Решение по делу № 2-1607/2024 от 18.06.2024

дело №2-1607/2024

56RS0026-01-2024-002165-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2024 г.                                                                          г.Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кумпеева Ч.Х.,

при секретаре судебного заседания Мустафиной С.Ж.,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Оренбургской области Крючковой А.С.,

представителя ответчика государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» -           Фальковой С.А.,

представителя ответчика администрации г. Орска –           Шелемина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Трофименко Анастасии Дмитриевны к государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения», Министерству социального развития Оренбургской области, администрации г.Орска о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией,

установил:

прокурор Советского района г. Орска, действующий в интересах Трофименко Анастасии Дмитриевны, обратился в суд с исковым заявлением, указав, что Трофименко А.Д., проживающая по адресу: Оренбургская <адрес>, пострадал в результате паводковой ситуации, поскольку его домовладение по указанному адресу затоплено. С целью оказания социальной поддержки Трофименко А.Д. обратилась с заявлением об оказании единовременной материальной помощи в Министерство социального развития Оренбургской области, которое рассмотрено и удовлетворено частично. Принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей. Вместе с тем, в данной части заключение комиссии и решение Министерства о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей являются незаконными, поскольку конструктивные элементы жилого дома, расположенного по адресу: Оренбургская <адрес>, повреждены. Ссылаясь на то, что Трофименко А.Д., являясь лицом, пострадавшим в период паводка вследствие затопления дома, имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 рублей в связи с повреждением конструктивных элементов дома, расположенного по адресу: Оренбургская <адрес>, прокурор просит суд:

признать заключение комиссии об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации незаконным в части неустановления факта повреждения конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: Оренбургская <адрес>;

установить факт повреждения следующих конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: Оренбургская <адрес>: стен, полов, окон, дверей, отделочных работ;

признать за Трофименко Анастасией Дмитриевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 рублей, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 г. № 85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области» вследствие повреждения в результате чрезвычайной ситуации конструктивных элементов жилого здания;

обязать Министерство социального развития Оренбургской области в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести Трофименко Анастасии Дмитриевне, 13 декабря 2000 года рождения, единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 рублей.

Определением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 24 июня 2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации; Правительство Оренбургской области; ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Орска Крючкова А.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Орска Шелемин А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным заключения комиссии об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации в части неустановления факта повреждения конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: Оренбургская <адрес>. Оставшиеся требования просил разрешить на усмотрение суда.

Представитель ответчика государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» -           Фалькова С.А., возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что заключением комиссии не установлен факт нарушения конструктивных элементов жилого помещения, расположенного по адресу: Оренбургская <адрес>, в связи с чем Трофименко А.Д. правомерно начислена выплата в размере 10 000 руб.

Истец Трофименко А.Д., представители Министерства социального развития Оренбургской области, комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, Правительства Оренбургской области, ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом. До начала судебного разбирательства от Министерства социального развития Оренбургской области поступили письменные возражения, в котором представитель Министерства просит отказать в удовлетворении заявленных требований и рассмотреть настоящее дело без их участия.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Пунктом «л» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2024 г.         № 103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» с 4 апреля 2024 г. на территории области введен режим чрезвычайной ситуации. С 7 апреля 2024 г. чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.

В целях оказания социальной помощи гражданам, пострадавшим в период паводка, постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 г. № 85-пп утверждено Положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение).

В силу пункта 6 Положения, единовременная материальная помощь гражданину оказывается из расчета:

20 000 рублей на человека – при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения);

10 000 рублей – в иных случаях установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.

К конструктивным элементам жилого здания (жилого помещения), учитываемых при установлении невозможности проживания в жилых зданиях (жилых помещениях), относятся фундамент, стены, перегородки, перекрытия, полы, крыша, окна и двери, отделочные работы, печное отопление, электроосвещение.

Размер единовременной материальной помощи определяется на дату принятия решения об оказании единовременной материальной помощи.

Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 4 апреля 2024 г. № 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» (далее – Комиссия).

В соответствии с Приложением № 1 к указанному постановлению, Комиссия устанавливает факт повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания, а именно: фундамента, стен, перегородок, перекрытий, полов, крыши, окон и дверей, отделочных работ, печного отопления, электроосвещения.

Из материалов дела судом установлено, что Трофименко А.Д. зарегистрирована и проживает по адресу: Оренбургская <адрес>. В результате паводковой ситуации указанный жилой дом оказался в зоне затопления, был затоплен, что подтверждается заключением об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

Пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от             28 февраля 2022 г. № 235/90-VI1-O3 «О регулировании отдельных вопросов в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям Правительства Оренбургской области в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе, принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с абзацем 7 пункта 13 Положения о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 г. № 183-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Оренбургской области.

С целью оказания социальной поддержки Трофименко А.Д. обратился с заявлением об оказании единовременной материальной помощи в Министерство социального развития Оренбургской области, которое рассмотрено и удовлетворено частично. Принято решение о выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей.

Данное решение принято Министерством на основании заключения об установлении факта проживания в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации и факта нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации от 6 мая 2024 г., из которого установлено, что по адресу: Оренбургская <адрес>, конструктивные элементы помещения не повреждены. Нарушено теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение.

Между тем, такой вывод противоречит содержащимся в заключениях комиссии сведениям в силу следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к чрезвычайной ситуации федерального характера отнесена ситуация, в результате которой на территории, где сложилась чрезвычайная ситуация, нарушены условия жизнедеятельности людей, количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.

Понятие чрезвычайной ситуации дано пунктом 2.1.1 утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2016 г. № 1111-ст Национального Стандарта РФ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения» ГОСТ Р 22.0.02-2016. Согласно данному пункту чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Пунктом 2 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденного приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. № 795 (далее – Порядок от                    30 декабря 2011 г. № 795), установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.

Согласно пункт 3 Порядка от 30 декабря 2011 г. № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) (пп. «а»); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (пп. «б»); нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего (пп. «в»).

Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 Порядка от 30 декабря 2011 г. № 795, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (пункт 4).

Невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; прекращение электроснабжения (водоснабжения, теплоснабжения) жилого здания (помещения) более суток, в соответствии с пунктом 5 Порядка от              30 декабря 2011 г. № 795 отнесено к показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем.

Пунктом 5 Порядка от 30 декабря 2011 г. № 795 предусмотрено, что состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

Состояние теплоснабжения здания (помещения) определяется инструментально в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении № 2.

Состояние водоснабжения здания (помещения) определяется визуально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено водоснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.

Как следует из материалов дела, по результатам обследования жилого помещения по адресу: Оренбургская <адрес>, комиссией установлен характер нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, а именно: нарушено теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение.

Указанный критерий прямо предусмотрен действующим законодательством в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации (пункт 3 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт»), в связи с чем требования о признании незаконным заключения комиссии в части неустановления факта повреждения конструктивных элементов и установлении факта повреждения конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: Оренбургская <адрес>, удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что заключением комиссии от 6 мая 2024 г. в рамках проведения обследования жилого помещения по адресу: Оренбургская <адрес> установлен полный факт утраты имущества, в том числе конструктивных элементов жилого здания.

Принимая во внимание, что факт нарушения условий жизнедеятельности Трофименко А.Д. обусловленный невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения) в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» установлен, суд приходит к выводу о том, что Трофименко А.Д., являясь лицом, пострадавшим в период паводка вследствие затопления дома, имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 рублей в связи с повреждением конструктивных элементов дома, расположенного по адресу: Оренбургская <адрес>.

Довод представителя Министерства социального развития Оренбургской области о том, что решения о частичной выплате в размере 10 000 рублей приняты в соответствии с действующим законодательством Оренбургской области, основан на неверном толковании норм материального права и основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца в части требований к Министерству социального развития Оренбургской области.

Вместе с тем, в части требований к ГАУСО «КЦСОН» в г. Орске, администрации г.Орска суд считает необходимым истцу отказать.

В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учетом характера заявления, введенного на территории Оренбургской области режим чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Советского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Трофименко Анастасии Дмитриевны, к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией – удовлетворить.

Признать за Трофименко Анастасией Дмитриевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 рублей, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 г. № 85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области» вследствие повреждения в результате чрезвычайной ситуации конструктивных элементов жилого здания.

Обязать Министерство социального развития Оренбургской области доначислить и выплатить Трофименко Анастасии Дмитриевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Орска, государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Орске – отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 15 июля 2024 г.

Председательствующий (подпись)                               Ч.Х. Кумпеев

2-1607/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Советского района г. Орска
Трофименко Анастасия Дмитриевна
Ответчики
Администрация г. Орска
ГАУСОН "КЦСОН"
Министерство социального развития Оренбургской области
Другие
ГКУ Оренбургской области « Центр социальной поддержки населения"
Комиссия по установлению фактов проживания граждан в ж/п
Правительство Оренбургской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Кумпеев Ч.Х.
Дело на сайте суда
oktyabrskyorsk.orb.sudrf.ru
18.06.2024Регистрация административного искового заявления
18.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
24.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2024Судебное заседание
15.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2024Дело оформлено
15.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее