Решение по делу № 2-6851/2021 от 23.06.2021

            Дело № 2-6851/2021

            35RS0010-01-2021-009841-97

            РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда                                                                 21 июля 2021 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Вайгачевой А.Н.

при секретаре Армеевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Вологды к Администрации города Вологды, Городскому округу города Вологды в лице Администрации города Вологды о признании права собственности на бесхозяйное имущество,

установил:

Прокурор города Вологды обратился в суд с исковым заявлением к МО «Город Вологда» в лице Администрации города Вологды, Департаменту имущественных отношений Администрации города Вологды о признании за муниципальным образование «Город Вологда» права собственности на следующие объекты:

- подземный газопровод по ул. Разина, кадастровый (состоит на учете в качестве бесхозяйного с 29.12.2014);

    газопровод по с.Молочное, ул.Шмидта, д.14, кадастровый (состоит на учете в качестве бесхозяйного с 29.12.2014);

    газопровод по ул.Комсомольская, протяженностью 164 м., кадастровый (состоит на учете в качестве бесхозяйного с 28.01.2019);

    газопровод высокого и низкого давления по ул.Козленская, д.33, кадастровый (состоит на учете в качестве бесхозяйного с 15.02.2019;

    газопровод низкого давления по ул.Старое шоссе протяженностью 12 м., кадастровый (состоит на учете в качестве бесхозяйного с 17.10.2019);

    газопровод низкого давления по ул.Лаврова протяженностью 41 м., кадастровый (состоит на учете в качестве бесхозяйного с 18.10.2019);

    газопровод низкого давления по ул.К.Маркса протяженностью 43 м., кадастровый (состоит на учете в качестве бесхозяйного с 28.11.2019).

В обоснование иска указал, что в результате проведения проверки соблюдения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации, выявлены 7 газопроводов, состоящих на учете как бесхозяйных, которые в реестре собственности муниципального имущества не состоят, право собственности до настоящего времени не зарегистрировано, что может привести к их ненадлежащему использованию, непринятию мер по их сохранности и обслуживанию, к порче, угрозе аварий и ч чрезвычайных ситуаций, что создает потенциальную опасность для жизни и здоровья населения.

В судебном заседании представитель заявителя Прокурора города Вологды Оленева А.Н. доводы заявления поддержала, просила удовлетворить с учетом изменения наименования МО «Город Вологда» на Городской округ города Вологды.

Представитель ответчиков Администрации города Вологды в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований,    указав. Тол оформление газопроводов в собственность городского округа является нецелесообразным, так как признание права собственности на объекта имущества, поставленный на учет в качестве бесхозяйного имущества, является правом, но не обязанностью ответчика; газопроводы не отнесены к объектам прав, изъятым из оборота или ограниченно оборотоспособными объектами, нормы действующего законодательства предусматривают возможность нахождения газопроводов на праве собственности у иных лиц, нежели газораспределительные организации, при определении собственника необходимо исходить из того, что газопроводы являлись ранее частью газораспределительной системы, газопроводы эксплуатируются, следовательно имеются лица, которые открыто и непрерывно пользуются имуществом как своим собственным; тариф на транспортировку газа не установлен, отсутствует специальная муниципальная организация, за которой объекты газоснабжения возможно закрепить, признание права влечет дополнительные расходы на содержание таких объектов из бюджета города.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, Северо-Западного Управления Ростехнадзора по Вологодской области, АО «Газпром газораспределение Вологда» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представили отзывы, в которых полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве Администрации города Вологды.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу 3 ч.1 ст. Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3), к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно ч.1 и ч.5 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.

В соответствии с п.4 и 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро-и газоснабжение в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим кодексом.

В силу ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Согласно ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью должно осуществляться органами местного самоуправления в интересах населения муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Отсутствие зарегистрированного права на объекты недвижимости, являющиеся важнейшим объектом жизнеобеспечения населения, может привести к их ненадлежащему использованию, непринятию мер по их сохранности и обслуживанию, и, как следствие, угрозе аварии, чрезвычайных ситуаций, создаст потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, может причинить существенный вред объектам экономики, инженерным коммуникациям, нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Сведениями Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что на учете в качестве бесхозяйных числятся следующие объекты недвижимого имущества:

- подземный газопровод с кадастровым номером протяженностью 13 м с местоположением: г. Вологда, ул. Разина (принят на учет в качестве бесхозяйного 29.12.2014);

- газопровод с кадастровым номером протяженностью 23 м с местоположением: Вологодская область, Вологодский район, с. Молочное, ул. Шмидта Разина (принят на учет в качестве бесхозяйного 29.12.2014);

- газопровод высокого и низкого давления г. Вологда, ул. Комсомольская, д. 7, 9, 9а с кадастровым номером протяженностью 164 м с местоположением: Российская Федерация, Вологодская область, муниципальное образование «город Вологда», город Вологда, улица Комсомольская (принят на учет в качестве бесхозяйного 28.01.2019);

- газопровод высокого и низкого давления: г. Вологда, ул. Козленская, д. 33 с кадастровым номером протяженностью 143 м местоположением Российская Федерация, Вологодская область, муниципальное образование «город Вологда», город Вологда, улица Козленская, д.33 (принят на учет в качестве бесхозяйного 15.02.2019);

- газопровод низкого давления г. Вологда, Старое щоссе, д. 16а с кадастровым номером протяженностью 12 м местоположением Российская Федерация, Вологодская обл., Городской округ Город Вологда, г. Вологда, Старое шоссе (принят на учет в качестве бесхозяйного с 17.10.2019);

- газопровод низкого давления: г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13 с кадастровым номером протяженностью 41 м местоположением: Российская Федерация, Вологодская обл., Городской округ Город Вологда, г. Вологда. ул. Лаврова (принят на учет в качестве бесхозяйного 18.10.2019);

- газопровод низкого давления г. Вологда, ул. Карла Маркса, д. 62а (вынос газопровода) с кадастровым номером протяженностью 43 м местоположением (состоит на учете в качестве бесхозяйного с 28.11.2019).

Указанные объекты постановлены на учет на основании соответствующих заявлений Администрации города Вологды, в реестре собственности муниципального имущества муниципального образования не состоят, годичный срок с момента постановки их на учет истек, право собственности на указанные объекты до настоящего времени не зарегистрировано, что объективно может привести к их ненадлежащему использованию, непринятию мер по его сохранности и обслуживанию, и, как следствие, к его порче, угрозе аварий и чрезвычайных ситуаций, создав потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.23 ст.14 Федерального закона от 06.10.20003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Отнесение спорных газопроводов к объектам повышенной опасности, требующим систематического обслуживания, сомнений не вызывает.

Орган местного значения должен принимать меры контроля и надзора за вышеуказанными объектами.

Действующим законодательством не предусмотрены иные муниципальные или государственные органы, имеющие право на принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в связи с чем вывод суда о признании права собственности за муниципальным образованием «Город Вологда» является правильным.

Доводы об использовании газопроводов для транспортировки и поставки газа, их принадлежности к газораспределительной системе, необходимости несения дополнительных расходов, связанных с содержанием имущества в случае признания права собственности суд отклоняет, поскольку спорное имущество было выявлено и поставлено Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на учет в качестве бесхозяйного по заявлению Администрации города Вологды, в течение периода времени со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет до настоящего времени оно не было принято во владение, в пользование оставившим ее собственником и не приобретено иным лицом в собственность в силу приобретательной давности.

С учетом изложенного, истечения годичного срока постановки объектов на учет как бесхозяйных, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для     исполнения Администрацией города Вологды обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности на спорные объекты, равный 60 дням с момента вступления решения суда в законную силу, как разумный и достаточный.

Руководствуясь статьями 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать право собственности Городского округа города Вологды на следующие объекты недвижимого имущества:

подземный газопровод с кадастровым номером протяженностью 13 м с местоположением: г. Вологда, ул. Разина (принят на учет в качестве бесхозяйного 29.12.2014);

газопровод с кадастровым номером протяженностью 23 м с местоположением: Вологодская область, Вологодский район, с. Молочное, ул. Шмидта Разина (принят на учет в качестве бесхозяйного 29.12.2014);

газопровод высокого и низкого давления г. Вологда, ул. Комсомольская, д. 7, 9, 9а с кадастровым номером протяженностью 164 м с местоположением: Российская Федерация, Вологодская область, муниципальное образование «город Вологда», город Вологда, улица Комсомольская (принят на учет в качестве бесхозяйного 28.01.2019);

газопровод высокого и низкого давления: г. Вологда, ул. Козленская, д. 33 с кадастровым номером протяженностью 143 м местоположением Российская Федерация, Вологодская область, муниципальное образование «город Вологда», город Вологда, улица Козленская, д.33 (принят на учет в качестве бесхозяйного 15.02.2019);

газопровод низкого давления г. Вологда, Старое щоссе, д. 16а с кадастровым номером протяженностью 12 м местоположением Российская Федерация, Вологодская обл., Городской округ Город Вологда, г. Вологда, Старое шоссе (принят на учет в качестве бесхозяйного с 17.10.2019);

газопровод низкого давления: г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13 с кадастровым номером протяженностью 41 м местоположением: Российская Федерация, Вологодская обл., Городской округ Город Вологда, г. Вологда, ул. Лаврова (принят на учет в качестве бесхозяйного 18.10.2019);

газопровод низкого давления г. Вологда, ул. Карла Маркса, д. 62а (вынос газопровода) с кадастровым номером протяженностью 43 м местоположением (состоит на учете в качестве бесхозяйного с 28.11.2019).

Обязать Администрацию города Вологды осуществить мероприятия по регистрации права собственности Городского округа города Вологды в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                           А.Н. Вайгачева

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2021.

2-6851/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Вологды
Другие
АО "Газпром газораспределение Вологда"
Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Северо-западное управление Ростехнадзора
Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды
Муниципальное образование "Город Вологда" в лице Администрации города Вологды
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Вайгачева Алина Николаевна
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
23.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее