Решение по делу № 33а-3295/2021 от 10.09.2021

    Дело № 33а-3295/2021                                                                                            В первой инстанции

                          судья Просолов В.В.

                          № дела 2а-658/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2021 г.                                                                  город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Бабича В.В.,

судей: Орловой С.В., Бояриновой Е.В.,

при секретаре Матвеевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Корчевской Н. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решений Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги,

по апелляционной жалобе административного истца Корчевской Н. В. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 01 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Бабича В.В., пояснения представителя истца Нургалиева А.С.,

     установила:

Корчевская Н.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент) в котором просит признать незаконными решения административного ответчика от 27.11.2020 г. №ГУ-исх.11745/20 и от 15.04.2021 г. №ГУ-исх.3711/20 об отказе в перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополя, и земельного участка, находящегося в частной собственности; возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении государственной услуги.

Исковые требования мотивированы тем, что из части земель площадью 193 кв.м., находящейся в государственной собственности города Севастополя, которую Корчевская Н.В. просит перераспределить в свою собственность, невозможно сформировать самостоятельный земельный участок. В связи с чем, использование данной части земель возможно только путем перераспределения. Кроме того, действующая градостроительная документация в настоящее время отсутствует, поскольку генеральный план города Севастополя не утвержден.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 01.07.2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.

На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба в которой ставится вопрос об его отмене и принятии нового решения об удовлетворении административного иска. Указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Граница испрашиваемого земельного участка проходит по существующему ограждению, которое было сформировано более 15 лет, изменение границы земельного участка не представляется возможным, так как данная территория служит для обслуживания существующего домовладения и запрашивается для благоустройства территории.

    В судебном заседании представитель административного истца Нургалиев А.С. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.

    Административный истец, представитель административного ответчика и представители заинтересованных лиц: Департамента архитектуры и градостроительства <адрес>, СНТ «<адрес>», Правительства Севастополя в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены.

    Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

    В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного кодекса (статьи 11.2 и 11.7).

    Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 названного кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

    В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 и 8 статьи 39.29 указанного кодекса).

Из материалов дела следует, что Корчевская Н.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СТ «<адрес>, площадью 400 кв.м. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

    08.10.2020 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, СТ «<адрес>, площадью 579 кв.м.

    Решением административного ответчика, оформленным письмом от 27.11.2020 г. №ГУ-исх.11745/20, административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги по основаниям указанным в пункте 1 статьи 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 г. «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» по причине несоответствия испрашиваемого вида разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114.

    В письме указано, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 23.11.2020 г. №9354/01-02-04-13/03/20 испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, частично в коммунальной складской зоне.

    01.03.2021 г. Корчевская Н.В. повторно обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> площадью 593 кв.м.

    Решением Департамента, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх.3711/20, административному истцу также отказано в предоставлении государственной услуги по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 г. «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», по причине несоответствия испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114.

    В письме указано, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя №223201-02-04-13/03/21 испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в коммунальной складской зоне.

    Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанций исходил из законности обжалуемых решений Департамента.

    Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.

    Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

    Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 N 542-РДЗ утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее Регламент).

    В соответствии с подпунктом 11 пункта 2.9 указанного Регламента основание для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ снованием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Кроме того, согласно пункту 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 г. N 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), по основанию: несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

    Согласно статье 6 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

    В соответствии с пунктом 2 Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 г. №228-ПП виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с: 1) правоустанавливающим документом на земельный участок; 2) градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; 3) землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Исходя из приведенных норм, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок в городе Севастополе, виды разрешенного использования земельных участков определяются с учетом видов функционального использования, установленных Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 г. №4114.

    В соответствии с пунктом 3.13 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 г. N 1300-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который создает и осуществляет эксплуатацию государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.

    Как следует из заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, испрашиваемый Корчевской Н.В. земельный участок, согласно Генеральному плану города Севастополя, находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в коммунальной складской зоне.

    При этом, в коммунальной складской зоне находится часть земельного участка, запрашиваемая к перераспределению из государственной собственности города Севастополя.

    Данная информация подтверждена Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя на запрос суда (л/д 97).

    Условия, которые должны быть соблюдены при перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 ЗК РФ.

    Согласно пункту 1 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 1); перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3); земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 данного кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

    Таким образом, право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

    При этом, в силу пункта 3 статьи 11.2 названного кодекса, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    По смыслу приведенного положения образуемые в результате перераспределения земельные участки имеют то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.

    Как видно из материалов дела, испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка, находящейся в государственной собственности города Севастополя, не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя в соответствии с которым земельный участок по функциональному назначению расположен в коммунально - складской зоне, в связи с чем из него может быть образован лишь участок, который служит целям коммунально – складской зоны с соответствующим видом разрешенного использования.

    Поскольку административным истцом указанный земельный участок испрашивался для иных целей, перераспределение с принадлежащим ему на праве собственности участком с видом разрешенного использования – «ведение садоводства» противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

    Таким образом, административный ответчик с учетом информации, полученной от уполномоченного на ее предоставление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, отказал в перераспределении земельного участка по основаниям, полностью соответствующим приведенному выше законодательству.

    Доводы апелляционной жалобы о невозможности сформировать отдельный земельный участок из запрашиваемой части земельного участка, находящейся в государственной собственности города Севастополя, самостоятельного значения не имеют, поскольку не соблюдаются другие предусмотренные законодательством условия для принятия решения о перераспределении земельных участков.

    Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

    Руководствуясь ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

    определила:

решение Балаклавского районного суда города Севастополя 01 июля 2021г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Корчевской Н.В. – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение шести месяцев со дня его вынесения.

    Председательствующий

                  Судьи:

33а-3295/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Корчевская Наталья Владимировна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Правительство города Севастополя
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Лесина Татьяна Юрьевна
Нургалиев Арман Сейтбаталович
СНТ Горный
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Бабич Вячеслав Викторович
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
10.09.2021Передача дела судье
28.09.2021Судебное заседание
07.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2021Передано в экспедицию
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее