответчика поддержала доводы письменного отзыва на иск, в котором указано, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности. При этом в отзыве указывается на отсутствие в отчете об оценке анализа наиболее эффективного использования объектов оценки исходя из наиболее продуктивного использования земельного участка, оценщиком в качестве объектов-аналогов использованы участки земли, отнесенные к категории «индивидуальное жилищное строительство» (далее – ИЖС), также объект оценки отнесен к категории земель «обслуживание жилой застройки».
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, указав на оставление вопроса о возможности удовлетворения исковых требований на усмотрение суда. В представленном письменном отзыве административный ответчик ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан области утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383, дата формирования перечня объектов оценки – 01.01.2008. Земельные участки с кадастровыми номерами <кадастровые номера 10 земельных участков> учтенные в Едином государственном реестре недвижимости 13.04.2020, не вошли в перечень объектов оценки и не прошли пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области.
Представители административного ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области и заинтересованного лица администрация МО Тосненский район Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие или отложении слушания дела, а также сведений об уважительности причин неявки или доказательств в опровержение заявленных исковых требований от административного ответчика и заинтересованного лица в суд не поступало.
Определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно ст. 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как указано в ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как предусмотрено ст.ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания ( п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.В соответствии с абз. 1 ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г. Тосно, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: обслуживание жилой застройки, с кадастровыми номерами соответственно:
№, площадью 1 000 кв.м;
№, площадью 1 000 кв.м;
№, площадью 1 000 кв.м;
№, площадью 1 000 кв.м;
№, площадью 921 кв.м;
№, площадью 1 294 кв.м;
№, площадью 1 000 кв.м;
№, площадью 1 000 кв.м;
№, площадью 1 000 кв.м;
№, площадью 1 000 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельных участков составляет, соответственно кадастровому номеру:
№ — 2 499 300 рублей,
№ — 2 499 300 рублей,
№ — 2 499 300 рублей,
№ — 2 499 300 рублей,
№ — 2 301 855,30 рублей,
№ — 3 234 094,20 рублей,
№ — 2 499 300 рублей,
№ — 2 499 300 рублей,
№ — 2 499 300 рублей,
№ — 2 499 300 рублей,
Дата утверждения кадастровой стоимости земельных участков 13.04.2020 (л.д. 73-82).
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан утверждены постановлением правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383 по состоянию на 01.01.2008.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 47:26:0000000:39720, 47:26:0000000:39721, 47:26:0000000:39722, 47:26:0000000:39723, 47:26:0000000:39, учтенные в Едином государственном реестре недвижимости 13.04.2020, не вошли в перечень объектов оценки и не прошли пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383.
Согласно пункту 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, в случаях образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определялась путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Вышеназванные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:26:0000000:39485.
Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для преобразованного земельного участка с кадастровым номером 47:26:0000000:39485 в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383 определено в размере 2 499,3 руб./кв.м.
Следовательно, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами определена соответственно:
№ в размере 2 499 300 руб. (1 000 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м);
№ в размере 2 499 300 руб. (1 100 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м);
№ в размере 2 499 300 руб. (1 000 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м);
№ в размере 2 499 300 руб. (1 000 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м);
№ в размере 2 301 855,30 руб. (921 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м);
№ в размере 3 234 094,20 руб. (1 294 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м);
№ в размере 2 499 300 руб. (1 000 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м);
№ в размере 2 499 300 руб. (1 000 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м);
№ в размере 2 499 300 руб. (1 100 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м);
№ в размере 2 499 300 руб. (1 000 кв.м * 2 499,3 руб./кв.м).
Из представленного административным истцом отчета ООО «Гильдия экспертов Северо-Запад» № Н-200-Д/2020 от 18.12.2020 (л.д. 113-125) следует, что по состоянию на 13.04.2020 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами соответственно составляет:
№ — 1 256 000 рублей,
№ — 1 256 000 рублей,
№ — 1 256 000 рублей,
№ — 1 256 000 рублей,
№ — 1 157 000 рублей,
№ — 1 626 000 рублей,
№ — 1 256 000 рублей,
№ — 1 256 000 рублей,
№ — 1 256 000 рублей,
№ — 1 256 000 рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, установленной в отношении каждого земельного участка в отчёте ООО «Гильдия экспертов Северо-Запад».
Отчет отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования. При этом он дополнен письменными пояснениями оценочной организации с учетом замечаний Правительства Ленинградской области, указанных в отзыве на административный иск.
Оценивая представленный истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям статей 1, 11, 20 Закона об оценочной деятельности, не вызывает сомнений в достоверности, подготовлен лицами, отвечающим требованиям законодательства об оценочной деятельности, и признается допустимым доказательством. Отчет содержит подробное описание исследования, основан на Федеральных стандартах оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №297), «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2»), утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298), «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №299), «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611).
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведенную величину рыночной стоимости земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении земельных участков кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абз.5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
С настоящим иском административный истец обратился в суд 26.01.2021, поэтому датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости названных объектов следует считать дату обращения – 26.01.2021.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Соколовой Няйли Азезюловны – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г. Тосно, в размере их рыночной стоимости, по состоянию на 13 апреля 2020 года с кадастровыми номерами, соответственно:
№, площадью 1 000 кв.м, в размере 1 256 000 рублей,
№, площадью 1 000 кв.м, в размере 1 256 000 рублей,
№, площадью 1 000 кв.м, в размере 1 256 000 рублей,
№, площадью 1 000 кв.м, в размере 1 256 000 рублей,
№, площадью 921 кв.м, в размере 1 157 000 рублей,
№, площадью 1 294 кв.м, в размере 1 626 000 рублей,
№, площадью 1 063 кв.м, в размере 1 335 000 рублей,
№, площадью 1 000 кв.м, в размере 1 256 000 рублей,
№, площадью 1 000 кв.м, в размере 1 256 000 рублей,
№, площадью 1 000 кв.м, в размере 1 256 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 26 января 2021 года.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.Н. Павлова
В окончательной форме решение изготовлено 15 апреля 2021 года.