Решение по делу № 2-2894/2023 от 03.03.2023

Дело № 2-2894/2023

УИД 32RS0027-01-2023-000957-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск                                                                              03 августа 2023 года

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи                                                    Склянной Н.Н.

при секретаре                                                                              Кожановой М.В.,

с участием истца                                                                      Макаренкова В.С.,

представителя ответчика                                                              Егоровой Е.С.,

прокурора                                                                                      Орловской Н.В.,

представителей третьих лиц, не заявляющих

самостоятельные требования                       Петровой В.В., Храмченковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаренкова Владимира Семеновича к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр» о признании бездействия незаконным, обязании направить на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Макаренков В.С. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что 26.01.2023 года он направил заявление в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» для передачи сведений в санаторно-курортное учреждение и предоставления ему санаторно-курортной путевки. После обращения в Департамент здравоохранения Брянской области в связи с неполучением ответа на его обращение к ответчику, 16.02.2023 истцу даны разъяснения о том, что для получения указанной государственной услуги следует обратиться в Социальный Фонд РФ.

Полагая нарушенным свое право на санаторно-курортное лечение и указывая на неправомерное неисполнение ответчиком обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение согласно приказу Минздрава РФ от 12.05.2010 №347-Н, истец с учетом уточненных исковых требований, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать незаконным неисполнение ответчиком обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение Минздрава РФ г. Ессентуки «КМВ». Обязать направить сведения для предоставления санаторно-курортного лечения на основании медицинской справки.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Брянской области, УМВД России по Брянской области, ОСФР по Брянской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области», в порядке ч.3 ст. 45 ГПК РФ в процесс вступил прокурор.

В судебное заседание не явились представители Департамента здравоохранения Брянской области, ОСФР по Брянской области. В письменном отзыве представитель ОСФР по Брянской области полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку ОСФР по Брянской области осуществляет обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, путевками на санаторно-курортное лечение. По состоянию на 22.06.2023 года Макаренков В.С. состоял в очереди по его заявлению от 07.06.2022 под номером 3012. В предоставлении ОСФР по Брянской области путевки ему не отказано, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, однако объем финансирования не позволяет обеспечить предоставление путевок всем подавшим заявление получателям услуг Брянской области, в связи с чем, срок не является пресекательным и путевка в том числе заявителю Макаренкову В.С. предоставляется в порядке очередности.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Истец Макаренков В.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что находится на диспансерном наблюдении в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС бесплатно ежегодно в первоочередном порядке. Согласно информационному письму Минздрава РФ №14-5/10/2-7814 от 29.05.2009 санаторно-курортная помощь может быть оказана и в течение 6 месяцев после окончания стационарного лечения, ответчик такую обязанность не исполнил. Право на получение путевки в санатории Минздрава РФ не может быть ограничено тем, что истец направил заявление в МСЧ УМВД России по Брянской области, поскольку услуга ему в 2023 году не предоставлена. Аналогично это право не может быть ограничено и нахождением в очереди на получение путевки в ОСФР по Брянской области, поскольку заявление им направлено 07.06.2022 года, календарный год закончился 31.12.2022, путевка ему не предоставлена, а с 19 июля 2023 года в очереди он не состоит, поскольку направил соответствующее заявление о снятии с очереди на предоставление санаторно-курортного лечения.

Представитель ответчика Егорова Е.С. исковые требования не признала, указала, что истец ежегодно использует свое право на санаторно-курортное лечение как уволенный со службы в органах внутренних дел, в том числе в 2022 году. Кроме того, на момент его обращения в медицинское учреждение он состоял на очереди на получение государственной услуги в ОСФР по его заявлению от 07.06.2022 года. В направлении сведений в медицинское учреждение на получение санаторной путевки по заявлению от 26.01.2023 года истцу не отказано, в ответе учреждения от 16.02.2023 года ему разъяснен порядок получения путевки в ОСФР по Брянской области, где он и состоял на очереди. Полномочия по направлению на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России, нормативно переданы ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» приказом департамента здравоохранения Брянской области от 01.03.2023 года №246, которым утвержден порядок направления на санаторно-курортное лечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 01.03.2023 Макаренков В.С. не обращался с заявлением в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» для предоставления путевки в учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России, при наличии у него медицинских показаний и отсутствии обращений за одинаковыми мерами социальной поддержки.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, УМВД России по Брянской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области» Храмченкова Н.А. и Петрова В.В., в судебном заседании полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку они не обоснованы и не соответствуют требованиям закона. Пояснили, что 30.01.2023 истец обратился в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области» для получения путевки на санаторно-курортное лечение в 2023 году, однако предоставил неполный перечень документов, не предоставил оригиналы документов, о чем ему было сообщено, в предоставлении путевки ему не было отказано. Кроме того, в 2022 году Макаренков В.С. обеспечивался санаторно-курортным лечением как уволенный со службы в органах внутренних дел.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку в текущем году он не обеспечен санаторно-курортным лечением и такая обязанность в соответствии с законом возложена на ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

Судом по материалам дела установлено, что истец Макаренков В.С. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» с 2010 года осуществлял деятельность по направлению участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и лиц, приравненных к ним по льготам, на лечение в санаторно-курортные учреждения, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 138-н от 27 марта 2009 года «О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологическую медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минзравсоцразвития России».

Приказом Департамента здравоохранения Брянской области № 246 от 01 марта 2023 года «О направлении на санаторно – курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России» ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» во исполнение вышеуказанного приказа № 138-н от 27 марта 2009 года утверждено медицинской организацией, ответственной за направление на санаторно-курортное лечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В рамках установленного приказом Порядка направления на санаторно-курортное лечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, организовано межведомственное взаимодействие с отделением Социального фонда России по Брянской области с целью предоставления мер социальной поддержки только по одному из имеющихся у гражданина оснований.

26.01.2023 года истец обратился с заявлением в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» о выделении путевки в санатории здравоохранения Российской Федерации по профилю сопутствующего заболевания как инвалиду и участнику последствий ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с медицинской справкой №10 формы 072/у ГАУЗ «Брянская городская поликлиника №1». Предпочтительное место лечения в справке указано – санатории Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод.

При повторном обращении истцу был предоставлен ответ (исх. 139/5 от 16.02.2023), в котором ответчиком разъяснено, что для получения государственной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение       Макаренков В.С. может подать заявление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту получения ежемесячной денежной выплаты либо в уполномоченный орган, поскольку граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в настоящее время в Брянской области обеспечиваются санаторно-курортным лечением в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В статье 13 указанного Закона перечислены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

К ним, в частности, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 1 части 1 статьи 13); инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 части 1 статьи 13).

Статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 определены меры социальной поддержки для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Конкретное указание на обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, санаторно-курортным лечением среди перечня мер в статье отсутствует.

Предоставление социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения инвалидов, в том числе лицам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Минтруда России № 929-н, Минздрава России №1345н от 21.12.2020 года «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2009 № 138н (во исполнение Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») утвержден порядок организации работы по направлению больных из учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Обеспечение санаторно-курортным лечением в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляется путем предоставления санаторно-курортных путевок больным при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний: учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук, после оказания первичной медико-санитарной помощи, а также в течение 6 месяцев после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения, Департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.2 Порядка).

Кроме того, Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых указаны инвалиды (пункт 8).

В силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

В соответствии с частью 2 статьи 6.3 указанного Федерального закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, перечень которых утвержден распоряжением правительства Российской Федерации. При этом санаторно – курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов и является одним из основных мероприятий данного перечня.

В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Настоящий Порядок регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - граждане), набора социальных услуг, включающего предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации.

Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в медицинской организации по месту жительства справку для получения санаторно-курортной путевки по форме N 070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н.

При наличии справки для получения санаторно-курортной путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) по месту получения ежемесячной денежной выплаты либо в уполномоченный орган (пункты 21,23,27,28 Порядка).

Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, является расходным обязательством Российской Федерации.

Таким образом, предоставление социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения инвалидов, в том числе лицам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Минтруда России № 929-н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Являясь инвалидом Макаренков В.С., в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи», положениями Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

По информации ОСФР по Брянской области № 32-2/59542 от 22.06.2023 по состоянию на 22.06.2023 в ОСФР по Брянской области номер Макаренкова В.С. по заявлению от 07.06.2022 г. на предоставление санаторно-курортного лечения – значился 3012. Путевки предоставляются согласно очередности по дате подачи заявления и профилю заболевания, указанному в медицинской справке для получения путевки формы 070/у.

Кроме того, согласно пункту 7 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение, в том числе на лечение в санаторно-курортных организациях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.

Как следует из справки, представленной УМВД России по Брянской области № 8-1/71/9370 от 26.01.2023 года, Макаренков В.С.,<дата> рождения согласно справки МСЭ-2011 №... от <дата> -пенсионер, является инвалидом <данные изъяты> группы, причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Порядок приобретения путевок на лечение в санаторно-курортные организации (за исключением санаторно-курортных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и санаторно-курортных организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ утвержден Приказом МВД России от 24.04.2019 № 275.

Направление лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка на санаторно-курортное лечение в иные санаторно-курортные организации соответствующего профиля по путевкам осуществляется в пределах выделенных бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Как следует из информации ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области» Макаренков В.С. 30.01.2023 (рег.№М-3) обратился в подкомиссию по отбору и направлению на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области» за санаторно- курортным лечением в апреле-мае 2023 г. В связи с предоставлением неполного перечня документов, а именно оригиналов документов, вопрос предоставления путевки Макаренкову В.С. перенесен на очередное заседание подкомиссии МСЧ.

Как пояснил представитель УМВД России по Брянской области в судебном заседании, в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санатории системы МВД России истцу не отказано, о необходимости устранения недостатков заявления ему разъяснено, более того, данной мерой государственной поддержки он пользовался в 2021 и в 2022 году.

Статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установлено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Суд отмечает, что на момент рассмотрения ответчиком заявления Макаренкова В.С. от 26.01.2023 года, истец являлся получателем набора социальных услуг в ОСФР по Брянской области по заявлению от 07.06.2022 о предоставлении санаторно-курортной путевки.

Действительно, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Вместе с тем, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 № 817-О, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки. Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами).

Доводы истца о том, что 19 июля 2023 года он направил соответствующее заявление о снятии его с очереди на предоставление санаторно-курортного лечения гражданам льготной категории в ОСФР по Брянской области, не имеют правового значения по требованиям о признании незаконным бездействия ответчика в связи с рассмотрением его заявления о направлении сведений и организации санаторно-курортного лечения от 26.01.2023.

Макаренков В.С. не обращался в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» после 16.02.2023 года, в том числе после передачи ответчику полномочий по направлению на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России, приказом департамента здравоохранения Брянской области от 01.03.2023 года №246, а также после 19.07.2023.

Суд отмечает, что истец не лишен в 2023 году права получить путевку на санаторно-курортное лечение в установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» порядке при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний, определив по своему выбору одно из оснований получения меры социальной поддержки.

Таким образом, доводы истца о нарушении его права на санаторно-курортное лечение в текущем году, по существу сводятся к несогласию с нормативно установленными правилами предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.

Суд не усматривает нарушений ответчиком требований Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части заявленного истцом бездействия при рассмотрении его заявления, по существу истец выражает несогласие с неисполнением ответчиком обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение Минздрава РФ на основании медицинской справки, которое он и обжалует.

Обращение истца рассмотрено в установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядке, ему дан мотивированный ответ, а несогласие       Макаренкова В.С. с содержанием ответа не является основанием для признания действия (бездействия) учреждения незаконными.

Поскольку судом не установлено нарушение прав истца со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что для удовлетворения требований истца отсутствуют правовые основания и отказывает в их удовлетворении в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Макаренкова Владимира Семеновича к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр» о признании бездействия незаконным, обязании направить на санаторно-курортное лечение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                           Н.Н. Склянная

Решение принято в окончательной форме 11 августа 2023 года

Дело № 2-2894/2023

УИД 32RS0027-01-2023-000957-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск                                                                              03 августа 2023 года

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи                                                    Склянной Н.Н.

при секретаре                                                                              Кожановой М.В.,

с участием истца                                                                      Макаренкова В.С.,

представителя ответчика                                                              Егоровой Е.С.,

прокурора                                                                                      Орловской Н.В.,

представителей третьих лиц, не заявляющих

самостоятельные требования                       Петровой В.В., Храмченковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаренкова Владимира Семеновича к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр» о признании бездействия незаконным, обязании направить на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Макаренков В.С. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что 26.01.2023 года он направил заявление в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» для передачи сведений в санаторно-курортное учреждение и предоставления ему санаторно-курортной путевки. После обращения в Департамент здравоохранения Брянской области в связи с неполучением ответа на его обращение к ответчику, 16.02.2023 истцу даны разъяснения о том, что для получения указанной государственной услуги следует обратиться в Социальный Фонд РФ.

Полагая нарушенным свое право на санаторно-курортное лечение и указывая на неправомерное неисполнение ответчиком обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение согласно приказу Минздрава РФ от 12.05.2010 №347-Н, истец с учетом уточненных исковых требований, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать незаконным неисполнение ответчиком обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение Минздрава РФ г. Ессентуки «КМВ». Обязать направить сведения для предоставления санаторно-курортного лечения на основании медицинской справки.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Брянской области, УМВД России по Брянской области, ОСФР по Брянской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области», в порядке ч.3 ст. 45 ГПК РФ в процесс вступил прокурор.

В судебное заседание не явились представители Департамента здравоохранения Брянской области, ОСФР по Брянской области. В письменном отзыве представитель ОСФР по Брянской области полагал требования не подлежащими удовлетворению, поскольку ОСФР по Брянской области осуществляет обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, путевками на санаторно-курортное лечение. По состоянию на 22.06.2023 года Макаренков В.С. состоял в очереди по его заявлению от 07.06.2022 под номером 3012. В предоставлении ОСФР по Брянской области путевки ему не отказано, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, однако объем финансирования не позволяет обеспечить предоставление путевок всем подавшим заявление получателям услуг Брянской области, в связи с чем, срок не является пресекательным и путевка в том числе заявителю Макаренкову В.С. предоставляется в порядке очередности.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Истец Макаренков В.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что находится на диспансерном наблюдении в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС бесплатно ежегодно в первоочередном порядке. Согласно информационному письму Минздрава РФ №14-5/10/2-7814 от 29.05.2009 санаторно-курортная помощь может быть оказана и в течение 6 месяцев после окончания стационарного лечения, ответчик такую обязанность не исполнил. Право на получение путевки в санатории Минздрава РФ не может быть ограничено тем, что истец направил заявление в МСЧ УМВД России по Брянской области, поскольку услуга ему в 2023 году не предоставлена. Аналогично это право не может быть ограничено и нахождением в очереди на получение путевки в ОСФР по Брянской области, поскольку заявление им направлено 07.06.2022 года, календарный год закончился 31.12.2022, путевка ему не предоставлена, а с 19 июля 2023 года в очереди он не состоит, поскольку направил соответствующее заявление о снятии с очереди на предоставление санаторно-курортного лечения.

Представитель ответчика Егорова Е.С. исковые требования не признала, указала, что истец ежегодно использует свое право на санаторно-курортное лечение как уволенный со службы в органах внутренних дел, в том числе в 2022 году. Кроме того, на момент его обращения в медицинское учреждение он состоял на очереди на получение государственной услуги в ОСФР по его заявлению от 07.06.2022 года. В направлении сведений в медицинское учреждение на получение санаторной путевки по заявлению от 26.01.2023 года истцу не отказано, в ответе учреждения от 16.02.2023 года ему разъяснен порядок получения путевки в ОСФР по Брянской области, где он и состоял на очереди. Полномочия по направлению на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России, нормативно переданы ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» приказом департамента здравоохранения Брянской области от 01.03.2023 года №246, которым утвержден порядок направления на санаторно-курортное лечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 01.03.2023 Макаренков В.С. не обращался с заявлением в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» для предоставления путевки в учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России, при наличии у него медицинских показаний и отсутствии обращений за одинаковыми мерами социальной поддержки.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, УМВД России по Брянской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области» Храмченкова Н.А. и Петрова В.В., в судебном заседании полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку они не обоснованы и не соответствуют требованиям закона. Пояснили, что 30.01.2023 истец обратился в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области» для получения путевки на санаторно-курортное лечение в 2023 году, однако предоставил неполный перечень документов, не предоставил оригиналы документов, о чем ему было сообщено, в предоставлении путевки ему не было отказано. Кроме того, в 2022 году Макаренков В.С. обеспечивался санаторно-курортным лечением как уволенный со службы в органах внутренних дел.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению, поскольку в текущем году он не обеспечен санаторно-курортным лечением и такая обязанность в соответствии с законом возложена на ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

Судом по материалам дела установлено, что истец Макаренков В.С. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» с 2010 года осуществлял деятельность по направлению участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и лиц, приравненных к ним по льготам, на лечение в санаторно-курортные учреждения, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 138-н от 27 марта 2009 года «О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологическую медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минзравсоцразвития России».

Приказом Департамента здравоохранения Брянской области № 246 от 01 марта 2023 года «О направлении на санаторно – курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России» ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» во исполнение вышеуказанного приказа № 138-н от 27 марта 2009 года утверждено медицинской организацией, ответственной за направление на санаторно-курортное лечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В рамках установленного приказом Порядка направления на санаторно-курортное лечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, организовано межведомственное взаимодействие с отделением Социального фонда России по Брянской области с целью предоставления мер социальной поддержки только по одному из имеющихся у гражданина оснований.

26.01.2023 года истец обратился с заявлением в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» о выделении путевки в санатории здравоохранения Российской Федерации по профилю сопутствующего заболевания как инвалиду и участнику последствий ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с медицинской справкой №10 формы 072/у ГАУЗ «Брянская городская поликлиника №1». Предпочтительное место лечения в справке указано – санатории Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод.

При повторном обращении истцу был предоставлен ответ (исх. 139/5 от 16.02.2023), в котором ответчиком разъяснено, что для получения государственной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение       Макаренков В.С. может подать заявление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту получения ежемесячной денежной выплаты либо в уполномоченный орган, поскольку граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в настоящее время в Брянской области обеспечиваются санаторно-курортным лечением в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

В статье 13 указанного Закона перечислены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

К ним, в частности, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 1 части 1 статьи 13); инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 части 1 статьи 13).

Статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 определены меры социальной поддержки для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Конкретное указание на обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, санаторно-курортным лечением среди перечня мер в статье отсутствует.

Предоставление социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения инвалидов, в том числе лицам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Минтруда России № 929-н, Минздрава России №1345н от 21.12.2020 года «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2009 № 138н (во исполнение Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») утвержден порядок организации работы по направлению больных из учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Российской академии медицинских наук, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Обеспечение санаторно-курортным лечением в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляется путем предоставления санаторно-курортных путевок больным при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний: учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук, после оказания первичной медико-санитарной помощи, а также в течение 6 месяцев после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения, Департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.2 Порядка).

Кроме того, Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых указаны инвалиды (пункт 8).

В силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

В соответствии с частью 2 статьи 6.3 указанного Федерального закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления этих услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, перечень которых утвержден распоряжением правительства Российской Федерации. При этом санаторно – курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов и является одним из основных мероприятий данного перечня.

В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Настоящий Порядок регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - граждане), набора социальных услуг, включающего предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации.

Обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в медицинской организации по месту жительства справку для получения санаторно-курортной путевки по форме N 070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н.

При наличии справки для получения санаторно-курортной путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) по месту получения ежемесячной денежной выплаты либо в уполномоченный орган (пункты 21,23,27,28 Порядка).

Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, является расходным обязательством Российской Федерации.

Таким образом, предоставление социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения инвалидов, в том числе лицам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приказом Минтруда России № 929-н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Являясь инвалидом Макаренков В.С., в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178- ФЗ «О государственной социальной помощи», положениями Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

По информации ОСФР по Брянской области № 32-2/59542 от 22.06.2023 по состоянию на 22.06.2023 в ОСФР по Брянской области номер Макаренкова В.С. по заявлению от 07.06.2022 г. на предоставление санаторно-курортного лечения – значился 3012. Путевки предоставляются согласно очередности по дате подачи заявления и профилю заболевания, указанному в медицинской справке для получения путевки формы 070/у.

Кроме того, согласно пункту 7 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение, в том числе на лечение в санаторно-курортных организациях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.

Как следует из справки, представленной УМВД России по Брянской области № 8-1/71/9370 от 26.01.2023 года, Макаренков В.С.,<дата> рождения согласно справки МСЭ-2011 №... от <дата> -пенсионер, является инвалидом <данные изъяты> группы, причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

Порядок приобретения путевок на лечение в санаторно-курортные организации (за исключением санаторно-курортных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации и санаторно-курортных организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ утвержден Приказом МВД России от 24.04.2019 № 275.

Направление лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка на санаторно-курортное лечение в иные санаторно-курортные организации соответствующего профиля по путевкам осуществляется в пределах выделенных бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Как следует из информации ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области» Макаренков В.С. 30.01.2023 (рег.№М-3) обратился в подкомиссию по отбору и направлению на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Брянской области» за санаторно- курортным лечением в апреле-мае 2023 г. В связи с предоставлением неполного перечня документов, а именно оригиналов документов, вопрос предоставления путевки Макаренкову В.С. перенесен на очередное заседание подкомиссии МСЧ.

Как пояснил представитель УМВД России по Брянской области в судебном заседании, в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санатории системы МВД России истцу не отказано, о необходимости устранения недостатков заявления ему разъяснено, более того, данной мерой государственной поддержки он пользовался в 2021 и в 2022 году.

Статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установлено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Суд отмечает, что на момент рассмотрения ответчиком заявления Макаренкова В.С. от 26.01.2023 года, истец являлся получателем набора социальных услуг в ОСФР по Брянской области по заявлению от 07.06.2022 о предоставлении санаторно-курортной путевки.

Действительно, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Вместе с тем, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 № 817-О, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки. Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение (как в рамках указанного периода, так и за его пределами).

Доводы истца о том, что 19 июля 2023 года он направил соответствующее заявление о снятии его с очереди на предоставление санаторно-курортного лечения гражданам льготной категории в ОСФР по Брянской области, не имеют правового значения по требованиям о признании незаконным бездействия ответчика в связи с рассмотрением его заявления о направлении сведений и организации санаторно-курортного лечения от 26.01.2023.

Макаренков В.С. не обращался в ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» после 16.02.2023 года, в том числе после передачи ответчику полномочий по направлению на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздрава России, приказом департамента здравоохранения Брянской области от 01.03.2023 года №246, а также после 19.07.2023.

Суд отмечает, что истец не лишен в 2023 году права получить путевку на санаторно-курортное лечение в установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» порядке при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний, определив по своему выбору одно из оснований получения меры социальной поддержки.

Таким образом, доводы истца о нарушении его права на санаторно-курортное лечение в текущем году, по существу сводятся к несогласию с нормативно установленными правилами предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.

Суд не усматривает нарушений ответчиком требований Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части заявленного истцом бездействия при рассмотрении его заявления, по существу истец выражает несогласие с неисполнением ответчиком обязанности по направлению сведений в санаторно-курортное учреждение Минздрава РФ на основании медицинской справки, которое он и обжалует.

Обращение истца рассмотрено в установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядке, ему дан мотивированный ответ, а несогласие       Макаренкова В.С. с содержанием ответа не является основанием для признания действия (бездействия) учреждения незаконными.

Поскольку судом не установлено нарушение прав истца со стороны ответчика, суд приходит к выводу, что для удовлетворения требований истца отсутствуют правовые основания и отказывает в их удовлетворении в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Макаренкова Владимира Семеновича к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Брянский клинико-диагностический центр» о признании бездействия незаконным, обязании направить на санаторно-курортное лечение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                           Н.Н. Склянная

Решение принято в окончательной форме 11 августа 2023 года

2-2894/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Советского района г. Брянска
Макаренков Владимир Семенович
Ответчики
ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр»
Другие
УМВД России по Брянской области
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области
Департамент Здравоохранения Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Склянная Наталия Николаевна
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
03.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2023Подготовка дела (собеседование)
27.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2023Судебное заседание
26.05.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
11.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее