Дело 2 – 1769/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2018 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
в составе председательствующей судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре Фондеркиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Анатолия Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии ( межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, о взыскании госпошлины
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначении государственной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес решение №, истцу отказано в назначении государственной пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Отказ ответчика в решении мотивирован тем, что Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <адрес> не поименовано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с иском, из текста которого следует, что истец просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать назначить государственную пенсию по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со дня возникновения права на указанную пенсию по достижении истцом возраста 59 лет – с ДД.ММ.ГГГГ, о включении в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Ольховецком сахарном заводе, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «Огаревский», о взыскании госпошлины в размере 300 рублей (в уточненном варианте от 20.10.2018 л.д. 97)
В судебном заседании истец требования поддержал по тем же мотивам, изложенным в исковом заявлении, и вновь привел их суду.
Представитель ответчика иск не признал, просил в иске отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что при обращении в Пенсионный фонд истец не представил документов, подтверждающих нахождение его в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, пенсионное дело истца, суд пришел к следующему.
Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со статьями 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашается правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы является высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод – обязанность государства.
В статье 18 и 39 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В силу ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичная норма была закреплена в статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2015 г.).
Подпунктом 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 166 от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Законом N 173 от 17.12.2001, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 1244-1 от 15.05.1991.
Согласно ст. 34 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Из материалов дела усматривается, что решением ответчика истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия подтверждения факта проживания (работы) на территории РФ, относящейся к определенной зоне радиоактивного заражения, предусмотренной ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно абзаца 1 статьи 55 Закона Украины от 28.02.1991 N 796-XII "О статусе и социально защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы", предусмотрено, что лицам, которые работали или проживали на территориях радиоактивного загрязнения, пенсии предоставляются с уменьшением пенсионного возраста, установленного для получения государственных пенсий.
Применительно к порядку подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом согласно российского законодательства Иванов А.Н. вправе представить выданную уполномоченными органами Украины справку о периоде постоянного проживания на загрязненной территории, соответствующей уровню облучения населения и плотности загрязнения почвы радионуклидами зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации.
В представленной в материалы дела справке российского компетентного органа социальной защиты населения констатируется относимость <адрес>, расположенных в зоне 4 по законодательству Украины, зоне с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации.
Признавая, что в законодательстве Украины применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные статьями 6-11 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, что позволяет сопоставлять зоны на территории Украины и Российской Федерации на основании положений вышеуказанного Закона и перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, суд счел возможным разрешение вопроса об отнесении зоны 4 по законодательству Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.
Сведений о проживании Иванова А.Н. на территории РСФСР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется, что свидетельствует о достоверности в этой части выданных уполномоченными органами Украины о периоде проживания в населенном пункте, расположенном в зоне радиоактивного загрязнения.
Признание факта постоянного проживания истца на территории Украины в зоне радиоактивного загрязнения идентичной по своим характеристикам зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации даже более 4 лет является достаточным для уменьшения его пенсионного возраста на 1 год для назначения страховой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, Иванов А.Н. имел регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес> Украины, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал без регистрации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал согласно записи похозяйственных книг. Согласно распоряжения № Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отнесено к 4–ой категории радиоэкологического загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. ( справка № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной <адрес> муниципальным архивом <адрес> в документах архивного фонда совхоза Огаревский в приказе № от ДД.ММ.ГГГГ указано принять в совхоз Иванова Анатолия Николаевича в качестве шофера с ДД.ММ.ГГГГ. В приказе № от ДД.ММ.ГГГГ указано – уволить из совхоза по собственному желанию Иванова А.Н. Заработная плата начислена с августа по ноябрь 1988, январь 1989.
Судом установлено Иванов А.Н. постоянно проживал на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля на условиях, что ДД.ММ.ГГГГ он проживал и работал в данной зоне не менее 4 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Справка является основанием для выдачи свидетельства потерпевшего от Чернобыльской катастрофы, относящегося к категории 1 согласно ст.14 (п.4) Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, подвергших вследствие Чернобыльской катастрофы» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) и дающее право на использование льгот, предусмотренных данным Законом. (справка № от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того судом установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на Ольховецком сахарном заводе, данное обстоятельство в суде подтверждено справками о заработной плате и выписками из приказов о трудовой деятельности, которые поступили в суд по запросу суда.
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно статьи 10 Закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст. ст. 32 - 35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», зона проживания с льготным социально-экономическим статусом – часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием – 137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
Населенный пункт, в котором проживал истец, не значится в перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном указанным постановлением, поскольку находятся на территории другого государства бывшего Союза ССР.
В силу ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 года №12-44-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно свидетельству о заключении брака II-СТ № от ДД.ММ.ГГГГ, Иванов Анатолий Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и К.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия «Иванова».
В соответствии с имеющимся в деле, переведенного с украинского языка на русский, подлинность подписи переводчика удостоверена нотариально, свидетельством гражданина, который постоянно проживает или постоянно работает на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (категория 4) серия В-П №, данное свидетельство выдано Иванову А.Н., на свидетельстве имеется печать «Представитель Президента Украины в <адрес> государственная администрация». Предъявитель свидетельства имеет право на льготу и компенсации, утвержденные Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (в редакции от 19 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями от 1 июля 1992 г.) для лиц, которые постоянно проживают или постоянно работают на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля при условии, что на 1 января 1993 г. они прожили или проработали в этой зоне не меньше четырех лет. Свидетельство действительно на момент проживания или работы в зоне усиленного радиоэкологического контроля. Учреждение, которое выдало свидетельство – Черкасская облгосадминистрация.
Из имеющейся в деле копии трудовой книжки истца следует, что он осуществлял трудовую деятельность в ОАО «Ольховецкий сахарный завод» <адрес>.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что поскольку в отношении граждан, имеющих статус постоянно проживающих на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, переселившихся с территории Украины на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, порядок обмена удостоверений и справок о проживании, выданных в соответствии с законодательством Украины, на документы российского образца отсутствует, в силу ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», во внимание могут быть приняты выданные уполномоченными органами Украины удостоверения о праве на льготы и компенсации и справки о постоянном проживании на загрязненной территории Украины, соответствующей уровню облучения населения и плотности загрязнения почвы радионуклидами зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации. Суд учитывает, что вышеуказанные документы истцом были предоставлены в Управление Пенсионного фонда одновременно с заявлением о назначении пенсии.
Совокупность представленных истцом доказательств позволяет с достоверностью прийти к выводу о проживании истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что свидетельствует о наличии у истца права на получение государственного пенсионного обеспечения в соответствии с п.п. 7 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в виде назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию.
С учетом положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, то есть всего на 1 год.
Поскольку право Иванова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на пенсию по старости с учетом периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, возникнет с момента достижения им возраста 59 лет.
Истец просил суд взыскать в его пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.
В ст. 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1).
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, другие признанные судом необходимыми расходы.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Предусмотренных указанных статьей оснований для отказа о взыскании суммы госпошлины с ответчика не имеется, данное требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии ( межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить Иванову Анатолию Николаевичу государственную пенсию по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со дня возникновения права на указанную пенсию по достижении истцом возраста 59 лет – с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить Иванову Анатолию Николаевичу в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Ольховецком сахарном заводе, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в совхозе «Огаревский».
Взыскать Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) в пользу Иванова Анатолия Николаевича государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 14 ноября 2018 года
Судья : С.А. Красильникова