Дело № 2-170/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2017 год с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Литовченко А.Л.,
при секретаре Вишнякове П.А.
с участием прокурора Иванова П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нанайского района Хабаровского края, администрации Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края к ООО «Лидога-Трейдинг» об освобождении водоохраной зоны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нанайского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Лидога-Трейдинг» об освобождении водоохраной зоны. В обоснование указано, что одним из основных видов деятельности общества является производство пиломатериалов. Производственная деятельность осуществляется на земельном участке, площадью 37000 кв.м., расположенном по <адрес>, границы которого в установленном порядке не определены. Складирование круглого лесоматериала (бревен) и древесных отходов в виде горбыля и опилок фактически производится на прилегающей к производственной базе водоохраной зоне протоком <адрес> Данная деятельность осуществляется без правоустанавливающих документов на землю и без согласования с территориальным управлением Росрыболовства. По факту несанкционированного складирования общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ за использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, однако нарушение природоохранного законодательства до настоящего времени не устранено. Кроме того, размещение древесного сырья и отходов в неприспособленных для этого местах создает угрозу пожарной безопасности. Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просит признать действия общества по самовольному размещению склада незаконными, обязать ООО «Лидога-Трейдинг» в течение одного месяца, со дня вступления решения суда в законную силу, освободить водоохранную зону протоки <адрес> примыкающую к производственной базе ООО «Лидога-Трейдинг» от лесоматериалов и древесных отходов.
Аналогичные исковые требования заявлены администрацией Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Определением от 05 июня 2017 года иски прокурора и администрации соединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что правоустанавливающих документов на земельный участок до настоящего времени не оформлено, границы производственной базы ООО «Лидога-Трейдинг» не определены. Амурским территориальным Управлением Росрыболовства ответчику согласовано размещение склада лесоматериалов в водоохраной зоне, однако нормативные требования природоохранного законодательства и законодательства о противопожарной безопасности по-прежнему не выполняются, лесоматериалы и отходы деревообработки хранятся на одной площадке. С 12 апреля по 10 мая 2017 года на производственной базе трижды происходили пожары, в связи с чем существует реальная угроза причинения вреда.
Представители администрации Лидогинского сельского поселения, ООО «Лидога-Трейдинг» в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Администрация сельского поселения просит рассмотреть дело в их отсутствие, ответчик о причинах неявки не сообщил.
Выслушав прокурора и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 2.3.17 Устава одним из основных видов деятельности ООО «Лидога-Трейдинг» является заготовка и переработка леса, реализация деловой древесины и продуктов ее переработки.
Производственная деятельность общества осуществляется на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, площадью 37000 кв.м., расположенном по <адрес>, границы которого в установленном порядке не определены. При этом производственная территория примыкает к водоохраной зоне протоки Ченка, что ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
01 марта 2016, 18 мая 2016, 12 октября 2016 г., 28 февраля 2017 в отношении ООО «Лидога-Трейдинг» составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, за использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности.
06 марта 2017 года Троицким межрайонным отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны в отношении ООО «Лидога-Трейдинг» вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.
Данным постановлением общество признано виновным в складировании круглого леса (примерно 2000 куб.м.) и отходов деревообработки в виде горбыля (примерно 1000 куб.м) в водоохраной зоне протоки <адрес> на площади 3000 кв. м. без согласования с Амурским территориальным управлением Росрыболовства. Одновременно с назначением административного наказания обществу вынесено представление об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения.
Во исполнение представления, 03 мая 2017 года ООО «Лидога-Трейдинг» получено заключение Амурского территориального управления Росрыболовства о согласовании деятельности по размещению и складированию лесоматериалов в водоохраной зоне протоки <адрес>
В соответствии с заключением, площадка рассчитана под складирование лесоматериалов общим объемом 1,5-3,0 тыс. куб.м. Размещение площадки под складирование согласовывается при условии соблюдения природоохранных мероприятий.
Вместе с тем, как указано истцами и не опровергнуто ответчиком, несмотря на согласование размещения склада, надлежащих условий хранения до настоящего времени не создано.
Согласно подпункту 2 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещается, в том числе размещение объектов размещения отходов производства и потребления.
В силу пункта 3.2 ГОСТ 9014.0-75 «Лесоматериалы круглые. Хранение. Общие требования» планировка территории склада, расположение и укладка штабелей, размещение транспортных и погрузочно-разгрузочных механизмов должны производится с учетом требований настоящего стандарта, противопожарных норм строительного проектирования складов лесных материалов и соответствующей нормативно технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
Согласно пункту 360 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, на складах по хранению лесных материалов места, отведенные под штабели, должны быть очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов или покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 сантиметров.
Территория склада перед укладкой круглых лесоматериалов в штабеля должна быть очищена от коры, щепы, старой древесины, мусора выровнена и уплотнена ( пункт 3.1 ГОСТ 9014.0-75).
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее спорное правоотношение предусматривает только раздельное хранение лесоматериалов и отходов деревообработки.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с пунктом 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Как видно из материалов дела, в нарушение требований вышеперечисленных нормативных актов, лесоматериалы и отходы деревообработки хранятся совместно; отходы деревообработки хранятся насыпью без оборудованной защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров; площадка складирования не очищена от горючего мусора; по периметру зон, на которых размещены отходы, отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными сооружениями.
Кроме того, заключение Росрыболовства не относится к числу правоустанавливающих документов на землю. В силу этого, и поскольку границы производственной базы ООО «Лидога-Трейдинг» на момент рассмотрения дела не установлены, размещение склада с нарушением нормативных требований по существу является несанкционированной свалкой горючих материалов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии пункту 19 Правил противопожарного режима в РФ на территориях поселений запрещается устраивать свалки горючих отходов.
Учитывая изложенное, а также сведения о количестве пожаров в месте организации склада, суд приходит к выводу о том, что его размещение несет угрозу пожарной безопасности, в связи с чем как прокурор, так и администрация вправе требовать пресечения действий ответчика и восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края и администрации Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.
Самовольное размещение ООО «Лидога-Трейдинг» склада лесоматериалов и древесных отходов в водоохранной зоне протоки <адрес> признать незаконным.
Обязать ООО «Лидога-трейдинг» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить от лесоматериалов и древесных отходов водоохранную зону протоки <адрес> примыкающую к производственной базе ООО «Лидога-Трейдинг» по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 26 июня 2017 года.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья А.Л.Литовченко