Решение по делу № 2а-84/2022 от 11.01.2022

УИД: 52RS0053-01-2022-000010-33                                                                            КОПИЯ

Дело № 2а-84/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урень                                                                           7 февраля 2022 года

Уренский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сапожниковой С.В., при секретаре судебного заседания Орловой Д.Н.,

с участием административного истца Смирновой А.А.,

представителя административного ответчика администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области Соловьевой Н.В. (по доверенности),

заинтересованных лиц Смирновой Е.Г., Мальцевой Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирновой А. А. к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

Смирнова А.А. обратилась в суд с настоящим административным иском к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области указав, что уведомлением от 17.11.2021г. ответчик поставил истца в известность об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с целью участия в подпрограмме «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем» утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 04 2014 года. Истец с несовершеннолетней дочерью Смирновой А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает на своей 1/4 доле жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес>, куда не были вселены по договору социального найма, либо как члены семьи другого собственника, а именно Смирновой Е.Г., которая также владеет в данном жилом помещении 1/4 долей, на что опирается ответчик, принимая свое решение. Истцу с дочерью не принадлежит более никакая иная недвижимость кроме указанной 1/4 доли, следовательно, имеющаяся у них жилая площадь составляет 13,65 квадратных метров из расчета 54,6 / 4 = 13,65, на истца с дочерью, что практически вдвое меньше установленной нормы 12 метров квадратных на одного человека.

Ответчиком неправомерно было принято решение о включении в расчет жилое помещение, принадлежащее     матери истца Смирновой Е.Г., так как проживают они раздельными семьями, общего хозяйства не ведут.

Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, которым утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, п. 2 ст. 2 ЖК РФ, ст.ст. 124-131, 219, 220 КАС РФ, истец просит суд: признать незаконным отказ ответчика в принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с целью участия в подпрограмме «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области № 302 от 30 04 2014 года; обязать Администрацию Уренского муниципального округа Нижегородской области принять истца Смирнову А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с целью участия в подпрограмме «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области № 302 от 30.04 2014 года

В судебном заседании административный истец Смирнова А.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области Соловьева Н.В., действующая на основании доверенности от 19.01.2022 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска Смирновой А.А., поддержала письменные возражения, пояснив, что в соответствии со ст. 50, п.2 ч.1 ст. 51, ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1.1. решения Совета депутатов Уренского муниципального округа Нижегородской области от 29 апреля 2021 г. , согласно которому учетная норма площади жилого помещения на одного человека на территории Уренского муниципального округа составляет 12 кв.м., учитывая, что на каждого члена семьи Смирновой А.А. приходится жилая площадь 21,88 кв.м., т.е. выше учетной нормы, оснований для постановки административного истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с целью участия в подпрограмме «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем» не имеется.

Заинтересованное лицо Смирнова Е.Г. поддержала административные исковые требования Смирновой А.А., пояснила, что последняя приходится ей дочерью. Смирнова А.А. и ее несовершеннолетняя дочь проживают вместе с ней и ее мужем (отцом Смирновой А.А.) - Смирновым А.И. в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира на основании договора приватизации принадлежит на праве собственности ей, мужу и двоим дочерям - по ? доли каждому. Доли в праве собственности на квартиру в натуре не выделены. Кроме этого в ее собственности имеется жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который получен ею в порядке наследования после смерти матери. В принадлежащем ей жилом доме в настоящее время проживает ее сестра – Мальцева Г.Г. Полагает, что администрация Уренского муниципального округа не законно отказала Смирновой А.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку она имеет лишь 1/4 доли квартиры по адресу <адрес>, проживает в одной комнате с дочерью, и не может претендовать на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. Смирнова А.А. нуждается в улучшении жилищных условий.

Заинтересованное лицо Мальцева Г.Г. поддержала административные исковые требования Смирновой А.А., пояснила, что проживает в жилом доме по адресу <адрес>, собственником которого в порядке наследования после смерти их матери является ее сестра Смирнова Е.Г.

Заинтересованное лицо Смирнов А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Суд не признал явку сторон в судебное заседание обязательной и считает, что неявка в судебное заседание указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, находит возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ст. 219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться с указанным административным исковым заявлением непосредственно в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8. ст. 226 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организация. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной, например, письменное сообщение об отказе в удовлетворении обращения гражданина.

Под решением, действием и иным ненормативным актом государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществляемое в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 утверждена Программа "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

В ее состав также включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, которые установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.

    Так, пп. "б" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 (ред. от 02.03.2021) предусматривает, что участником программы может быть молодая семья, признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

В соответствии с п. 7 Правил под нуждающимся в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    В целях повышения доступности жилья для населения и реализации мер по эффективному расходованию средств областного бюджета на жилищное обеспечение Правительством Нижегородской области постановлением от 30.04.2014 N 302 утверждена государственная программа "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области", в которую включена подпрограмма 2 "Обеспечение жильем молодых семей".

Применительно к настоящей Подпрограмме под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи:

    - поставленные на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г.;

    - признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 г. N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон Нижегородской области N 179-З), для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется с учетом норм статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Закона Нижегородской области N 179-З.

Таким образом, отношения, связанные с осуществлением права граждан на жилище, регламентируются нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, определяющим общие параметры в этой сфере правового регулирования, включая определение критериев нуждаемости граждан в жилье, к которым относится учетная норма площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

В силу 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Устанавливается учетная норма, в соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ, органом местного самоуправления.

В соответствии с п.1.1. решения Совета депутатов Уренского муниципального округа Нижегородской области от 29 апреля 2021 г. № 229 учетная норма площади жилого помещения на одного человека, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Уренского муниципального округа составляет 12 кв.м (л.д. 47).

Судом установлено, что 25.10.2021 года административный истец Смирнова А.А. обратилась в администрацию Уренского муниципального округа о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с целью участия в подпрограмме «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области № 302 от 30.04 2014 года.

17.11.2021 года письмом за № Исх-144-537504/21 администрация Уренского муниципального округа Нижегородской области, рассмотрев вышеуказанное письменное обращение Смирновой А.А., направило информацию об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 46).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 52-АЕ 150293 на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 26.01.2005 года административному истцу Смирновой А.А. на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/4 принадлежит жилое помещение общей площадью 54,6 кв.м., по адресу <адрес>. Собственниками по 1/4 доле в праве являются: Смирнов А. И., Смирнова Е. Г., Смирнова М. А. (л.д. 9).

При рассмотрении обращения Смирновой А.А. нуждаемость в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Смирновой А.А. администрацией Уренского муниципального округа определялась по данным о составе семьи на основании представленной справки о составе семьи от 22.10.2021г. (л.д. 50), согласно которой по адресу: <адрес> (площадью 54,6 кв.м.) зарегистрировано 4 человека – Смирнова А. А., 1987 г.р., Смирнов А. И., 1954 г.р. - отец, Смирнова А. М., 2011 г.р. - дочь, Смирнова Е. Г., 1953 г.р. – мать, а также выписок из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него и членов его семьи на объекты недвижимости от 27.10.2021г. о нахождении в собственности истца и членов его семьи жилых помещений.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на объекты недвижимости установлено, что у проживающей совместно матери истца - Смирновой Е.Г. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 54,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 53, 13).

В данном жилом доме зарегистрирована и проживает сестра собственника Смирновой Е.Г.Мальцева Г.Г. (л.д. 49).

Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1).

Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания членом семьи собственника проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей собственника, вселенных собственником в жилое помещение, достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Смирновой А.А. и членам ее семьи, составила 109,4 кв. м (54,8 кв. м + 54,6 кв. м), обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи Смирновой А.А. составила 21,88 кв.м. (109,4 / 5), т.е. более учетной нормы в размере 12 кв. м., то вывод администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области об отсутствии оснований в принятии на учет Смирновой А.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является правильным.

Доводы административного истца Смирновой А.А. о том, что ее семья состоит лишь из нее и ее малолетней дочери противоречит положениям жилищного законодательства (ст. 31 ЖК РФ), применимым к отношениям, связанным с осуществлением права граждан на жилище.

    Ссылка административного истца Смирновой А.А. на то, что в ее собственности и в пользовании с дочерью находится лишь 1/4 доля жилого помещения по адресу: <адрес>, что составляет 13,65 кв.м. (54,6 кв.м. / 4) на двоих и менее учетной нормы, не может быть принята во внимание, поскольку принадлежащая Смирновой А.А. доля жилого помещения в натуре не выделена, на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости не поставлена, не обособленна и не изолированна, и самостоятельным объектом недвижимости в соответствии со ст.ст. 15, 16 ЖК РФ не является.

Судом также учитываются разъяснения, данные в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в которых указано, что в силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Доводы заинтересованного лица Смирновой Е.Г. о том, что Смирнова А.А. не может претендовать на принадлежащий ей по праву наследования объект недвижимости – жилой дом по адресу: <адрес>, с учетом вышеприведенных норм права не является юридически значимым для разрешения данного административного дела.

Исходя из указанного, суд, исследовав все, представленные сторонами доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Смирновой А.А. к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области №302 от 30.04.2014 года, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Смирновой А. А. к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области №302 от 30.04.2014 года, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Уренский районный суд Нижегородской области.

Судья                                                                                     С.В. Сапожникова

    Мотивированное решение суда составлено 14 февраля 2022 года.

Судья                                                                                   С.В. Сапожникова

2а-84/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнова Анастасия Александровна
Ответчики
Администрация Уренского муниципального округа
Другие
Смирнов Александр Иванович
Мальцева Галина Григорьевна
Смирнова Екатерина Григорьевна
Суд
Уренский районный суд Нижегородской области
Судья
Сапожникова С.В.
Дело на сайте суда
urensky.nnov.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация административного искового заявления
11.01.2022Передача материалов судье
14.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2022Подготовка дела (собеседование)
24.01.2022Рассмотрение дела начато с начала
07.02.2022Судебное заседание
14.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее