Дело№33-5192/2022(№ 2-3441/22)
25RS0002-01-2020-007133-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Левицкой Ж.В.,
судей Мельниковой О.Г., Рыженко О.В.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
с участием помощника прокурора Бокиевец Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерство обороны Российской Федерации к ФИО1, несовершеннолетнему ФИО2, с участием третьего лица ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Левицкой Ж.В., пояснения ФИО1, заключение прокурора, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Минобороны России обратилось в суд с названным иском, указав, что на основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членам его семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Впоследствии с ФИО1 был заключен жилищный договор. Сведения о прохождении ФИО1 службы в списках личного состава Тихоокеанского флота отсутствуют. ФИО1 было вынесено предупреждение о необходимости освободить и сдать занимаемое им жилое помещение. Из поквартирной карточки, акта установления фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из лицевого счета следует, что в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают: ФИО1 и его несовершеннолетний сын ФИО2
Истец просил признать ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенного по адресу: <адрес>, выселить.
Ответчик ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего - ФИО2, представитель ответчика в судебном заседании возражали против исковых требований, просили в иске отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства обороны РФ, представителя третьего лица ФГАУ «Росжилкомплекс».
Помощник прокурора в заключении полагал, что ФИО1 имеет право пользования жилым помещением, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Постановленным судом решением исковые требования Минобороны России оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласилось Минобороны России, представителем подана апелляционная жалоба, в обоснование которой указал, что ответчику и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение, имеющее статус «специализированного», на время прохождения службы. В настоящее время ФИО1 ни в служебных, ни в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит. ФИО1 в период военной службы не был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ, поскольку с данным заявлением во время прохождения службы не обращался. Более того решением Владивостокского гарнизонного военного суда ФИО1 было отказано в оспаривании решения должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с пропуском срока на обращение с заявлением в суд. Просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные исковые требования удовлетворить.
В возражениях на жалобу ФИО1 просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В обоснование указал, что ФИО1 с несовершеннолетним сыном ФИО2 не подлежат выселению из служебного жилого помещения ввиду того, что относятся к категории лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные законодательством.
Прокурор в возражениях полагал, что с учетом общего стажа прохождения военной службы ФИО1, составляющего более 15 лет, а в льготном исчислении более 20 лет, не обеспеченности жилым помещением, в том числе, несовершеннолетнего сына ответчика, ФИО1 не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения, поскольку это не допускалось действующим до 01.03.2005 ЖК РСФСР. Просил в жалобе отказать.
В суде апелляционной инстанции ФИО1 поддержал доводы, изложенные в возражениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Пояснил, что в период службы был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, при увольнении сохранил право состоять в списках очередников на получение жилой площади. В 2012 при решении вопроса о признании утратившей право пользования жилым помещением бывшей супругой ему устно сообщили об отсутствии его в списках очередников. Решение о снятии с очереди ему не вручено.
Остальные стороны участия в суде апелляционной инстанции не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив материалы дела в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым решение суда оставить без изменения в силу следующего.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, передано 1976 Отделению Морской инженерной службы на праве оперативного управления.
Приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду с отнесением к жилым помещениям маневренного фонда.
На основании решения заседания жилищной комиссии, отраженного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), ФИО1 и члену его семьи - супруге ФИО8 на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Минобороны России в лице начальника ФГКУ «1976 ОМИС», было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (далее – жилое помещение), на время прохождения военной службы (л.д. 22-23).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Министерством обороны РФ заключен жилищный договор (л.д. 15-16).
ФИО1 проходил службу в Вооруженных Силах России в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99).
Приказом ВрИо начальника филиала Военного учебно-научного центра военно-морского флота «Военно-Морская академия» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет в Вооруженных силах России в календарном исчислении составила 15 лет 02 месяца, в льготном исчислении - 21 год 10 месяцев (л.д. 97).
Согласно акту фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу <адрес> проживают ответчики ФИО1 и его сын ФИО2(л.д.29).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что иного жилья у ответчиков в собственности, либо на условиях социального найма не имеется. Единственным жильем ответчиков является спорная квартира. С учетом общего стажа прохождения военной службы ФИО1, составляющего более 15 лет, а в льготном исчислении более 20 лет, суд пришел к выводу о том, что ФИО1 относится к категории лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 13 Закона №189-ФЗ, в связи с чем, он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения, поскольку это не допускалось действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ Жилищным кодексом РСФСР.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для признания ФИО1 и его несовершеннолетнего сына ФИО2 утратившими права пользования спорным жилым помещением и выселении из него в силу следующего.
В силу части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР (здесь и далее в редакции, действующей на момент предоставления ФИО1 спорного жилого помещения) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР выселение из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения военнослужащих и членов их семей не допускалось.
Как следует из материалов дела, на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ ФИО1 являлся военнослужащим.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, определены Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон № 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона № 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Согласно абзацу 15 части 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 13 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Установлено, что в период прохождения военный службы ФИО1 – в ДД.ММ.ГГГГ году признавался нуждающемся в жилом помещении. В связи с чем ему на период прохождения военной службы было предоставлено спорное жилое помещение.
На момент увольнения ФИО1 из Вооруженных РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила 15 лет 02 месяца, в льготном исчислении – 21 год 10 месяцев.
Жилое помещение предоставлено ФИО1 на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Минобороны России в лице начальника ФГКУ «1976 ОМИС».
ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. По настоящее время ответчики проживают в нем.
Иного жилого помещения ФИО1 не имеет. Доля в праве (1/4) на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 51,3 кв.м, принадлежащая ФИО1 на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, отчуждена им ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем за пять лет до увольнения из Вооруженных Сил РФ.
Учитывая, что ФИО1, имевший на момент увольнения общую продолжительность военной службы более 15 лет, уволен из Вооруженных Сил России в связи с организационно-штатными мероприятиями, при увольнении изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади, жилым помещением не обеспечен, иного жилого помещения не имеет, оснований для признания утратившим права пользования и выселения ФИО1 и его несовершеннолетнего сына ФИО2 из спорного жилого помещения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 не состоял на учете в качестве нуждающегося на получение жилой площади, опровергаются материалами дела, в том числе приказом об увольнении ФИО1 из которого следует, что последний изъявил остаться в списках очередников на получение жилой площади. Доказательств тому, что ФИО1 был исключен из такого списка в материалы дела, истцом не представлено. Не приведены и основания, по которым ФИО1 подлежал исключению из списка лиц нуждающихся в жилом помещении. Более того, из информационного письма ФГАУ «Росжилкомплекс» № ТО28-16/8-1785, следует, что согласно архивным данным в 2001 году ФИО1 признавался нуждающимся в жилом помещении, ему было предоставлено спорное жилое помещение на период службы.
С указанного времени, обстоятельства, послужившие основанием для признания ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях, не изменились.
Спор разрешен судом верно.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23. 08.2022.
Председательствующий
Судьи: