Дело № 33-3385/2024 (13-3/2024)
Судья – Петрова И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь |
12 марта 2024 года |
Пермский краевой суд в составе судьи Варовой Л.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Косинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Администрация Косинского муниципального округа» о возложении обязанностей,
по частному представлению прокурора Косинского района на определение Косинского районного суда Пермского края от 23 января 2024 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Ознакомившись с материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд
УСТАНОВИЛ:
администрация Косинского муниципального округа обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 01.06.2022 по делу № 2-81/2022 года в части возложения обязанности оборудовать территорию кладбища контейнерами для сбора ТКО в срок до 01.07.2024.
Заявление мотивировано тем, что постановлением администрации Косинского муниципального округа Пермского края (далее - администрация) от 09.02.2023 № 90 Муниципальному казенному предприятию Косинского муниципального округа Пермского края «Транспортно-хозяйственное предприятие» (далее - МКП ТХП) доведен обязательный для исполнения муниципальный заказ по выполнению работ по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах Косинского муниципального округа Пермского края на 2023 год. 14.02.2023 между администрацией и МКП ТХП заключено соглашение № 1 о предоставлении из муниципального бюджета субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением муниципального заказа по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах Косинского муниципального округа Пермского края на 2023 год. В рамках выполненного муниципального заказа МКП ТХП контейнерными площадками с твердым покрытием из сборных прямоугольных железобетонных плит оборудована территория кладбища, расположенного в д. Маскали, а также установлено ограждение для мусоросборников из окрашенного профилированного листа синего цвета. Однако выделенных денежных средств в 2023 году оказалось недостаточно для исполнения решения в полном объеме в части приобретения контейнеров для сбора ТКО. Бюджет Косинского муниципального округа является дотационным и в значительной части состоит из различных дотаций, субвенций и субсидий, передаваемых на осуществление тех или иных полномочий. Произвольное расходование бюджетных средств не допускается. Бюджет Косинского муниципального округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов утвержден решением Думы № 95 от 22.12.2023, бюджетные ассигнования распределены получателями средств бюджета в разрезе расходных обязательств и одновременно приняты бюджетные обязательства для исполнения их в текущем финансовом году. Реализация мероприятий по организации и содержанию мест захоронения предусмотрена муниципальной программой «Организация благоустройства территории Косинского муниципального округа Пермского края», утвержденной постановлением главы Косинского муниципального района от 24.12.2019 № 555 (далее по тексту -Муниципальная программа). Постановлением администрации Косинского муниципального округа Пермского края от 29.12.2023 № 868 «О внесении изменений в муниципальную программу «Организация благоустройства территории Косинского муниципального округа Пермского края», внесены изменения в Муниципальную программу, в том числе в бюджет Косинского муниципального округа Пермского края на 2024 год заложено финансирование в объеме 95 000 рублей на приобретение 10 контейнеров для сбора ТКО на кладбищах Косинского муниципального округа Пермского края, в том числе и в д. Маскали. Для определения в будущем подрядной организации необходимо будет проведение конкурсных процедур, предусмотренных нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что также потребует определенного временного периода. Установка контейнеров для сбора ТКО на территории кладбища возможна только в бесснежный период.
Определением Косинского районного суда Пермского края от 23.01.2024 заявление администрации Косинского муниципального округа удовлетворено.
В частном представлении на определение суда прокурор Косинского района Пермского края просит определение отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что решение суда было постановлено с учетом мнения ответчика, в том числе относительно срока его исполнения; доводы заявителя о недостаточности денежных средств и временных затратах не имеют правового значения.
Суд рассматривает дело в порядке части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 апреля 2006 N 104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом общеправового принципа справедливости.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» отмечено, что по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Косинского районного суда Пермского края 01.06.2022 постановлено:
«Исковые требования прокурора Косинского района в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение «Администрация Косинского муниципального округа» осуществить межевание земельного участка, на котором располагается кладбище д. Маскали, поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности в срок до 31.12.2022 года.
Обязать муниципальное учреждение «Администрация Косинского муниципального округа» оборудовать территорию кладбища контейнерными площадками с твердым покрытием и контейнерами для сбора ТКО, установить ограждения площадок для мусоросборников, в срок не позднее 01.07.2023 года» (л.д. 23-25, дело № 2-81/2022 л.д. 25-28).
05.07.2022 решение вступило в законную силу.
В обоснование доводов о предоставлении отсрочки администрация ссылается на недостаточность выделенных денежных средств в 2023 году для исполнения решения в полном объеме и включение в бюджет муниципального образования финансирования на 2024 год в объеме 95 000 рублей на приобретение 10 контейнеров для сбора ТКО на кладбищах Косинского муниципального округа, в том числе и в д. Маскали, что подтверждается Постановлением администрации Косинского муниципального округа № 90 от 09.02.2023 «О доведении МКП Косинское ТХП муниципального заказа», соглашением № 1 о предоставлении из муниципального бюджета субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением муниципального заказа по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах Косинского муниципального округа Пермского края в 2023 году, отчетом о выполнении заказа МКП Косинское ТХП с 01.01.2023 по 30.06.2023, Постановлением от 29.12.2023 № 868 «О внесении изменений в муниципальную программу «Организация благоустройства территории Косинского муниципального округа Пермского края», утв. Постановлением главы от 24.12.2019 № 555, проектом решения Думы Косинского муниципального округа Пермского края от 22.12.2023 № 95 «Об утверждении бюджета Косинского муниципального округа Пермского края на 2024 год на плановый период 2025 и 2026 годов» (л.д. 6-22).
Предоставляя отсрочку исполнения судебного постановления, суд с учетом соблюдения баланса прав и законных интересов всех участников процесса, сроков и оснований для предоставления отсрочки, отсутствия уклонения администрации от исполнения решения суда (что подтверждает частичное исполнение судебного акта), бюджета администрации на 2024 год, исходил из отсутствия в настоящее время реальной возможности по объективным причинам исполнить вступившее в законную силу решение суда в полном объеме, учитывая необходимость в будущем проведения конкурсных процедур для определения подрядчика выполнения работ, возможности установки контейнеров для сбора ТКО на территории кладбища только в бесснежный период, разумности срока, на который заявитель просит предоставить отсрочку.
С данным выводом суда суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Диспозитивное право суда на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления реализуется лишь в исключительных случаях, при наличии бесспорных и безусловных оснований для отсрочки или рассрочки исполнения. Именно в этом случае реализуется важнейший принцип эффективного судопроизводства, закрепленный в статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и предполагающий, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Вопреки выводам суда первой инстанции, заявителем доказательств, подтверждающих невозможность исполнения судебного решения ввиду исключительных обстоятельств, препятствующих начать исполнение решения суда своевременно и выполнить необходимые действия в установленные сроки, не представлено. Следовательно, в данном конкретном случае предоставление судом требуемой ответчиком отсрочки исполнения решения суда без представления ответчиком достаточных доказательств объективной невозможности его исполнения противоречит принципу исполнения судебных актов в разумный срок.
Доводы заявителя о недостаточности выделенных из муниципального бюджета денежных средств в 2023 году и заложенном финансировании на приобретение контейнеров для ТКО на 2024 год не могут быть приняты во внимание как уважительные причины неисполнения решения суда и не освобождают ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей в установленные судом сроки. Действующее законодательство не связывает возможность исполнения органом местного самоуправления возложенной на него судом обязанности с наличием финансовой возможности. Достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем приняты все возможные меры по исполнению судебного решения, не представлено.
Предоставление должнику отсрочки исполнения решения суда до 01.07.2024, вступившего в законную силу в 2022 году, не отвечает требованиям справедливости, не может быть признано адекватным и прямо нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которых за судебной защитой обратился прокурор Косинского района. При этом доводы и представленные администрацией Косинского муниципального округа Пермского края доказательства не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих или препятствующих исполнению решения суда в разумный срок, наличии у ответчика возможности исполнить судебный акт в будущем при условии предоставления ему отсрочки исполнения решения суда до заявленного срока, в том числе учитывая доводы заявления о необходимости предоставления времени для проведения конкурсных процедур в целях определения подрядной организации, возможности установки контейнеров только в бесснежный период.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с разрешением вопроса по существу – об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Косинского районного суда Пермского края от 23 января 2024 года отменить.
Разрешить вопрос по существу.
Администрации Косинского муниципального округа Пермского края в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Косинского районного суда от 01 июня 2022 года по делу № 2-81/2022 года отказать.
Судья: (подпись).