№ 2а-931/2021
68RS0024-01-2021-001265-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2021 года р.п. Сосновка Тамбовской области
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Прокопчук Я.В.,
с участием помощника прокурора Сосновского района Тамбовской области Дрожжиной В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области об установлении административного надзора в отношении Скачкова Н.Н.,
установил:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить административный надзор в отношении Скачкова Н.Н. со следующими ограничениями: запретить посещать бары, кафе, рестораны и другие заведения, реализующие алкогольные напитки в розлив; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов вечера до 06 часов утра; запретить выезды за пределы места жительства без согласования с органами внутренних дел; обязательная явка до четырех раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование административных исковых требований указано, что Скачков Н.Н. осужден приговором Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 ноября 2021 года по ч.1 ст.314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Осужденный Скачков Н.Н. подлежит освобождению из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ в связи с отбытием срока наказания. После освобождения намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: <адрес>.
В период отбывания наказания осужденный Скачков Н.Н. зарекомендовал себя следующим образом. С ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-11 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ – в СИЗО-3 УФСИН России по <адрес>, где установленный режим содержания не нарушал, взысканий и поощрений не имел. С ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, где установленный порядок отбывания наказания не нарушает, взысканий не имеет. Трудоспособен, не трудоустроен по независимым от него причинам. В коллективе осужденных уживчив, старается поддерживать равные взаимоотношения со всеми категориями осужденных. Свободное время проводит за просмотром телепередач. Вину в совершенном преступлении признает. Исковых обязательств не имеет. Содержится в обычных условиях отбывания наказания.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области Жуков В.М., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал.
Административный ответчик Скачков Н.Н., принявший участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, административные требования не признал, также просил не устанавливать полностью все административные ограничения, указанные административным истцом, что создаст препятствия в повседневной жизни.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Дрожжиной В.О., полагавшей необходимым административное исковое заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области об установлении административного надзора в отношении Скачкова Н.Н. удовлетворить частично, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобождаемыми либо освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Судом установлено, что приговором Рассказовского районного суда Тамбовской области от 16 апреля 2015 года Скачков Н.Н. осужден по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 3 годам лишения свободы, без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в ИК особого режима.
Приговором Касимовского районного суда Рязанской области от 26 августа 2020 года Скачков Н.Н. осужден по ч.1 ст.158 УК РФ, ст.70 УК РФ (приговор от 16.04.2015г.) к 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК особого режима, освобожден по отбытию срока 31 декабря 2020 года.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 10 ноября 2020 года в отношении Скачкова Н.Н. был установлен административный надзор сроком на 8 лет.
В период нахождения под административным надзором Скачков Н.Н. вновь совершил преступление.
Приговором Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 ноября 2021 года осужден по ч.1 ст.314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В связи с осуждением Скачкова Н.Н., находившегося под административным надзором, к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания, административный надзор в отношении него был прекращен (п.3 ч.1 ст.9 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Скачков Н.Н. относится к категории лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор на основании п.п.2, 4 ч.2 ст.3 ФЗ №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» - административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего неснятую либо непогашенную судимость за: - совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; - совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч.2.2 настоящей статьи).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исчисляется с момента постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства (п.1 ч.3 ст.5 ФЗ №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно п.32 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбытия наказания является основанием для прекращения административного надзора (п.3 ч.1 ст.9 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»)
Вместе с тем, как следует из положений ч.2 и 2.1 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая и непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в ч.2 и 2.1. ст.3 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Как следует из материалов дела, имеются два основания для установления административного надзора в отношении Скачкова Н.Н.:
- в связи с необходимостью установления административного надзора, прекращенного в связи с осуждением Скачкова Н.Н. к лишению свободы, так как после отбытия наказания, в связи с которым административный надзор был прекращен, у Скачкова Н.Н. сохраняется непогашенная судимость за совершенное преступление по приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 16 апреля 2015 года при особо опасном рецидиве преступлений (п.2 ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»);
- в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден приговором Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 ноября 2021 года к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания (п.4 ч.2 ст.3 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
По приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 16 апреля 2015 года Скачков Н.Н. был осужден за совершение преступления по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, которое в соответствии со ст.15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений. Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.Скачков Н.Н. по приговору Касимовского районного суда Рязанской области от 26 августа 2020 года, к которому в порядке ст.70 УК РФ присоединен приговор Рассказовского районного суда Тамбовской области от 16 апреля 2015 года освобожден из мест лишения свободы 31 декабря 2020 года по отбытию срока наказания, в связи с чем, судимость по приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 16 апреля 2015 года погашается 31 декабря 2028 года.
Совершенное Скачковым Н.Н. преступление по приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 ноября 2021 года по ч.1 ст.314.1 УК РФ, в соответствии со ст.15 УК РФ, отнесено к категории преступлений небольшой тяжести.
В силу п. «в» ч.3 ст.86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных за преступления небольшой тяжести, по истечении трех лет после отбытия наказания.
Суд принимает во внимание, что Скачков Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ подлежит освобождению из мест лишения свободы по приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 ноября 2021 года, следовательно, судимость по данному приговору погашается 23 декабря 2024 года.
В связи с вышеизложенным административный надзор в отношении Скачкова Н.Н. надлежит установить на более длительный срок административного надзора - срок погашения судимости по приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 16 апреля 2015 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Учитывая, что Скачков Н.Н. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при особо опасном рецидиве преступлений, в отношении него необходимо установить административный надзор.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу ч.2 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещение поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
При выборе конкретных административных ограничений суд учитывает, что их выбор не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или иных административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи (п.22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Разрешая требования об установлении ограничений в отношении осужденного Скачкова Н.Н., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, данные о поведении осужденного за весь период отбывания наказаний, его отношение к порядку отбывания наказания, к исполнению обязанностей и к труду, данные о его личности, в том числе его семейное положение, его состояние здоровья, отношение к содеянному, характеристику, данную исправительным учреждением.
Судом установлено, что Скачков Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-11 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ – в СИЗО-3 УФСИН России по <адрес>, где установленный режим содержания не нарушал, взысканий и поощрений не имел. С ДД.ММ.ГГГГ отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области, где установленный порядок отбывания наказания не нарушает, взысканий не имеет. Трудоспособен, не трудоустроен по независимым от него причинам. В коллективе осужденных уживчив, старается поддерживать равные взаимоотношения со всеми категориями осужденных. Свободное время проводит за просмотром телепередач. Вину в совершенном преступлении признает. Исковых обязательств не имеет. Содержится в обычных условиях отбывания наказания.
Учитывая данные о поведении осужденного за весь период отбывания наказания, данные о его личности, обстоятельства совершенного им преступления, суд приходит к выводу о необходимости строгого контроля за его поведением после освобождения для предупреждения им преступлений и правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в связи с чем, признает обоснованными требования административного истца об установлении осужденному, как способствующих такому контролю, административных ограничений в виде запрета посещения баров, кафе, ресторанов и других заведений, реализующих алкогольные напитки в розлив и обязательной явки 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, в силу ч.2 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», является обязательным.
Устанавливая административное ограничение в виде запрета посещения баров, кафе, ресторанов и других заведений, реализующих алкогольные напитки в розлив, суд учитывает обстоятельства совершения им преступления, и исходит из того, что согласно представленным материалам, Скачков Н.Н. совершил преступление по приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 16 апреля 2015 года в состоянии алкогольного опьянения.
Суд полагает, что вышеуказанные административные ограничения и срок административного надзора – 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, обеспечат индивидуальное профилактическое воздействие на Скачкова Н.Н.. Исчисление срока административного надзора в соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», определить со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока.
Оснований для установления Скачкову Н.Н. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов вечера до 06 часов утра, суд не усматривает, поскольку из материалов дела не следует, что преступление, за которое осужден Скачков Н.Н., было совершено им в ночное время, равно как не имеется в материалах дела и иных данных, которые могут служить основанием для вывода о необходимости установления в отношении Скачкова Н.Н. указанного ограничения.
Основания для установления Скачкову Н.Н. административного ограничения в виде запрета выезда за пределы места жительства без согласования с органами внутренних дел, не имеются, поскольку условия, предусмотренные ч.2 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» для обязательного установления Скачкову Н.Н. указанного административного ограничения, отсутствуют.
Суд считает необходимым разъяснить Скачкову Н.Н., что согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при наличии к тому оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Скачкова Н.Н. удовлетворить частично.
Установить в отношении Скачкова Н.Н., <данные изъяты>, административный надзор сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 16 апреля 2015 года, который исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения до погашения судимости по приговору Рассказовского районного суда Тамбовской области от 16 апреля 2015 года.
Установить на срок административного надзора в отношении Скачкова Н.Н. следующие административные ограничения:
- запрет посещения баров, кафе, ресторанов и других заведений, реализующих алкогольные напитки в розлив.
- обязательная явка 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Сосновский районный суд Тамбовской области в течение 10 дней со дня принятия судом мотивированного решения.
Мотивированное решение принято 21 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судья Е.А. Охотникова