Дело №2а-2378/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2018 года г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Яковлева А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Афанасьевой Ю.В.,
с участием представителей административного истца Вишневского В.Н. – Вишневского А.В., Иванова А.О., действующих на основании доверенностей,
представителя административного ответчика Васильевой О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Вишневского Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов,
установил:
Вишневский В.Н., с учетом уточнений, обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в размере 208 166,58 руб. за 2014, 2015 годы.
В обоснование административный истец указывает, что по итогам 2014 года доход <данные изъяты> Вишневского В.Н. составил 20 <данные изъяты> По тем основаниям, что сумма выше 300 000 руб., сотрудники отделения ПФР начислили административному истцу дополнительный страховой взнос в виде 1% (п. 2 ч. 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ), который составил 121 299,36 руб., начисленный только с доходов, не учитывая расходы за данный период. Сумму взносов в размере 121 302,16 руб. административный истец уплатил ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением №. По итогам 2015 года доход <данные изъяты> Вишневского В.Н. составил 18 413 276 руб. (УСН) и 897 132 руб. (ЕНВД). Всего 19 310 408 руб. По тем основаниям, что сумма выше 300 000 руб., сотрудники отделения ПФР начислили административному истцу дополнительный страховой взнос в виде 1% (п. 2 ч. 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ), который составил 130 275,60 руб. Сумму взносов в размере 130 270,40 руб. административный истец уплатил ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением №. Указывает, что при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями, доход ИП подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Считает, что дополнительный страховой взнос в ПФР за 2014 год с учетом расходов, произведенных за тот же период, составляет 99 241,39 руб., за 2015 - 108 925,19 руб. Общий размер переплаты за 2014,2015 г.г. составляет 208 166,58 руб. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2014, 2015 годы. Просит с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным указанное решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии.
Административный истец Вишневский В.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обеспечил явку своих представителей. Представители административного истца Вишневский А.В., Иванов А.О. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении с учетом уточнений, поддержали, просили удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика Васильева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Считает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2014, 2015 годы является законным и отмене не подлежит.
Заинтересованные лица – Межрайонная ИФНС № по Чувашской Республике, УПФР в г. Канаш Чувашской Республики – Чувашии (Межрайонное) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. От начальника УПФР в г. Канаш Чувашской Республики – Чувашии (Межрайонное) Петровой О.М. поступило заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона №167-ФЗ, индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, далее по тексту - Закон №212-ФЗ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Из материалов дела следует, что Вишневский В.Н. являлся <данные изъяты> и являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ согласно выписке из Единого государственного реестра <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам 2014 года доход <данные изъяты> Вишневского В.Н. составил <данные изъяты> По тем основаниям, что сумма выше 300 000 руб., сотрудники ПФР начислили административному истцу дополнительный страховой взнос в виде 1% (п. 2 ч. 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ), который составил 121 299,36 руб.
По итогам 2015 года доход <данные изъяты> Вишневского В.Н. составил 18 413 276 руб. (УСН) и 897 132 руб. (ЕНВД). Всего 19 310 408 руб. По тем основаниям, что сумма выше 300 000 руб., сотрудники ПФР начислили административному истцу дополнительный страховой взнос в виде 1% (п. 2 ч. 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ), который составил 130 275,60 руб.
Частью 1, пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 14 Закона №212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (часть 1).
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (пункты 1, 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Поскольку величина дохода <данные изъяты> Вишневского В.Н. за 2014 г. превышала 300 000 руб., административный истец во исполнение требований статей 14 и 16 Закона № 212-ФЗ рассчитал фиксированную сумму страхового взноса - 121 302,16 руб. и уплатил по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Также ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Вишневским В.Н. уплачена сумма страховых взносов за 2015 г. по доходу, превышающему 300 000 руб. - 130 270,40 руб., что подтверждается платежным поручением (л.д.15).
В силу частей 9 и 11 статьи 14 Закона №212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 9).
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (часть 11).
ДД.ММ.ГГГГ Вишневский В.Н. обратился в ПФР с заявлением, в котором просил возвратить излишне уплаченную сумму в размере 208 166,58 руб.
Решением Государственного учреждения - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием переплаты (л.д.32).
Вместе с тем, суд считает, что оснований для отказа в возврате и перерасчете страховых взносов, пеней и штрафов у административного ответчика не имелось исходя из следующего.
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.С учетом тех обстоятельств, что предметом административных исковых требований Вишневского В.Н. о признании действий Отделения незаконными, согласно пояснений представителей административного истца, являлись действия административного ответчика, связанные с отказом в перерасчете и возврате денежных сумм, соответствующий отказ Отделения является не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.11.2016 №27-П, на которую ссылается административный истец в своем административном иске, при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет). Состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ (пункт 1 статьи 221 НК РФ). Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
На основании изложенного Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Данное Конституционным Судом РФ в указанном Постановлении толкование нормативных положений является обязательным в т.ч. для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого Постановления (поскольку этим Постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи).
В этой связи изложенный довод Отделения о невозможности применения указанных толкований к правоотношениям, возникшим до издания названного Постановления, подлежит отклонению.
Согласно представленных в материалы налоговых деклараций общая сумма дохода <данные изъяты> Вишневского В.Н. в 2014 г. и в 2015 г. превышала 300 000 руб.
Поскольку суммы доходов административного истца превышали 300 000 руб., размер страховых взносов за 2014 г. и 2015 г. ПФР определен на основании подпункта 2 пункта 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате.
Как установлено статьей 6 Закона №167-ФЗ, статьей 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов, страхователями являются в т.ч.: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Если плательщик страховых взносов (страхователь) относится одновременно к нескольким категориям плательщиков (страхователей), исчисление и уплата страховых взносов производится им по каждому основанию.
В пункте 3 части 1 статьи 28 Закона №212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона №212-ФЗ, органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона №212-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 26 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Поскольку факт излишней уплаты <данные изъяты> Вишневским В.Н. страховых взносов за 2014,2015 годы, подтверждается материалами дела, у Отделения отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении заявления административного истца в перерасчете страховых взносов за 2014, 2015 годы.
При таких обстоятельствах решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2014, 2015 годы следует признать незаконным и подлежит отмене.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ установлено, что удовлетворяя административный иск, суд должен указать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Поскольку суд не связан с заявленным истцом способом восстановления нарушенных прав, а определяет этот способ самостоятельно исходя из фактических обстоятельств дела, предмета, оснований иска, полномочий государственного органа, решения, действия (бездействие) которого признаны незаконными, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в качестве способа устранения нарушения прав заявителя следует возложить на Отделение обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее по тексту - Закон №250-ФЗ), данные действия осуществляются ПФР и подлежит применению порядок, установленный Законом №212-ФЗ.
Согласно статье 20 Закона №250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 21 Закона №250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Из положений части 4 статьи 21 Закона №250-ФЗ следует, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Таким образом, налоговый орган просто исполняет решение ПФР, не имея возможности его оспорить, поэтому именно Отделение должно принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
Срок давности по требованиям об оспаривании действий Отделения административным истцом не пропущен, поскольку в пределах установленного законом 3-х месячного срока, предъявил административный иск в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
признать решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2014, 2015 годы незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии повторно рассмотреть заявление Вишневского Владимира Николаевича от ДД.ММ.ГГГГ о возврате и перерасчете указанных сумм.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии в пользу Вишневского Владимира Николаевича расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Председательствующий: судья А.Ю. Яковлев
Мотивированное решение изготовлено: 13 июня 2018 года.