Судья Алексеев А.А.
Дело № 33-13250 02 декабря 2019 г.
Номер дела в суде первой инстанции 2-2740/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Стрельцова А.С. и Новоселовой Д.В., при секретаре Шумилиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 2 декабря 2019 года дело по апелляционной жалобе Лаврентьевой Надежды Александровны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2019 г., которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении требований Лаврентьевой Надежды Александровны к Управлению жилищных отношений администрации города Перми о предоставлении жилищного сертификата на сумму 4434588 руб., компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов».
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения истца Лаврентьевой Н.А., ее представителя Плешкова Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаврентьева Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о понуждении предоставить жилищный сертификат на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения на сумму 4434588 руб. в соответствии с Постановлением правительства Пермского края от 2.03.2007 г. № 21-п «Об утверждении порядка предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», взыскании компенсации морального вреда 50000 руб., расходов на оплату государственной пошлины
В обоснование заявленных требований указано на то, что она приходится матерью Л1., являющемуся инвалидом. С 1998 года состоит в очереди на получения жилья. В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» семьи, имеющие детей-инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата. 19.06.2019 ответчиком было предложено выдать жилищный сертификат на предоставление субсидии на сумму 739098 руб., исходя из норматива 18 кв.м на одного человека с учетом стоимости жилья 41061 руб. Л1. является инвалидом колясочником, проживать самостоятельно не может, т.к. ему требуется постоянный уход. Учитывая, что семья Л1. состоит из 6 человек, сертификат должен быть выдан на сумму 4434588 руб. Бездействием ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в 50000 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и ее представитель на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель управления жилищных отношений администрации
г. Перми с иском не согласилась.
Третье лицо Л1. участие в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене постановленного судом решения. Указывает на то, что Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Порядков предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п, предусмотрено, что жилищный сертификат на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения должен быть предоставлен на всех членов семьи инвалида. Судом не приняты во внимание доводы о том, что Л1. является инвалидом колясочником, обслуживать себя не имеет возможности, проживать самостоятельно не может, что подтверждается медицинскими справками, имеющимися в материалах дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Лаврентьева Н.А. и ее представитель на отмене решения суда по доводам жалобы настаивали.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, заслушав мнение сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, Лаврентьева Н.А. приходится матерью Л1., ** года рождения.
В соответствии со справкой серии МСЭ-2013 № ** Л1. установлена первая группа инвалидности.
Лаврентьева Н.А. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях по общегородскому списку с 20.05.1998.
Л1. 20.05.1998 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как член семьи Лаврентьевой Н.А., включен в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Лаврентьевой Н.А. во временное пользование предоставлено жилое помещение в общежитии **** по адресу:
г. Пермь, ул. ****, что подтверждается договором найма жилого помещения в студенческом общежитии от 01.03.2017.
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: Л2., Л1., Л3., Б1., Б2.., что также подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Распоряжением правительства Пермского края от 13.06.2019 № ** принято решение о выдаче Л1. жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилого помещения на сумму 739098 руб.
Начальником управления жилищных отношений администрации
г. Перми от 28.06.2019 в адрес Л1. направлено уведомление о необходимость получения жилищного сертификата.
Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что Л1., как инвалид, имеет право на размер единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 18 кв.м в расчете на лицо, которому предоставляются меры социальной поддержки, права на получение денежной выплаты у остальных членов семьи инвалида не имеется. Также судом первой инстанции указано, что решение о выдаче Л1. жилищного сертификата на сумму 739098 руб. уже принято, сертификат Лаврентьевой Н.А. не получен в связи с возникшим спором о сумме. Таким образом, суд пришел к выводу, что обязанность предоставить социальную льготу исполнена органом местного самоуправления надлежащим образом, нарушения органом местного самоуправления жилищных прав Л1. не допущено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями статьи 28 данного федерального закона.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (часть 1 данной статьи).
Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 № 21-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 1.2.2 Порядка обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет до 01.03.2005, может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья - 18 квадратных метров, а также средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанной меры социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (части 2 - 5 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Таким образом, размер единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения прямо определен нормативным актом и определяется исходя из общей площади жилого помещения 18 кв. м в расчете на лицо, которому предоставляются меры социальной поддержки.
Законом и вышеуказанным подзаконным актом Пермского края не предусмотрена возможность предоставления единовременной денежной выплаты исходя из количества членов семьи инвалида – получателя денежной выплаты.
Поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства должны быть выданы на всех членов семьи истца, не основан на нормах жилищного законодательства и специальных нормативных актов, регламентирующих предоставление социальных льгот инвалидам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, неосновательны, так как всем собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности со всеми материалами дела, и оснований для признания произведенной оценки неправильной не установлено.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Лаврентьевой Надежды Александровны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 16 сентября 2019 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: