Дело № 2-1515/2024
Поступило в суд 21.11.2023
54RS0001-01-2023-010470-87
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2024 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Катющик И.Ю.,
при секретаре Акимове Е.А.,
с участием прокурора Филипповой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Дзержинского района г. Новосибирска в интересах Санникова А.Л. к Министерству здравоохранения Новосибирской области, ГБУЗ Новосибирской области «Городская клиническая больница №2» об обязании предоставить рецепты на получение изделий медицинского назначения, обязании обеспечения изделиями медицинского назначения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска, действуя в интересах Санникова А.Л., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Новосибирской области, ГБУЗ Новосибирской области «Городская клиническая больница №2» о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями. Требования мотивированы тем, что Санникова А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает <данные изъяты>, в связи с чем находится под наблюдением врача ГБУЗ Новосибирской области «Городская клиническая больница №2».
Санникова А.Л. является <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ. Для осуществления контроля <данные изъяты> Санникова А.Л. необходимо осуществлять самоконтроль гликемии по глюкометру и флешмониторингу FreeStyle Libre.
У Санникова А.Л. отсутствует система ФМГ FreeStyle Libre, использование которой позволило бы осуществлять непрерывное мониторирование системой ФМГ FreeStyle Libre, являющейся удобной, так как система мониторинга глюкозы FreeStyle Libre имеет маленькие размеры, не стесняет движений, при его использовании отсутствует необходимость в постоянных проколах пальцев.
На основании изложенного прокурор Дзержинского района г. Новосибирска просил суд возложить на ГБУЗ Новосибирской области «Городская клиническая больница №2» обязанность предоставить Санникова А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рецепты на получение изделий медицинского назначения - датчики FreeStyle Libre системы флеш мониторинга в количестве 26 шт. в год до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям; возложить на Министерство здравоохранения по Новосибирской области обязанность обеспечить Санникова А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств областного бюджета изделиями медицинского назначения датчиками FreeStyle Libre системы Flash-мониторинга в количестве 26 шт. в год до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям.
Представитель истца помощник прокурора Филиппова Л.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, доводы искового заявления подтвердила.
Санникова А.Л. в судебном заседании просила в полном объеме удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика ГБУЗ Новосибирской области «Городская клиническая больница №2» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Новосибирской Кафтаева С.Ю. просила отказать в удовлетворении требований, указывая на несогласие в истребуемом истцом количестве датчиков системы непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).
Статьей 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены, в том числе, инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе. Такие медицинские изделия, как датчики непрерывного мониторирования глюкозы, в названные перечни не включены.
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. В разделе III данной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно при заболеваниях эндокринной системы.
В Стандарте специализированной медицинской помощи взрослым при тяжелой гипогликемии при сахарном диабете 1 типа (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1053н) в качестве медицинской услуги для диагностики заболевания предусмотрено, в том числе исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
Из приведенных норм следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
В ходе рассмотрения спора установлено, что Санникова А.Л.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, присвоена III группа инвалидности бессрочно, инвалид с детства, с ДД.ММ.ГГГГ (повторно) (л.д. 13).
Заключением ГБУЗ Новосибирской области «Городская клиническая больница №2» 11.07.2023 года подтверждается наличии у Санникова А.Л. диагнозов: <данные изъяты>, рекомендовано: флеш-мониторинг гликемии FreeStyle Libre (л.д.14).
В части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе инвалидам, страдающим заболеванием «сахарный диабет» (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета Новосибирской области) лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий.
Следовательно, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием «сахарный диабет» (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Санникова А.Л. находилась на обследовании и лечении в отделении эндокринологии в ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской Академии наук», в ходе которого подтверждены осложнения основного заболевания: <данные изъяты> а также ряд сопутствующих заболеваний, а именно: <данные изъяты> (л.д. 75-79, 80-88).
Решением врачебной комиссии ГБУЗ Новосибирской области «Городская клиническая больница №2» от 10.07.2024 года в отношении Санникова А.Л. установлено наличие медицинских показаний и нуждаемость по жизненным показаниям для использования системы непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre.
В соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие от ДД.ММ.ГГГГ № РЗН 2018/6766 сканер FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre является зарегистрированным медицинским изделием на территории Российской Федерации. В соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие от ДД.ММ.ГГГГ № РЗН 2018/6764 датчик FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre является зарегистрированным медицинским изделием на территории Российской Федерации.
Согласно данным производителям ФМГ позволяет отслеживать изменения уровня глюкозы в круглосуточном режиме, делает измерения с определенной периодичностью. В любой момент пациент может посмотреть график и актуальное значение глюкозы, он помогает пользователю получить представление о вариабельности гликемии, тенденциях и трендах, что позволяет предотвратить эпизоды гипо- и гипергликемии, уменьшить вариабельность гликемии, предотвратить эпизоды гипогликемии.
Из материалов дела следует, что Санникова А.Л. не выписываются рецепты, она не обеспечивается медицинским изделием - системой НМГ (флеш-мониторинг) FreeStyle Libre, нуждаемость в которой установлена, исходя их медицинских показаний. При этом, приложением к приведенной Программе указано заболевание Санникова А.Л., по которому предоставляется государственная гарантия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, содержащая, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи.
Как было указано выше, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание, в том числе инвалидам, страдающим заболеванием «сахарный диабет» (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы.
Если такому гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям рекомендовано использование определенного медицинского изделия (в настоящем деле - датчика Freestyle Libre), то предоставление ему этого медицинского изделия должно осуществляться бесплатно. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Таким образом, судом установлено в качестве юридически значимого обстоятельства нуждаемость Санникова А.Л. по жизненным показаниям по заключению врачебной комиссии, с учетом наличия у него социально значимого заболевания, в непрерывном мониторировании глюкозы, осуществляемое с помощью датчиков FreeStyle Libre системы Flash мониторинга, не предусмотренных соответствующим стандартом медицинской помощи, с учетом положений части 15 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в целях осуществления ее комплексного лечения, а также в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регламентирующим, что приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния, с целью социальной поддержки от государства Санникова А.Л. в рамках бесплатного медицинского обслуживания должны предоставляться датчики ФМГ FreeStyle Libre для осуществления непрерывного мониторирования уровня сахара в крови в количестве 26 датчиков FreeStyle Libre в год, в связи с чем требования прокурора Дзержинского района г. Новосибирска к Министерству здравоохранения Новосибирской области, ГБУЗ Новосибирской области «Городская клиническая больница №2» об обязании предоставить рецепты на получение изделий медицинского назначения, обязании обеспечения изделиями медицинского назначения подлежат удовлетворению с обращением решение к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Количество датчиков определяется судом, исходя из количества недель в году (52).
Суд, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 2» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ FreeStyle Libre ░░░░░░░ Flash ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░. ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ FreeStyle Libre ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░. ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 212 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 29 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-1515/2024 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>